Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Каличья башня

Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия.
Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия. 1635-1638 годы. Каличья башня. 1758-1778 годы. Смоленская церковь. 1745-1748 годы

Каличья башня служит звеном, смыкающим расходящиеся здесь два прясла крепостной стены. В XVI веке на этом месте были Конюшенные ворота, называвшиеся по расположенным против них монастырским службам, а над ними — «круглая, о двух верхах» башня. В середине XVII века башню заново перестроили, она стала одноверхой, с проездными воротами в виде буквы «Г», а в конце XVII века башня получила высокую надстройку. К середине XVIII века башня находилась в аварийном состоянии, была разобрана до основания и в 1772 году построена вновь по проекту И. Жукова, затем И. Яковлева. Ее архитектура типична для XVIII века. Уменьшающиеся кверху объемы завершает четырехгранный, покрытый обливной черепицей шатер, увенчанный фонарем с флюгером.

В 1977 году в Каличьей башне восстановлена деревянная винтовая лестница со 159 ступенями и пятью смотровыми площадками. Отсюда, с высоты, хорошо обозревается не только архитектурный ансамбль монастыря, но и весь город, живописно раскинувшийся на невысоких холмах.

Каличья башня
Каличья башня

Облик Каличьей воротной башни резко выпадает из общего характера крепостных сооружений монастыря, построенная в конце XVIII века, когда монастырь окончательно утратил свое оборонительное значение, она выглядит уже не как боевая башня, а скорее как торжественный въезд, выполненный в характерных для того времени формах с применением ордера и рустовки. Существующая башня — третья по счету над расположенными здесь воротами с проездом в виде буквы «Г». Мост и плотина против ворот соединяли монастырь с другим берегом оврага, где находились многочисленные хозяйственные службы и конюшенные дворы, почему и сама башня первоначально называлась Конюшенной.

В XVI веке на ее месте стояла башня «о двух верхах», которую, подобно Уточьей башне, увенчали в 1651 году высокой декоративной надстройкой в виде трех убывающих вверх открытых ярусов, Украшенные балюстрадами, пирамидками и стрельчатыми арками, ярусы эти во многом напоминали верх Троицкой башни Московского Кремля. Но конструктивное решение надстройки было, очевидно, не совсем удачным — сто лет спустя (в 1747 г.) архитектор Мичурин настаивал на срочном, «не пропуская ни малейшего времени», разборе ее верха. При этом он рекомендовал сохранить нижний ярус, то есть объем башни 1651 года, и покрыть его «в два теса фигурою по примеру прочих, около Лавры стоящих башен». Однако башню разобрали до основания, а более неотложные работы, связанные с ремонтом зданий после пожара 1746 года и строительством колокольни, надолго задержали ее восстановление. Только в 1754 году монастырские власти обратились к Ухтомскому и его помощнику И, Жукову за советом, каким образом «над Каличьими воротами башню построить надлежит». Жуков разработал два варианта проекта; к строительству был принят проект башни в виде двухъярусной триумфальной арки с каменным шатром, увенчанным своеобразным глобусом. В ее архитектуре заметно сказывалось подражание возводившейся рядом колокольне: такой же ступенчатый силуэт из двух ярусов с огромными арочными проемами, такое же гульбище и парапет над нижним рустованным объемом. Много общего с колокольней было также в убранстве башни декоративными пинаклями и картушами. К постройке башни приступили в 1759 году, но едва возвели ее на высоту крепостной стены, как работы были приостановлены; и только после окончания сооружения колокольни на оставшиеся средства строительство башни было продолжено и завершено к 1778 году.

Каличья (1758—1778) и Плотничья (XVII в.) башни
Каличья (1758—1778) и Плотничья (XVII в.) башни

Первоначальный проект Каличьей башни в процессе затянувшегося строительства по поручению митрополита Платона существенно переработал архитектор И. Яковлев. Он заложил открытую арку проема во втором ярусе, убрал украшавшие башню вазы и картуши, придал венчающему шатру более обычную форму, с «фонарем» вверху,— все это значительно обеднило первоначальный замысел. Как и колокольня, Каличья башня была окрашена в зеленоватобирюзовый цвет с белыми пилястрами и карнизами; полотна ее железных ворот были сделаны «точно таким манером, не отменяя ничего и с такими же репейками и гвоздями, как в лаврской колокольне стоят». В 1793 году тесовая кровля шатра была заменена поливной черепицей «по примеру башен Московского Кремля». Лишившись вотчин, монастырь разобрал ставшие ненужными хозяйственные службы за оврагом к северу от крепости; и когда в 1772 году вешней водой здесь снесло плотину и мост против Каличьих ворот, их не стали восстанавливать, а ворота закрыли. В монастырском архиве сохранилось специальное дело «О заперении Каличьих ворот и не пропускании в оные никого» (1787). Каличья башня в основном сохранила свой вид, какой она имела в XVIII веке, реставраторы лишь укрепили ее конструкции, разобрали позднюю кровлю над гульбищем первого яруса, вернули первоначальную покраску фасадов и сделали лестницу в верхний фонарь, ставший теперь смотровой площадкой для туристов; восстановлен также мост через овраг с северной стороны башни.