Графика
Одним из популярных видов искусства в XVIII веке явилась гравюра, вошедшая в русскую культуру при Петре I.
В XVIII веке в основном бытовала техника резцовой гравюры на меди, которой превосходно овладели многие русские мастера.
Техника гравировки по металлу употреблялась также мастерами золотого и серебряного дела. Одновременно существовала и старинная
техника гравюры на дереве.
Резцовая гравюра на меди была популярна в различных слоях русского общества. Она служила и целям пропаганды важных государственных
мероприятий, и могла быть украшением скромного крестьянского жилища. Предметом ее изображения были военно-исторические
события, петровские морские баталии, портреты реальных и вымышленных лиц, сказочные сюжеты. Гравюра служила также целям
популяризации и распространения различных знаний и сведений в области естественных наук, отечественной и зарубежной истории
и т. д.
|
И.Ф.Зубов. Сергий и Никон. Гравюра. Первая половина XVIII века
|
Приобреталась гравюра и духовенством Троице-Сергиева монастыря. Это были в основном портреты особ царской фамилии, высшего
духовенства, виды монастырей, гравированные, а позднее литографированные иконы.
В монастыре хранились резные медные доски с изображениями Сергия, Никона, Троице-Сергиевой пустыни. С этих досок в 1954
году были сделаны оттиски. Они представлены в экспозиции. Доски с изображениями Сергия и Никона резаны известным гравером
Иваном Зубовым, очевидно по заказу духовенства лавры.
В вифанских кельях митрополита Платона наряду с гравированными иконами были и гравированные репродукции с картин и фресок
Андрея Рублева, Рафаэля, гравюры работы
современника Платона мастера Гаврилы Скородумова, выполненные лучшими мастерами того времени портреты Ломоносова и
Петра I, самого митрополита Платона, акварели с видами Москвы работы Франческо Кампорези, множество видов монастырей и т.
д.
За годы существования музея старое монастырское собрание графики было пополнено работами русских и советских мастеров.
Известными мастерами «грыдорования» XVIII века были братья Алексей и Иван Зубовы — сыновья иконописца Федора Евтихиева
Зубова. Славу Алексею Зубову принесли его изображения Петербурга и петровских морских баталий. Одной из интересных работ
художника явилась гравюра «Брак Петра I», где мастер почти с документальной достоверностью постарался запечатлеть происходящее.
В поле зрения художника весь парадный зал, где происходило торжество: огромные зеркала и гобелены, висящие на стенах, большие
окна, сверкающие люстры, необычные туалеты гостей — то новое, что появилось в эпоху Петра I. И вместе с тем изображение не
кажется лишь скрупулезной фиксацией, так как мастеру удалось сохранить непосредственность видения, свойственную народному
искусству.
Гравюры Ивана Зубова «Сергий Радонежский» и «Сергий и Никон на фоне Троице-Сергиева монастыря» более традиционны по
теме и манере исполнения, идущими от иконописи. Очевидно, это было обусловлено требованиями церкви — главного заказчика
гравюр подобного рода.
Известным гравером XVIII века был Дмитрий Федорович Герасимов (1739—1784). Герасимов получил образование
в Петербургской академии художеств, затем в течение двух лет путешествовал за границей. Работал он в технике резцовой гравюры.
В экспозиции представлен поясной портрет генерал-фельдмаршала П. С. Салтыкова — героя Семилетней войны. Композиция гравюры
характерна для XVIII века: овальный портрет на фоне каменной стены. В контраст «каменному фону» фигура генерала полна жизни
и энергии. Поза Салтыкова свободна и непринужденна, голова несколько откинута назад, мундир распахнут. Художник четкими
параллельными линиями изобразил камень и легкими быстрыми штрихами — объем фигуры, фактуру одежды.
