|
7 октября 1337 года, в день памяти святых мучеников Сергия и Вакха, Варфоломей принял от руки старца-игумена Митрофана
монашеский постриг с именем Сергий. Ему было тогда двадцать три года. По свидетельству его жизнеописателя, Преподобного Епифания
Премудрого, «он первый монах этого места, как бы началообразный подвигоположник и образец для всех остальных монахов, живущих
здесь... Хотя и молод он был по телесному возрасту, но смыслом духовным был старец и совершен Божественною благодатью» [43,
с. 37, 39]. Новопострижен-ный монах при святом Причащении воспринял сугубую Благодать Святого Духа.
На прощание игумен Митрофан благословил инока: «Тебя вручаю Богу, Который не даст преподобному Своему видети истления.
Не даст жезла грешных на жребий праведных. Не бает нас в ловитву зубом их. Господь любит праведники, и не оставит преподобных
своих, но во век сохранит их. Господь сохранит вхождение твое и исхождение твое отныне и до века. Аминь».
В пустынном уединении Преподобный Сергий прожил около двух лет в Богомыслии и молитве. Постепенно под его кров стали
стекаться иноки, жажду-ющие подвигов пустынножительства. Вскоре около него поселились двенадцать братии. Преподобный Сергий
утешал их от Слова Божия: Грядущего ко мне не изжену вон... Царство Небесное нудится, и нуждницы восхищают е...
Мало спасающихся, а потому и мало избранное Христово стадо, о котором Господь в Евангелии сказал: Не бойся малое стадо,
яко благоизволи Отец ваш дати вам Царство [43, с. 38—48J.
В братстве был принят особножительный устав. Каждый сам сооружал себе келлию и питался своим трудом, подражая Преподобному.
Никто не выходил за пределы Обители для сбора милостыни. Братия ежедневно пела в храме Святой Троицы полунощницу, утреню,
часы с изобразительными, а также вечерню с повечерием.
Преподобный умолил игумена Митрофана перейти к ним в Обитель, чтобы ежедневно в ней совершалась Божественная литургия.
Около года старец Митрофан совершал Божественные службы в сообществе пустынножителей. После его кончины братия стала просить
Преподобного Сергия принять священство и игуменство. Преподобный сначала отказывался, но, «побежденный милосердым братолюбием,
покорился воле Божией». Он вместе с братией отправился в Переславль-Залесский, где временно правил Святитель Волынский Афанасий,
заменявший Святителя Алексия, отбывшего в Константинополь.
Святитель Афанасий хиротонисал Преподобного Сергия в сан диакона, а на следующий день — в сан пресвитера. В третий день
он повелел ему своими руками совершать Божественную службу. Поставляя его игуменом Обители Живоначальной Троицы, Святитель
Афанасий сказал: «Чадо, подобает ти, по Апостолу, немощи немощных носити, а не себе угождати, но кождо нас
искреннему да угождает, яко да будеши образ с тобою живущих братии» [45, с. 222].
Приняв игуменство, Преподобный Сергий остался верен своим подвигам. О Богоугодной жизни иноков Троицкой Обители стало
известно не только в Русской земле, но и далеко за ее пределами.
Однажды в Обитель явились посланцы из Константинополя, которые принесли Преподобному благословение Патриарха Филофея:
крест-мощевик, параман, схиму, а также послание, в котором было написано: «...ныне же аз совет благ даю вам: послушайте смирения
нашего, приимите общежитие, а мы вас благословляем и за вас молим, Бог вам на помощь и Пречистая Его Богомати. И наше благословение
и молитва моя да есть с вами».
Преподобный Сергий отправился с этим посланием к Святителю Алексию.
