Мелкая пластика
Интересную часть коллекции составляют произведения мелкой пластики, под которой принято понимать миниатюрную рельефную
резьбу по камню, дереву, кости, а также серебряное и медное литье. По существу, это своеобразный вид древнерусской скульптуры,
где с необычайной полнотой сказалось чувство пластики русских мастеров.
Искусство мелкой пластики являлось одним из популярных в Древней Руси. Вещи, украшенные
резьбой или литьем, имели массовое распространение. Они связаны, главным образом, с христианским культом: это всевозможные
нагрудные иконки и кресты, панагии, иконы-складни, ковчеги-мощевики, принадлежавшие как духовным лицам, так и мирским. Часто
такие произведения являлись предметом родительского благословения и имели, видимо, значение своеобразного «оберега».
|
Оклад Евангелия. 1754 год
|
Развитие искусства мелкой пластики находится в тесной связи с народным искусством. С последним его роднят не только технические
приемы, но и тот мир образов, который создавался мастерами мелкой пластики под непосредственным влиянием народного эпоса
и народной поэзии.
|
Сканый оклад Чиновника. XVIII в.
|
Изображения на предметах мелкой пластики в большинстве своем связаны с живой исторической действительностью. Выполненные
в различных художественных центрах, они свидетельствуют об особенностях каждого из них.
В экспозиции музея можно видеть работы рязанских, ростовских, ярославских, новгородских и московских мастеров.
Чрезвычайно интересны произведения XIII — первой половины XIV века, знакомящие с развитием русского художественного
ремесла так называемой «глухой поры» в истории русского искусства, связанной с периодом господства монголо-татарского ига.
В сказаниях, легендах этого времени прославляется верность родине, слышатся призывы к борьбе, к подвигу. Эти же настроения
находили отражение и в искусстве.
Необычайно популярным становится изображение святого Николы. Появившиеся в это время новые иконографические типы его
— Можайский и Зарайский — свидетельствовали о воплощении в них представлений о Николе, прежде всего, как о защитнике земли
Русской от иноземных захватчиков. Такова маленькая нагрудная иконка XIII века из талькового сланца рязанского происхождения
с изображениями богоматери Одигитрии и Николы Зарайского, где в лепке форм достигнута большая четкость и выразительность.
С искусством рязанской земли связана и каменная иконка в сканой оправе с изображением конных
Бориса и Глеба, почитавшихся охранителями земли Русской и покровителями русских
князей. В ней обращает на себя внимание, что они представлены без головных уборов, безбородыми.
Идея воинского подвига, столь популярная в это время, свое яркое выражение находила в образе Георгия Победоносца, являвшегося
символом борьбы и победы, а также и символом народной удали.
На одной из каменных иконок XIV века образ легендарного Георгия исполнен необыкновенного своеобразия. Маленький,
крупноголовый, он кажется сидящим на сказочном игрушечном коньке. Это подлинное произведение народного искусства.
Редкой красотой и выразительностью отличается изображение конного Георгия на шиферной иконке, связанной с искусством
ранней Москвы. Храбрый Георгий на вздыбившемся коне поражает копьем крылатого дракона. Фигура героя необычайно пластична
и полна динамики. Недаром в описи 1641 года изображение Георгия на этой иконе названо «изваянным».
Интересно литое из серебра изображение Георгия-всадника со знаменем в руках. Это работа ростовского мастера XIV века.
Иконка принадлежала Григорию Соляникову.
Заслуживают внимания московские памятники XIV—начала XV века. Им свойственна большая пластичность и эмоциональная
настроенность образов. На ранних произведениях часто встречаются изображения Богоматери и Спаса.
Одним из центров, где выполнялись интересные и характерные для Москвы произведения, был Симонов монастырь. С ним связана,
по всей видимости, шиферная иконка в сканой оправе. Возможно, иконка выполнялась по заказу архимандрита Симонова монастыря
Федора, племянника Сергия Радонежского. Изображения на ней соименны членам великокняжеской семьи — Дмитрию Донскому, Юрию
Звенигородскому и лицам, близким к ним: Стефан — брат Сергия Радонежского и отец Федора. Произведение отличается мастерством
резьбы и большой выразительностью фигур.
