|
|
В иконе выражена основная мысль всего иноческого служения Преподобного Сергия.
О чем говорят склоненные головы трех Ангелов и руки, ниспосылающие благословение на землю? Их любвеобильные взоры полны возвышенной печали.
Глядя на них, становится очевидным, что они выражают слова Первосвященнической молитвы, где мысль о Святой Троице сочетается с печалью о людях.
Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! Соблюди их во Имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы
(Ин. 17, 11).— Это та самая мысль, которая руководила Святым Сергием, когда он воздвиг собор Святой Троицы в лесной пустыни. Он молился, чтобы
разделенный ненавистью мир преисполнился той любовью, которая царствует в Предвечном Совете Живоначальной Троицы. Преподобный Андрей Рублев явил в
красках эту молитву, выразившую и надежду, и печаль Святого Сергия о России [67, с. 52].
|
|
Лицевое Житие Преподобного Сергия Радонежского. XVI в. Из собрания Троице-Ссргиевой Лавры. ГБЛ, ф.
304/Ш, № 21 (М. 8663), л. 1.
|
Троице-Сергиева Лавра. В самом названии раскрывается особое почитание православными иноками Живоначальной Троицы и основателя
Обители — Преподобного Сергия Радонежского, всея России чудотворца.
XIV век, на который пришлась жизнь Преподобного Сергия Радонежского (1314—1392), насыщен историческими событиями. На
Востоке и Западе идет напряженный процесс консолидации наций, формирования государств.
Полчища Тимура (Тамерлана), завоевавшего Среднюю Азию, Хорезм, Ургенч, угрожают Ирану, Армении, Грузии, Ближнему Востоку.
В трех походах разгромив Золотую Орду, разрушив Сарай-Берки, Астрахань, Азов, войска Тамерлана в 1395 году доходят до русского
города Ельца. Явление Божией Матери устрашило завоевателя, заставило уйти с Русской земли. В 1396 году турецкий султан Баязед
вынужден снять осаду Константинополя вследствие неожиданного вторжения Тамерлана в пределы султаната.
На Балканах Болгария, освободившаяся в 1280 году от подчинения Византийской империи, переживает краткий расцвет, но к
1398 году склоняется под иго османских завоевателей.
В 1386 году в результате Кревской унии, вызванной браком королевы Ядвиги и великого князя литовского Ягелло, происходит
объединение Польши и Русско-Литовского государства.
В 1397 году по Кальмарской унии произошло объединение Дании, Швеции и Норвегии под владычеством датской короны.
На крайнем западе христианского мира, в Испании, близится к завершению Реконкиста - многовековая освободительная война против мусульман-мавров.
Для Западной Европы XIV век был переходным к эпохе Возрождения.
В процессе становления западноевропейских монархий нарастают противоречия между светской и духовной властью. Борьба французского
короля Филиппа IV Красивого против светских притязаний папы Бонифация VIII привела в 1305 году к «авиньонскому пленению»
пап, продолжавшемуся до 1377 года.
Король Англии Эдуард I Плантагенет получает поддержку парламента против папской дипломатии в борьбе за Шотландию.
В 1356 году в Германии принята «Золотая Булла»— документ, в котором говорилось, что папский престол не должен принимать
участия в выборах императора.
К середине XIV века обстановка в Западной Европе чрезвычайно обострилась: в 1350 году между Францией и Англией началась
Столетняя война.
Противоречия между духовной и светской властью в Европе проявлялись, с одной стороны, в предреформационных и откровенно
еретических движениях, с другой—в усилении духовного традиционализма и всевозможных охранительных тенденций.
В Византии и на Афоне развивается богословие, и прежде всего в связи с Константинопольскими Соборами, на которых Святители
Григорий Палама, Фило-фей и Каллист утвердили основы православного вероучения в борьбе с ересью Варлаама и Акиндина.
В эпоху торжества православного Богословия расцветает на Маковце у Радонежа дело Преподобного Сергия. Русь становится
преемницей Византии, а Сергиева Обитель – Домом Живоначальной Троицы.
Преподобный Сергий Радонежский родился в 1314 году в семье ростовского боярина Кирилла и его жены Марии, которые во Святом
Крещении назвали сына Варфоломеем. По преданию, они жили тогда в селении Варницы, в своем имении под Ростовом Великим.
В семилетнем возрасте Варфоломей вместе со старшим братом Стефаном и младшим Петром был отдан в «учение книжное». Братья
и их сверстники преуспевали в книжной премудрости, а Варфоломею она не давалась, отчего он, как свидетельствует списатель
его Жития, «много браним бываше, боле же от учителя томим [наказан], а от дружины [товарищей] укоряем».
Однажды, в безмолвии проходя дубравой, Варфоломей увидел старца-пресвитера, стоявшего под деревом на молитве, и с верою
стал просить помолиться за него, чтобы Господь помог ему в учении. «Известно бо знаю, яко твоего моления Бог не презрит»,— говорил он.
Старец сотворил молитву и благословил отрока со словами: «Се
отныне, чадо, дарова ти Бог грамоту, ею же возможеши иных пользовати». Другой списатель Жития сообщает иные подробности:
старец дал отроку частицу антидора или просфоры и произнес: «Приими сие и снеждь. Се тебе дается знамение благодати Божией
и разума Святаго Писания». Далее в Житии повествование записано, видимо, со слов самого Преподобного: «И бысть сладость во
устех его, аки мед сладян. И рече: не се ли есть реченное: коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом моим.
И душа моя возлюби я зело».
Варфоломей умолил старца посетить родительский дом. В домашней часовне по его благословению отрок, ко всеобщему удивлению,
без труда прочитал псалом. Родителям старец прорек: «Сын ваш велик будет пред Богом и многия ради его добродетели и великаго
жития будет избранным сосудом Святыя Троицы» [45, с. 218]. Отрок Варфоломей быстро возрастал в меру духовного
совершенства, пребывая в послушании родителям.