«Святой же Сергий,— свидетельствует далее летописец,— преклоня колени, вопросил Митрополита: Ты же, Владыко святый, что
повелеваеши? Той же отвеща: яко же Патриарх повелевает, тожде и аз благословляю» [45. с. 2301.
|
Икона Божией Матери «Одигитрия» из келлии Преподобного Сергия, XIV век. В Описи Троицкого монастыря 1641 — 1643 гг. на
лл. 11 об.—-12 говорится: «Образ чюдотворный пречистые богородицы одигитрия обложен серебром басмою золоченъ у спаса
и у пречистые венцы скаъные по полем писаны святые в трех местах преподобные анофрей сергий и никои у пречистые оглавие и
ожерелие и у спаса ожерелье низано жемчюгом возглавие межь жемчюгу камень яхонт лазорев у пречистые ж в прикладе цата серебрена
резная золочена и в сий пять камней виниса и достоконъцы да серги яхонты лазоревыа на них по два зерна гурмыжьских рясы жемчюжные
по три пряли на колодачных по два камышка смазни прокладочки и наконечьники серебреные золочены да сережки серебреные золочены
а на них по три жемчюжька в прикладе ж двадцать золотых Пелена у того ж образа в середках тлас червчет кругом опушена отласом
золотым на пелене крест низан жемчюгом з дробницами около веревочка жемчюжная Молени чюдотворца Серги Да под тем же образом
образ чюдотворца николы обложен серебром басмою золочен венец сканнои с е иниеты цата серебрянная чеканная золочена а в ней
три бирюзы да два смазня червчаты у тово же образа пелена щит образ николы ж чюдотворца золотом и серебром на червчатом отласе
подпись около щита серебром моления чюдотворца Сергия».
|
|
Послы Святителя Филофея, Патриарха Константинопольского, вручают Преподобному Сергию грамоту, крест, параман и схиму
в 1354 году. Миниатюра из Лицевого Летописного свода. XVI в. БАН, 3J. 7. 30—2, л. 409.
|
|
Совет Преподобного Сергия со Святителем Московским Алексием по Посланию Святителя Филофея, Патриарха Константинопольского,
об устроении общежития в монастыре Живоначальной Троицы. Миниатюра из Лицевого Жития Преподобного Сергия Радонежского.
XVI в. ГБЛ, ф. 304/Ш, № 21 (М. 8663), л. 190.
|
|
Реконструкция ансамбля Троице-Сергиевой Лавры выполнена архитектором В. И. Балдиным.
|
|
Крест-мощевик, с которым связано монастырское предание о благословении Патриархом Константинопольским Филофеем Преподобного
Сергия. ЗГИХМЗ, № 2452.
|
|
Гравюра XIX в
|
|
Синодик Троице-Сергиева монастыря. Копия XVII века с Синодика монастыря 1575 года. ЗГИХМЗ, № 322, л. 16.
|
Трижды слышал Преподобный Сергий как-то на молитве неведомый глас: «Сергий! Сергий! Сергий, ты молишься о детях своих
духовных: Господь принял твою молитву. Посмотри кругом: видишь, какое множество иноков собрано тобою под твое руководство
во имя Живоначальной Троицы!.. Так умножится стадо учеников твоих, и после тебя не оскудеют они; так чудно они будут украшены
разными добродетелями, если только захотят последовать стопам твоим!».
Однако с введением общежительного устава не были согласны некоторые из братии. Это был трудный период в жизни Преподобного.
Его старший брат Стефан, вернувшийся в Троицкий монастырь, однажды во время Богослужения резко заявил о своем старшинстве
и о нежелании подчиняться младшему брату. «Кто есть игумен на месте сем? Не аз ли прежде седох на месте сем?» — так описывается
этот случай в Житии [45, с. 231]. Преподобный Сергий по окончании службы, не заходя в келлию, направился к Преподобному Стефану Махрищскому.
Преподобный Стефан одобрил желание Преподобного Сергия основать новый монастырь. Он
дал ему в проводники монаха Романа, с которым они и выбрали чудное пустынное место на берегу реки Киржач.
Некоторые из Троицкой братии узнали о Преподобном и пришли к нему. Преподобный Сергий поставил им келлии, а вскоре по
благословению митрополита Алексия здесь был построен и освящен храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Братия Троицкой Обители, оставшиеся без своего игумена, обратились к Святителю Алексию с просьбой возвратить им Преподобного
Сергия. Святитель послал к нему двух архимандритов, Герасима и Павла, с увещанием вернуться в монастырь Святой Троицы. Преподобный
проявил полное послушание и смиренно ответил посланникам: «Сице рците господину моему митрополиту: вся от твоих уст, яко
от Христовых уст, приму с радостию и ни в чем же преслушаю тя» [45].