Обращает на себя внимание маленькая иконка из талькового сланца начала XV века с изображением богоматери Умиления и
Георгия. Пропорции обеих фигур удивительно стройны. Прекрасен образ богоматери, в котором с большой проникновенностью
раскрываются чувства материнской любви и ласки. В этом небольшом произведении заметна характернейшая черта московского стиля
— внимание к эмоциональному состоянию персонажей.
В конце XIV — начале XV века резьба по камню уступает место серебряному литью, резьбе по дереву и кости. Одним из важнейших
элементов украшения художественных произведений являлось литье. Оно было распространено как в Москве, так и во многих других
центрах. Между 1410—1429 годами в московских мастерских был выполнен серебряный ковчег-мощевик радонежских князей. Возможно,
он принадлежал князю Владимиру Андреевичу Серпуховскому, знаменитому участнику Куликовской битвы. Литые серебряные позолоченные
фигурки, украшающие лицевую сторону ковчега, составляют композицию деисуса и два ряда патрональных святых, соименных, возможно,
членам семьи радонежских князей. Фигуры вытянутых изящных пропорций, низкого рельефа, свободно и ритмично расположены на
плоскости.
|
Оклад Евангелия. XVIII в.
|
В первой же четверти XV века в Троицком монастыре местными мастерами была выполнена панагия игумена Никона. На
верхней крышке ее из миниатюрных литых фигурок составлена композиция «Вознесение», четко разделенная на две части и хорошо
размещенная в пространстве круга. В целом панагия очень нарядна. Ее внешний ободок украшен накладным ажурным растительным
орнаментом. Мастер великолепно сочетает серебряную поверхность с позолотой.
Особые успехи в области искусства мелкой пластики были достигнуты в середине XV века. Ведущая роль в этом принадлежала
иноку Троице-Сергиева монастыря Амвросию, искусство которого по силе своей выразительности, глубине содержания и мастерству
исполнения стоит в одном ряду с замечательными творениями лучших иконописцев XV века. Выдающимся памятником эпохи является
трехстворчатая икона-складень из орехового дерева в золотой сканой оправе, выполненная Амвросием в 1456 году
по заказу игумена монастыря Вассиана Рыло, о чем сообщает и надпись на произведении. Сохранившиеся
на левой створке резные миниатюры с изображением праздников и фигуры предстоящих богоматери и Иоанна Богослова
на среднике необычайно пластичны и выразительны. Этому в немалой степени способствует умелое использование золотого фона,
просвечивающего сквозь ажурную резьбу темного дерева и создающего тонкий колористический эффект.
|
Кадило игумена Никона. 1405 год
|
Черты амвросиевского мастерства заметны и во многих других произведениях. Одно из них — большой восьмиконечный запрестольный
крест. Переделанный в XVII веке, он в основе своей сохранил детали старого. Ими являются 28 резных по кости миниатюр
XV века с изображениями распятия, праздников и святых. При внимательном рассмотрении можно заметить, что мастерство исполнения
миниатюр далеко не одинаково. Видимо, в создании креста принимал участие не один мастер.
Искусство резьбы по дереву и кости, доведенное Амвросием до совершенства, продолжало существовать в монастыре и в
последующие века. Во многих произведениях конца XV — начала XVI века прослеживаются традиции его мастерства.
Многочисленные произведения мелкой пластики середины и второй половины XVI века, выполненные как троицкими, так и столичными
мастерами, свидетельствуют о больших изменениях, происшедших к этому времени в развитии изобразительного искусства. Живая
непосредственность восприятия, столь характерная для древних произведений, уступает место условности и сухости в трактовке
образов, намечается их определенная стилизация. Многофигурные композиции становятся сложными и дробными. Но техника резьбы
по-прежнему высока, профессиональна, мастера прекрасно знают свойства используемых материалов.
Наиболее интересным произведением этого периода является двустворчатый складень с резными по кости композициями.
В произведениях мелкой пластики XVI века значительное место отводится их ювелирному обрамлению. Оправы часто украшены
превосходной сканью, эмалями, чеканкой. Нередко, особенно в XVII—XVIII веках, нагрудные иконки, панагии превращались в своеобразные
драгоценности, теряя свое прежнее первоначальное назначение.
|