Графика начала XX века
Уникальное собрание произведений русского искусства, сосредоточенное в лавре, имело и имеет непреходящее значение для
творчества многих советских художников. Об этом можно судить по представленным в музее работам В. Фаворского, К. Юона, В.
Соколова и др.
|
И.С.Хрустачев. Оклад Евангелия. Начало XX века
|
Творчество выдающегося советского гравера Владимира Андреевича Фаворского (1886—1964) началось в предреволюционное
время. Художник был очевидцем революционных событий. Им посвящен лист «Октябрь 1917 г.». В. А. Фаворский — один из непревзойденных
советских иллюстраторов книги. Работая над произведениями классической русской литературы, художник находил свой образный
язык для отражения идеи, стиля и характера произведений. Замечательные по линейной четкости и тональности, филигранной отточенности
форм ксилографии Фаворского превращали иллюстрируемую книгу в единый художественный организм.
В экспозиции представлены иллюстрации к книгам «Слово о полку Игореве» («Бегство Игоря») и «Борис Годунов» А. С. Пушкина
(«Сцена в келье Чудова монастыря»).
Фаворским была выполнена и гравюра, изображающая загородную резиденцию троицкого духовенства — усадьбу «Корбуха», для
одноименной книги А. Свирина.
Образы древних русских городов и их архитектурные ансамбли — одна из главных тем в разнообразном творческом наследии
Константина Федоровича Юона (1875—1958). Тонко чувствовавший неповторимый национальный колорит, Юон явился создателем
произведений, проникнутых любовью к творческому гению русского народа, его богатой культуре и истории. Как красочное, яркое
видение предстает Троице-Сергиева лавра в акварели «Вид на лавру с привокзальной улицы».
Белый фон снега подчеркивает живописную палитру ансамбля.
На другой акварели изображен величественный Успенский собор. Немногими средствами художник сумел передать его по-весеннему
праздничным и торжественным и сообщить всему произведению ощущение той свежести и ясности, какая бывает ранней весной.
Литографии К. Юона, посвященные Сергиеву Посаду, доносят до нас не только архитектурный облик лавры как центра города,
но и жизнь этого города, проходившую у древних стен цитадели.
Имя Владимира Ивановича Соколова (1872—1946) пользуется также заслуженной известностью. Автор тонких пейзажей,
жанровых произведений, замечательно владеющий различной живописной и графической техникой, он был и прекрасным мастером
прикладного искусства.
В. И. Соколов — один из первых советских художников, создавших портрет В. И. Ленина. Теме революции посвящены его работы
«В революционное время», «Митинг в с. Терпигорьевском».
Художник жил и работал в Загорске. Виды лавры и живописные уголки Сергиева Посада — любимый мотив его произведений.
Он любил не только торжественную праздничность ансамбля, но и его тихие, невидимые с первого взгляда уголки, которыми художник
подолгу любовался с карандашом в руках.
|