Историко-художественный музей-заповедник |
|
Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник — одно из крупнейших в нашей стране хранилищ произведений
отечественного изобразительного и прикладного искусства. Расположенный на территории уникального архитектурного ансамбля
XV-XVIII веков — Троице-Сергиева монастыря, музей был основан после Великого Октября: 20 апреля 1920 года Советом Народных
Комиссаров был издан специальный декрет „Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой лавры".
Подписанный В.И.Лениным, он стал важным документом Советской власти в области культурного строительства.
Появлению этого документа предшествовала работа многих ученых и специалистов, привлеченных Народным комиссариатом просвещения
к деятельности в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. Она была создана в октябре 1918
года и на несколько лет взяла на себя заботу о национализированных монастырских сокровищах.
В состав комиссии в разное время входили известные деятели отечественной культуры Ю.А.Олсуфьев, П.А.Флоренский, П.Н.Каптерев,
реставраторы и музейные работники Т.А.Александрова-Дольник, Н.Д.Протасов, А.Н.Свирин, архитекторы А.А.Кеслер и И.Е.Бондаренко,
художники В.Д.Дервиз, М.В. Боскин, В.И.Соколов, В.И.Хрустачев, представитель местного ревкома Д. М. Гуревич.
За короткий срок они провели большую научную, организаторскую, выставочную, издательскую, агитационно-пропагандистскую
работу. Уже в течение первых полутора лет деятельности комиссии ими были зарегистрированы все имеющиеся произведения искусства,
сделано их первоначальное научное описание, обеспечена их всесторонняя охрана и реставрация, созданы музейные экспозиции,
которые впервые представили для всеобщего обозрения веками собранные здесь ценности. За время своего существования комиссия
смогла опубликовать большое количество изданий, посвященных бывшим монастырским коллекциям. Среди них научные описи и монографии,
путеводители и статьи в журналах и сборниках.
|
Троице-Сергиева лавра
|
Важное значение для художественной жизни страны имели впервые организованные комиссией уникальные выставки древнерусского
и русского искусства, послужившие в дальнейшем основанием для развертывания постоянных экспозиций отделов будущего музея.
Выполнив поставленные перед ней задачи, Комиссия по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры прекратила
свое существование в 1925 году, передав полномочия образованным тогда правлению и ученому совету музея.
С упразднением комиссии завершается организационный период в становлении музея и начинается новый этап его деятельности,
отмеченный совершенствованием музейной структуры, большим размахом научно-реставрационных работ, значительным пополнением
фондов.
В предвоенное десятилетие его собрание расширилось за счет коллекций профессора А. А. Александрова, краеведческого Музея
местного края и Музея народных художественных ремесел. В эти годы окончательно определился и существующий до сих пор профиль
музея, представляющего древнерусское искусство, искусство XVIII — начала XX века, народное искусство XVII — начала XX века,
народные художественные промыслы и советское декоративно-прикладное искусство.
Постановлением Совнаркома от 1 февраля 1940 года весь комплекс Загорского историко-художественного музея в черте крепостных
стен был объявлен музеем-заповедником республиканского значения. Тогда же для реставрации архитектурных памятников здесь
создается строительный участок ремонтно-восстанови-тельных работ, возглавляемый архитектором И.В.Трофимовым; деятельность
этого участка не прекращалась и в годы Великой Отечественной войны.
Экспозиции музея были спешно свернуты, а наиболее ценные предметы уже в августе 1941 года эвакуированы в Соликамск. Директор
музея И.Э.Птицын, отправив эшелон с московского вокзала, ушел на фронт и погиб в боях за Родину.
Вывозом и хранением музейных экспонатов в годы войны занималась научный сотрудник Н.М.Прасолова. В тяжелейших условиях
в сорокаградусные морозы она и работавшие бок о бок с ней работники ГМИИ им. А. С. Пушкина, музея керамики „Кусково",
музея-мастерской скульптора А.С.Голубкиной оберегали национальное достояние.
