|
Живопись XV века
Искусство Андрея Рублева оказало огромное влияние на последующее развитие древнерусской живописи. XV век — время ее блестящего
расцвета, время, когда творчески перерабатывается наследие Рублева. Произведения этой поры отличаются настроением спокойной
сосредоточенности, особой просветленностью. Для них характерно совершенство художественного языка: виртуозное владение линией,
цветом, композицией, техникой письма. Все это давало возможность древнерусским мастерам создавать в пределах одного и того
же иконографического типа яркие, не похожие один на другой образы.
|
Покровец «Распятие». Середина XVв.
|
В этом отношении коллекция икон XV века Загорского музея особенно интересна. Значительную часть ее составляют небольшие
вкладные моленные иконы с преимущественным изображением богоматери. И что замечательно, среди них ни одна не повторяет другую.
|
Троица Ветхозаветная. Икона. XV век
|
Образ богоматери являлся одним из самых распространенных и любимых в древнерусской живописи. Русские иконописцы трактовали
его чаще всего как символ материнства и воплощали в нем одновременно и самые высокие духовные качества человека, и самые
привлекательные черты народного типа. Тонкой лирикой и легкой грустью проникнут образ Богоматери Владимирской на иконе,
вложенной в Троицкий монастырь московским боярином Михаилом Васильевичем Образцовым. Безукоризненно правильный рисунок
подчеркивает красоту лика и грациозность фигуры Марии. Необычайно свежая цветовая гамма, оживленная деликатным применением
яркой киновари и звонкого голубца, как нельзя лучше отвечает внутренней гармонии и совершенству произведения.
|
Икона-складень. 1456 г. Работа мастера Амвросия
|
Совсем иная трактовка образа отличает икону «Богоматерь Петровская», принадлежавшую старцу Троицкого монастыря Селивестру
Ступишину. Образ богоматери глубоко человечен. Чуть склонив голову, она щекой касается головы младенца. Ее печальные глаза,
тонкие, слегка сведенные брови, прекрасно переданный выразительный жест правой руки свидетельствуют о глубоких внутренних
переживаниях за судьбу сына. Мягкий колорит иконы, построенный на сочетании коричнево-вишневых, золотистых и теплых охристых
оттенков, вторит теплоте и задушевности образа.
|
Царские врата с изображением Благовещения и евангелистов. 1425-1427 годы
|
С неподражаемым мастерством написана икона «Богоматерь Одигитрия», привезенная в Троицкий монастырь княгиней Неонилой
Ростовской при погребении своего мужа князя Андрея Александровича. Тонкий, с прекрасными чертами лик Марии мягко обрамляет
роскошный мафорий, украшенный драгоценными камнями и длинными золотыми кистями. Пропорции ее фигуры удлиненные и изящные.
От всего образа богоматери веет изысканной утонченностью и необыкновенной хрупкостью. Вместе с тем в этом хрупком облике
чувствуется огромное внутреннее достоинство. Гордо представляет она миру младенца, торжественно и свободно восседающего у
нее на руке, как на троне. В этом произведении проявились лучшие черты ростово-суздальской живописи.
|
Кадило игумена Никона. 1405 г.
|
О превосходном таланте русских мастеров XV века, их любви ко всему возвышенному и прекрасному свидетельствуют такие произведения,
как «Богоматерь Умиление», «Богоматерь Иерусалимская», «Софья, Вера, Надежда, Любовь», «Леонтий Ростовский» и многие другие.
| |