Творчество талантливого русского гравера Гаврилы Ивановича Скородумова (1755—1792) получило общеевропейское
признание. Родоначальник целой плеяды русских граверов-пунктиристов, он был великолепным мастером портрета, гравировал картины
известных русских художников, писал акварели. В технике пунктирной манеры выполнен детский портрет царевича Константина Павловича,
где мастер благодаря легкому пунктиру добился тончайшей градации светотеневых соотношений, передал нежную припухлость детского
лица, пушистые волосы, мягкое кружево жабо, а хрупкая фигурка кажется окутанной воздухом.
Гравюра «Смерть Потемкина» выполнена Скородумовым по рисунку художника М. Иванова, находившегося при штабе Потемкина
в качестве официального хроникера событий. Четко обрисовав фигуры первого плана, Скородумов большое внимание уделил природе,
выступив тонким пейзажистом. Весь второй план как бы тает в легкой воздушной дымке, скрывающей очертания горы и растворяющей
силуэты деревьев. Мягкое очарование природы контрастирует со сценой первого плана, исполненной театрального пафоса.
Русская гравюра XVIII — начала XIX века достигла большого совершенства не только в искусстве портрета, но и в жанре
пейзажа. Кроме Скородумова большой известностью пользовались произведения Андрея Григорьевича Ухтомского (1770 — после
1858). В Академии художеств он учился по классу гравюры у известного гравера Клаубера. В музее находится его работа, выполненная
по картине С. Щедрина «Вид города Павловска при лунном сиянии» (техника резцовой гравюры и офорта). Художник тонко чувствовал
красоту родной природы и изобразил ее в несколько романтическом и идеализированном виде. Пейзаж словно соткан из ажурной
листвы деревьев, нежных, тающих облаков и лунного света.
В русском искусстве XVIII — первой половине XIX века замечательная роль принадлежит народным лубочным картинкам. Родоначальниками
медного лубка считаются братья Зубовы. В середине XVIII века в Москве была основана фабрика
медного лубка. Здесь не только печатали новые картинки, но делали и оттиски со старых
досок. Тематика лубка была самой разнообразной, изображения, нередко цветные, сопровождались обширными пояснительными текстами.
В нашей экспозиции находятся два таких лубка: «Птица Сирин» и «Птица Алконост».
Рассматривая народные картинки, следует обратить внимание и на чрезвычайно любопытное живописное произведение «Весы»
— остроумную карикатуру на европейское положение, сложившееся после русско-турецкой войны. Карикатура выполнена неизвестным
художником.
Автор акварелей с видами Москвы — итальянский архитектор Франческо Кампорези (1747—1831). Он приехал в Россию
вместе со знаменитым зодчим Кваренги. Кампорези строил дома и усадьбы для московской знати, занимался декоративной живописью,
в течение некоторого времени работал вместе с выдающимся русским архитектором Ф. Казаковым.
Акварели Кампорези, хранящиеся в музее, украшали вифанские кельи митрополита Платона. Они доносят до нас несохранившийся
облик Москвы конца XVIII века. Как зодчего, Кампорези, естественно, в первую очередь интересовала архитектура, все
характерные особенности которой он старался запечатлеть, оживляя пейзаж стаффажными фигурками в русских национальных костюмах.
В работах Кампорези замечательны виды Кремля из Замоскворечья с несохранившимися до наших дней соборами и дворцами, набережная
Москвы-реки, в то время еще деревянная. На одной из акварелей показан Петровский дворец, построенный Казаковым в 1782 г.
и названный современниками за свою причудливую архитектуру «дневной иллюминацией». Кампорези изобразил также деревянный
театр в Лефортове, Тверскую и Владимирскую заставы и много других достопримечательных мест города.
В вифанских кельях находилась и любопытная гравюра художника Вальперги с изображением митрополита Платона в роли покровителя
искусств, и этим объясняется не совсем обычная для русской гравюры XVIII века композиция всего листа. Небольшой овальный
портрет Платона поддерживают амуры и аллегорические женские фигуры, заимствованные
художником с гравированного портрета королевы Елизаветы работы Бернигерота. Механически перенесенные на портрет духовного
лица и занявшие в нем большое место, они придали всему изображению несколько жанровый характер.
|