Однако далеко не все музейные ценности могли быть эвакуированы в глубь страны. Часть их, оставшаяся в Загорске, была
сохранена новым директором Э.Я.Швагер и заведующим отделом народного искусства И. Ф. Казаковым, которому незадолго до этого
удалось вывезти в город и имущество музея-усадьбы „Абрамцево".
В осенние дни 1941 года, когда фашисты рвались к Москве, были проведены работы по маскировке, бойницы стен были превращены
в огневые точки.
По окончании войны, после возвращения из эвакуации музейных ценностей, в музее развернулась реставрация произведений
древней живописи. С большим размахом велись работы по восстановлению памятников архитектуры. Не хватало квалифицированных
специалистов, и потому было принято решение вести их подготовку прямо на месте; так появилось в 1945 году на территории
бывшего монастыря Художественное училище строителей-реставраторов.
|
Троицкий собор. 1422 год
|
В первые послевоенные годы музей восстанавливается на новых принципах: составляется генеральный план его экспозиций,
открываются отделы народного творчества и древнерусского искусства XIV-XVII веков.
Начиная с 1952 года развивается в музее и такое важное направление его деятельности, как экспедиционная работа по сбору
произведений народного и древнерусского искусства, проводившаяся в различных областях России. Так, одними из первых были
обследованы древние села Загорского района и других регионов Московской области. Уже тогда сотрудниками музея Т.В.Николаевой,
Е.Н. Клитиной, О. А.Белобровой, О.В.Кругловой, Л.Э.Калмыковой были выявлены и привезены десятки выдающихся произведений
отечественного искусства.
В 1967 году, к пятидесятилетию Великой Октябрьской социалистической революции, в музее была открыта экспозиция советского
декоративно-прикладного искусства. Важными источниками ее пополнения стали постоянное сотрудничество музейных работников
с художниками, отбор произведений непосредственно на промыслах и предприятиях художественной промышленности, устройство выставок,
таких, как „Фарфор Вербилок", „Советский художественный фаянс", „Художники русского камня", „Современная
керамика РСФСР", „Художественное стекло России", многие произведения из экспозиций которых были приобретены музеем.
В 1960-е годы окончательно сложился и профиль музея, коллекции которого отражают историю развития отечественного прикладного
искусства XIV-XX веков.
В музее регулярно устраиваются выставки, предназначенные для более полной демонстрации музейных коллекций. Это и „Русское
гончарное искусство XIX — начала XX века", и „Дымковская игрушка", „Художественные промыслы Сергиевского посада",
и „Русская керамика XVIII — начала XX века". За последнее время произведения, хранящиеся в Загорском музее, экспонировались
во многих городах нашей страны и за рубежом, они побывали во Франции, Японии, ФРГ, Югославии, Венгрии, Болгарии, Польше,
Чехословакии, Монголии.
Продолжается и научная деятельность.
Важнейшей областью работы современных музеев является сохранение и воссоздание первоначального облика произведений архитектуры,
иконописи, шитья, ювелирного искусства, пострадавших от времени или дошедших до нас в искаженном позднейшими переделками
виде. Так, еще в 1920-е годы при музее была организована реставрационная мастерская по шитью и тканям. Вновь открытая в 1945
году, ныне она существует на правах филиала (отделения по реставрации тканей) отдела прикладного искусства Всероссийского
художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря. За время работы мастерской ее сотрудниками
— реставраторами высшей категории М.П.Рябовой, А.Н.Беляковой, Т.А.Горошко, выполнено множество сложнейших восстановительных
операций на памятниках из коллекций музеев СССР. И среди возвращенных к жизни экспонатов — несколько тысяч из собрания Загорского
музея.
|
Троицкий собор. Иконостас
|
Большие реставрационные работы проводились в музее и по коллекции иконописи. Начатые еще в 1920-е годы Н.А.Барановым
и возобновленные в послевоенное время, они продолжаются и сегодня. А их результаты подводят специальные регулярно устраиваемые
выставки, такие, как экспозиция 1980-1982 годов: „Древнерусская живопись XV-XVII веков в собрании Загорского музея. Новые
открытия реставрации".
