|
Фарфор и стекло
Одной из важных задач, поставленных Петром I, было укрепление Русского государства, желание поднять свою, пока еще молодую
промышленность. В связи с этим в начале XVIII века возник целый ряд новых отечественных производств: шпалерное, керамическое,
стекольное. Спрос на произведения декоративно-прикладного искусства обусловил успешное развитие новых художественных промыслов.
|
Суповая миска.
|
Майолика и фаянс вырабатывались на заводе московского купца А. Гребенщикова, основанном в 1724 году. Изделия отличались
монументальностью формы, строгой, почти геометрической росписью. Представленная в экспозиции фаянсовая миска— один из редких
сохранившихся образцов того времени.
После открытия Д. И. Виноградовым секрета отечественного производства фарфора в 1744 году в Петербурге был основан
императорский фарфоровый завод, а вскоре — еще несколько частных предприятий, среди которых в XVIII—XIX веках особенно славились
изделия заводов Гарднера и Попова.
В музее хранятся фарфоровая посуда, статуэтки, чернильницы, декоративные вазы, изготовленные на этих заводах. Их отличают
высокие пластические качества, удобство, простота форм, яркость и нарядность расцветки, где преобладают чистые, несмешанные
цвета.
Первые изделия из фарфора являлись предметами роскоши. Императорский завод поставлял изделия исключительно для царского
двора. Поэтому их отличают особая живописность и тонкость отделки. Представленные в витринах тарелки украшены изящно
выполненными пейзажными мотивами. Мастера точно находили размер изображения в соответствии с объемом и формой всего предмета,
роспись дополняла и подчеркивала архитектоническую цельность его.
|
П.Т.Марандин. Блюдо с видом Троице-Сергиевой лавры. Конец XIX века
|
В отличие от императорского, завод Гарднера ориентировался в основном на выпуск массовых изделий на продажу, поэтому
они были проще, лишены, за редким исключением, даже скромной позолоты. Этот завод выработал устойчивые образцы, по которым
впоследствии выпускали свою продукцию и другие заводы.
Однако, несмотря на массовость, качество изделий было настолько высоко, что завод получил в 1777 году царские заказы
на изготовление специальных орденских сервизов: Георгиевского, Александровского и Андреевского. А в 1782 году, когда Екатерина
II отмечала двадцатилетие своего правления и учредила Владимирский орден, для приема кавалеров нового ордена Гарднеру был
заказан парадный дворцовый сервиз.
В музее представлены отдельные предметы из этих сервизов. В качестве основного декоративного элемента в их украшении
удачно использован мотив ордена и яркой орденской ленты.
Мастерами было придумано много интересных и красивых форм различных предметов, составляющих в общем сервизе единое художественное
целое. Так, салатница Александровского сервиза сделана в виде зеленого листа. Ее форма оригинальна, пластична и
удобна. Яркая кайма орденской ленты придает изделию нарядность и праздничность.
В конце XIX века завод перешел к новому владельцу — Кузнецову, которого интересовало не столько художественное качество
изделий, сколько коммерческие соображения. Общий художественный уровень продукции значительно снизился. В 1912 году в честь
столетней годовщины Бородинской битвы завод выпустил тарелки с изображениями эпизодов Отечественной войны 1812 года. На многих
из них были механически репродуцированы станковые произведения В. В. Верещагина в обрамлении густой позолоты. Несколько
таких тарелок можно посмотреть в экспозиции.
Одновременно с производством бытового фарфора появилась замечательная область русского искусства — фарфоровая пластика.
Многие заводы наладили выпуск в массовом количестве «фарфоровых кукол». Это и грандиозные многофигурные настольные украшения
для царского двора, и отдельные предметы в виде фигур птиц и животных, и жанровые статуэтки, изображавшие все слои русского
общества, и т. д.
В музее есть несколько жанровых статуэток, среди них знаменитая «Водоноска», выполненная по модели С. С. Пименова,
«Башкир с саблей», «Женщина с венком».
Немаловажное место среди других видов художественной промышленности заняло стеклоделие. Потребности в нем с течением
времени сильно возросли. Для строившихся дворцов, гражданских сооружений, жилых домов, наконец, в повседневном обиходе нужны
были осветительные приборы, люстры, зеркала, смальта и цветное стекло. Модный, но дорогостоящий горный хрусталь вскоре был
успешно заменен более доступным искусственным, нашедшим широкое применение. Замечательны кубки из такого хрусталя
середины XVIII века с гравированными монограммами Елизаветы Петровны, портретами и жанровыми сценами, отличающиеся красотой
формы и рисунка, тонкостью гравировки.
Находящиеся в музее хрустальные люстры выполнены во второй половине XVIII века. Легкий металлический каркас, красивый
хрустальный узор, состоящий из хрупких страз и пирамидок, небольшое количество светящихся точек придают им вид изящных сооружений,
прекрасно дополнявших убранство дворцовых интерьеров XVIII века.
Большой строгостью, тонко найденной пропорциональностью и красотой форм отличаются и другие изделия второй половины
XVIII века. На смену пышным кубкам появляются рюмки, украшенные золотыми монограммами. Пользуется популярностью «молочное
стекло», напоминающее изделия из фарфора. Благодаря деятельности М. В. Ломоносова успешно развивалось и отечественное цветное
стеклоделие, шедшее на изготовление посуды, декоративных ваз, деталей, осветительных приборов, бисера и стекляруса. В музее
экспонируется несколько таких изделий, а также вышивки, выполненные из цветного бисера.
В начале XIX века формы бытовых вещей тяготеют к монументальности. Для изделий из хрусталя характерны толстые стенки,
покрытые «алмазной» гранью, вследствие чего они выглядели намного массивнее предшествующих. Большое распространение получило
многослойное стекло, состоящее из нескольких слоев цветного, белого и бесцветного стекла.
| |