|
Уточья башня
|
Уточья башня
|
За Сушильной башней видна Житничная, или Уточья, угловая башня восьмигранной формы. Она богато декорирована плоскими
лопатками, поясками, фигур ными бойницами и увенчана стремительно вознесшейся
вверх красно-белой надстройкой из кирпича и белого камня. Эта надстройка придает необычный вид всему сооружению и
представляет значительный интерес как в художественном, так и в конструктивном отношении. Для ее опоры от основания на
всю высоту башни были выведены четыре мощных пилона, в связи с чем разобрали своды подземной камеры и всех вышележащих
этажей. При этом венчавший стены башни традиционный парапет зубцов с боевыми амбразурами был заменен открытой аркадой с
белокаменными шарами («глобусами») над ее карнизом и с башенками по углам; аркада эта служит ограждением площадки-гульбища,
занимающей здесь всю площадь
башни.
|
Уточья башня. XVII век
|
В центре гульбища возвышается надстройка из кирпича и белого камня, равная по высоте всему нижнему объему башни.
Она образована рядом последовательно уменьшающихся и по-разному оформленных восьмериков. Первый из них состоит из восьми
массивных пятигранных пилонов, рустованных блоками белого камня, с перекинутыми между ними арками; фасады его украшают богато
декорированные модульоны, скульптурные раковины и филенки. Грани следующего, небольшого по высоте восьмерика имеют сквозные
проемы — окна или в виде круга, обрамленного кольцом модульонов, или в виде фигурного криволинейного креста, врезанного
в массив белокаменной вставки; углы граней восьмерика подчеркнуты вкраплениями блоков белого камня. Выше, над сильно развитым
многопрофильным карнизом с кронштейнами, размещается открытая обходная галерея с белокаменной балюстрадой и высокими столбами
по углам; от столбов перекинуты арки к находящимся в глубине надстройки пилонам, которые служат опорой для вышерасположенного
восьмерика, исполненного в формах беседки с покрытым деревянным лемехом сводом. Венчает
башню небольшой граненый барабан с каменной утицей на высоком шпиле. (Предание рассказывает, будто Петр I стрелял отсюда
уток, прилетавших на расположенный рядом Белый пруд.) Внутреннее пространство надстройки открыто на всю высоту; здесь размещаются
деревянные лестницы, выводящие на галерею третьего яруса, откуда открывается красивый вид на широко раскинувшуюся панораму
города.
|
Уточья башня. XVII в.
|
Удачное соотношение между нижним объемом и венчанием башни, изящные пропорции, прекрасно нарисованные детали, необычайно
легкий и ажурный силуэт надстройки и, наконец, оригинальное цветовое решение — белый нижний ярус и красно-кирпичная надстройка
с белокаменными вставками — все это придает Уточьей башне исключительно народный вид и ставит ее в ряд выдающихся архитектурных
памятников конца XVII века. За своеобразную красоту и яркий цвет надстройки Уточья башня долгое время называлась Красной
(красивой), а описания монастыря XVIII века отмечают, что «она особливого примечания достойна» и «между наилучшими строениями
обретающимися в России иметь место долженствует».
|
Надстройка Уточьей башни. Реконструкция В. И. Балдина
|
|
Ратуша с башней а г. Маастрихте (Голландия). 1670
|
Исследователи давно обращали внимание на то, что верх Уточьей башни имеет много общего с башней ратуши в голландском
городе Маастрихте, построенной архитектором П. Постом во второй половине XVII века. Однако, в отличие от Уточьей,
башня ратуши выполнена в дереве и увенчана крупным «глобусом» с летящим ангелом. Известно, что Пост издал серию гравюр с
изображением своих произведений; альбом таких гравюр имелся в библиотеке Петра I (Рукописный отдел библиотеки АН СССР в
Ленинграде). Ленинградский исследователь М, Микишатьев обратил внимание, что в этом же альбоме наряду с гравюрами, где представлена
ратуша в Маастрихте, помещены также чертежи Званенбурга («Лебединого замка»), завершение которого, подобно Уточьей башне,
выполнено в виде граненого шпиля с сидящей на нем птицей.
Весьма вероятно, что при надстройке угловой башни Троицкого монастыря ее строителям были предложены в качестве примера
изображения столь любезных царю сооружений голландской архитектуры. И русские мастера очень талантливо и
умело интерпретировали мотивы указанных им иноземных образцов,
но не в дереве, а в кирпиче и камне, и при этом так изобретательно использовали богатую палитру декоративных возможностей
этих материалов, что создали свое, вполне оригинальное и значительно более совершенное произведение архитектуры, достойно
украсившее весь ансамбль древних зданий Троице-Сергиева монастыря.
| |