В 1328 году Московский князь Иоанн Данилович Калита, мудро продолжая дело объединения русских земель, получил в Орде
ярлык на великое княжение. Спустя год ему было отдано Ростовское княжество, куда он послал своего наместника, но тот в корыстных
целях стал притеснять и обирать ростовских жителей, обвиняя их в «неверности Москве». Старейшего боярина Ростова Аверкия
наместник подверг мучительным истязаниям. Многие не выдерживали жестокостей и покидали родные земли. В числе переселенцев
были родители Варфоломея. К тому времени отец его, боярин Кирилл, верно служивший Ростовским князьям, разорился, так как
ему, как и другим боярам, приходилось тратить большие средства на подношения при посещении Орды и на приемы ордынских послов
в Ростове.
Семья нашла пристанище в Радонеже, где переселенцам были обещаны многие льготы. Город Радонеж, находившийся в Московском
княжестве, был отдан великим князем Иоанном Калитой в удел младшему сыну Андрею. Там, близ храма Рождества Христова, и поселился
боярин Кирилл со всем своим семейством. Варфоломею в то время было около пятнадцати лет.
К характеристике юного подвижника Преподобный Епифаний добавляет: «Как рассказать его тихость, кротость, молчаливость
в слове, смирение, безгневие, неподдельную простоту, любовь ко всем людям равную? Никогда не подвигся он на гнев, ничем никогда
не соблазнился, никого не обидел, ни в чем себе не попускал послабления, ни смеха. Если когда и встречалась надобность улыбнуться,
так как этого нельзя избежать, то это было у него благопристойно и воздержно... Псалмы в устах его никогда не прекращались.
Украшением было для него воздержание; удручению тела он радовался; худость одежды принимал с усердием. Ни пива, ни меда
никогда не вкушал, даже к устам не подносил и не обонял. Он желал и любил проводить жизнь во всех отношениях подвижническую,
и все это, как естественное, казалось ему недостаточным. Всегда тихий и молчаливый, кроткий и смиренный, он со всеми был
ласков и обходителен, ни на кого не раздражался, от всех с любовию принимал случающиеся неприятности» [43, с. 29—30].
Глубоко переживший в детские годы тяжелую участь своих близких и родного города, он стал в будущем великим «Печальником
Земли Русской».
|
Великий русский художник М. В. Нестеров (1862—1942), которого называют «певцом Преподобного Сергия», одно из своих
полотен назвал «Видение отроку Варфоломею» (ГТГ). Это видение произошло под Ростовом Великим.
|
Около пяти лет Варфоломей прожил с родителями в Радонеже. После того как женились братья Стефан и Петр, Варфоломей испросил
благословения родителей на монашеский путь. Они одобрили решение сына, но просили повременить, так как видели в нем единственную
свою надежду и опору в старости.
Старший брат Стефан вскоре овдовел, оставшись с сыном Иоанном на руках. Позже он принял постриг в Хотьковском монастыре
Покрова Пресвятой Богородицы. Там же приняли схиму и их родители — Преподобные Кирилл и Мария. Есть предположение, что перед
смертью они благословили Варфоломея на иноческий подвиг двумя иконами: Божией Матери Одигитрии (см. с. 19) и Святителя и
Чудотворца Николая (см. с. 245).
По преставлении родителей Варфоломей отдал свою часть наследства младшему брату Петру, а сам с родительским благословением
— моленными иконами и с книгами — решил искать пустынного жития. Он уговорил брата Стефана идти вместе с ним. В лесной чаще,
в 10 километрах от Хотькова, на возвышенном месте — «Маковце», они срубили скромную келлию, а потом и малую церковь. Так в 1337 году было заложено основание будущей
Обители.
В 1340 году митрополит Феогност прислал из Москвы священнослужителя, и храм был освящен во имя Пресвятой и Живоначальной
Троицы.
Не выдержав трудностей и искушений, Стефан ушел в Москву в Богоявленский монастырь, где в числе иноков этой обители подвизался
будущий великий Всероссийский Святитель Алексий. Вскоре митрополит Феогност назначил Стефана игуменом Богоявленской обители,
а великий князь и знатные бояре избрали его своим духовником.
«Бог, как сердцеведец,— отмечает составитель Жития Преподобного Сергия,— Един сведый сердечная, Един ведущий тайное,
провидя о нем [Варфоломее], будущее, зная, что он носит в сердце своем многие добродетели и усердную любовь,— провидел, что
по своему благому и доброму изволению, он будет сосудом избранным, будет игуменом многочисленного братства и отцем многих
монастырей» [43, с. 35].
|
Ковчег-мощевик Радонежских князей. Спас на Престоле с предстоящими: БожиеЙ Матерью, Иоанном Предтечей, Архангелами
Михаилом и Гавриилом, Апостолами Андреем, Петром и Павлом, Святителями Иоанном Златоустом и Спиридоном Тримифунтским, Мучеником
Евдокимом, Преподобным Феодором Студитом, святым князем (или Пророком — ?) Даниилом, Великомученицей Анастасией Узорешительницей
и святой Мученицей Феодосией Девой. В подписи — слова тропаря: «Более отец наших, творяй присно с нами по твоему
[Твоей кротости]». В Описи 1641 года на л. 85 об. запись: «Кробица серебряная з двема затворы золочена с обе стороны,
а в ней образ серебряной тощей, а на образе вверху — апостоли, в исподнем ряду — многи святые, литье, золочены, а надпись:
Боже отец наших, творяй присно с нами, а в нем мощи многие». 19,7x12,2x1,8 см. ЗГИХМЗ, № 5836.
|
| |