Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Обелиск (1792 г.)

Конец XVIII века в лавре отмечен памятным обелиском, удачно расположенным в геометрическом центре древней площади монастыря, между монументальным Троицким собором и высотной колокольней. Сложенный из дикого камня (песчаника), традиционный по форме, четырехгранный обелиск стал как бы тем последним штрихом или точкой, которую поставил символический Зодчий, завершая свой многовековой труд по формированию архитектурного ансамбля Троице-Сергиева монастыря.

Обелиск. 1792
Обелиск. 1792

На обелиске укреплены солнечные часы и четыре овальные доски с текстами, рассказывающими о событиях, связанных с историей монастыря.

Обелиск поставлен в 1792 году «тщением и иждивением» митрополита Платона, который на протяжении сорока шести лет (1767—1812) был также архимандритом монастыря. (После него стало традицией главу Русской церкви считать также священноархимандритом Троице-Сергиевой лавры.) Несколько высокопарный текст, написанный Платоном и выбитый на четырех овальных досках пьедестала, адресован посетителям монастыря и напоминает о тех государственных и ратных делах, «в коих сия обитель к сохранению Отечества содействовала и спомоществовала». Читается текст против часовой стрелки, начиная с южной стороны. Здесь рассказывается, как Сергий Радонежский поддерживал борьбу Дмитрия Донского за свержение татарского ига и «тому содействовал и молитвами и советом. . . и посланием на поле сражения двух иноков Пересвета и Ослабя, и писанием ободрительным при самом в бой вступлении». В тексте, помещенном на восточной стороне, говорится о роли Троицкого монастыря в Смутное время, когда интервенты, прикрываясь именем Лжедмитрия, «довели было Россию до края бедствий», а «обитель сия. . . всех сынов Отечества действия, предприятия, ревнования, совершения духом своим оживляла. . . и долговременную выдержала осаду; и тем северныя страны, а чрез них и самую Столицу и всю Россию предохранила». Далее повествуется об участии монастыря в организации ополчения под руководством К. Минина и Д. Пожарского, а также о том, что и сам мир с поляками, положивший конец «смуте», заключен был в 1618 году «под стенами сея обители в селе Деулине». Последняя надпись, на западной стороне пьедестала, напоминает, как здесь, в стенах Троицкого монастыря, Петр I «толико собою славный и столько Россию прославивший, для сохранения своей жизни двукратно находил убежище». Завершается текст указанием, что памятник поставлен «в прославление сея обители и в вечную память великих мужей».

Овальные доски с текстами первоначально были мраморными, но затем их заменили медными; снятые в 1930-х годах, они затерялись и в 1952 году были отлиты заново по рисунку автора книги. На трех сторонах обелиска были установлены солнечные часы с оригинальной разметкой-расчетом на треугольных медных часовых досках (хранятся в Загорском музее-заповеднике). Семнадцать врытых в землю и соединенных цепью орудий, оставшихся от «осадного времени», когда-то ограждавших памятник, не сохранились.

Расположенный рядом чугунный бассейн-фонтан под пестро раскрашенным балдахином устроен в 1872 году на средства купца Рюмина, который захотел повторить здесь нечто виденное им в Европе.