Наряду с произведениями изобразительного и прикладного искусства музей хранит и изучает памятники замечательного архитектурного
ансамбля, восстановление первоначального облика которого во многом связано с именами архитекторов Д.П.Сухова, И.В.Трофимова,
а также В.И.Балдина, по проектам и под руководством которого оно проходило с 1950-х годов. Ремонтно-рестав-рационные работы
на произведениях архитектуры не прекращаются и по сей день.
С превращением в 1969 году Загорска в туристический центр и включением его в число городов, составляющих „Золотое кольцо"
России, с каждым годом возрастает поток посетителей музея. Сейчас более семисот тысяч советских и иностранных туристов ежегодно
прибывают сюда, чтобы познакомиться с хранящимися в его стенах выдающимися произведениями искусства.
Структура музея, включающая в настоящее время пять отделов и десять экспозиций, продолжает совершенствоваться.
Начата реставрация памятника архитектуры XVIII века — Конного двора,
в котором в будущем намечено разместить экспозиционные площади нового отдела — советского изобразительного искусства, музеефикацирована
Пятницкая церковь XVI века. Идут работы по формированию других музейных филиалов. Наряду с этим предполагается перепланировка
и уже существующих помещений, поиски наиболее оптимального решения внутреннего пространства и расположения экспозиций.
Троицкий монастырь связан с важнейшими событиями русской истории. Более шести веков стоит он на северных подступах к
столице, не раз преграждая путь недругам Руси.
|
Андрей Рублев. Троица. Икона. Начало XV века
|
Середина XIV века — время возникновения монастыря — один из сложнейших периодов в развитии древнерусского государства.
Именно тогда было положено начало процессу собирания русских земель, борьбе народа против ордынского ига за национальную
независимость. Ведущую роль в этой борьбе играла Москва. И новый монастырь на Радонежской земле, управляемой сыном Ивана
Калиты князем Андреем Серпуховским, со временем стал своеобразным проводником политики великокняжеского дома.
Основали монастырь братья Варфоломей и Стефан, дети радонежских жителей, боярина Кирилла и Марии, переселившихся некогда
из Ростова Великого. (Стефан вскоре отправится в Москву, где станет монахом Богоявленского монастыря и будет близок к митрополиту
Алексию и окружению великого князя московского Семена Гордого. Варфоломей же в дальнейшем, приняв монашество, войдет в историю
под именем Преподобного Сергия).
На холме Маковец, при слиянии рек Вондюги и Кончуры, построили братья небольшую деревянную келью и „церквицу малу",
которые стали прообразом будущей русской святыни.
О начальном периоде существования монастыря рассказывает „Житие" (жизнеописание) Сергия, составленное около 1418
года известным русским писателем Епифанием Премудрым и переработанное в 30-е годы XV века Пахомием Логофетом.
Из него мы узнаем, что вскоре после основания монастыря его территория расширяется, сюда стекаются люди. В 1355 году в монастыре
был введен общежитийный устав, обязавший монахов вести общее хозяйство, сообща участвовать в работах и вместе принимать
одинаковую для всех пищу. Это событие открыло новый этап в строительстве монастыря, территория которого приобрела „четверо-образную"
планировку, являющуюся „древнейшей из известных примеров подобного построения, получившего широкое распространение на Руси
при строительстве укрепленных городов и монастырей".
|
Амвросий. Икона-складень. 1456 год
|
Обнесенный прочной оградой из заостренных бревен, по периметру которой располагались огороды и кельи, окружавшие небольшую
церковь и трапезную, монастырь стал похож на небольшой хорошо укрепленный городок.
Уже в первые десятилетия своего существования монастырь приобретает большой авторитет и влияние, поскольку деятельность
его игумена была направлена на поддержку политики мос ковского князя Дмитрия Ивановича. Сергий Радонежский становится его
духовным наставником, крестит его детей, участвует в разрешении междоусобных споров. Осознавая насущную необходимость объединения
всех русских сил для организованного отпора ордынским полчищам, он не раз мирил удельных князей.
|