Строителем вновь основанного монастыря на Киржаче стал Преподобный Роман, по благословению Святителя Алексия рукоположенный
в сан священника. Это был третий монастырь, основанный Преподобным Сергием.
Второй — Спасский монастырь — он основал несколько ранее в Москве по благословению того же Святителя Алексия, давшего
обет построить монастырь после своего чудесного спасения на море. Игуменом в тот монастырь Преподобный Сергий послал одного
из своих учеников — Преподобного Андроника.
|
Братия Троице-Сергиевой Лавры с ее Священноархимандритом Святейшим Патриархом Пименом. 1973 год.
|
О игуменском руководстве Преподобного Сергия Преподобный Епифаний говорит следующее: «В поздний вечер, когда наступала
уже глубокая ночь, особенно в долгие темные ночи, исполнив в келлии своей молитвенное правило, он обходил все келлии монахов...
И если услышит кого, что он или молится, или кладет поклоны, или в безмолвии занимается
рукоделием, или читает священные книги, или о грехах своих плачет и сетует, то о таковых он радовался и благодарил Бога,
молясь о них, чтобы и до конца совершить им доброе свое течение. Если же когда услышит у кого, что сошлись вместе двое или
трое и разговаривают, или производят смех, то этим оставался недоволен и не терпел таких вещей. Ударив рукою в дверь или
толкнув в окно, он уходил... Всех учил он — прилежно молиться Богу и после вечерних молитв не разговаривать, не выходить
никому из своей келлии, и вообще без великой какой-нибудь нужды не ходить по чужим келлиям, но каждому в своей келлии тайно
наедине приносить молитвы Богу и заниматься посильно своим рукоделием, кто каким может, имея в устах Давидовы Псалмы» [43,
с. 63—64].
|
|
|
|
В дальнейшем Обитель Живоначальной Троицы становится центром духовной жизни Московской Руси.
Преподобный Сергий основал тридцать семь монастырей в дотоле необжитых местах нашей Родины, которые составили своеобразную
«школу». Игумены монастырей ежедневно и терпеливо назидали каждого инока.
Последующие самостоятельные труды учеников Преподобного Сергия показывают, что под его пастырским руководством они не
утрачивали своих личных качеств, каждый остался самим собой, приумножив собственные таланты по образу своего наставника.
Один из исследователей жизни Преподобного Сергия говорит о нем: «Наблюдательность и любовь его к людям передали умение
тихо и кротко настраивать душу человека и извлекать из нее, как из хорошего инструмента, лучшие ее чувства — то уменье, перед
которым не устоял самый упрямый русский человек XIV века — князь Олег Иванович Рязанский, которого по поручению великого
князя Димитрия Ивановича Преподобный Сергий отговорил от войны с Москвой».
«Тихими и кроткими словесы и речьми и благоуветливыми глаголы,— повествует летопись,— благодатию, данною ему от Святаго
Духа, беседовал с ним о пользе душевной и о мире и о любви; князь же великий Олег преложи свирепство свое на кротость, и
утишась, и укротясь и умилясь вельми душою, устыдился столь свята мужа и взял с великим князем Димитрием Ивановичем вечный
мир и любовь в род и род». «Так воспитывалось,— продолжает исследователь,— дружное братство, производившее неизгладимое
впечатление на мирян. Мир приходил к монастырю с пытливым взглядом, каким он привык смотреть на монашество... Мир смотрел
на чин жизни в монастыре Преподобного Сергия, и то, что он видел— быт и обстановка пустынного братства,— поучали его самым
простым правилам...» [72, с. 67].
Однажды во время Божественной литургии, которую Преподобный Сергий совершал вместе с братом Стефаном и с племянником
Феодором, Преподобный Исаакий Молчальник с другим братом Обители Преподобным Макарием сподобились чудного видения— Ангела
Божия, сослужащего их Игумену [43, с. 96— 97].
| |