|
Среди многих страниц истории Лавры исключительное место занимает Поместный Собор Русской Православной Церкви 1971 года.
28 декабря 1970 года Комиссия но подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви приняла следующие решения: «Учитывая
большое духовное значение Троице-Сергиевой Лавры в жизни Русской Православной Церкви и исходя из возможностей, которыми Лавра
располагает для организации и проведения Поместного Собора, провести Поместный Собор Русской Православной Церкви в Троице-Сергиевой
Лавре в период с 30 мая по 2 июня 1971 года.
Направить Предстоятелям Поместных Православных Церквей, главам и предстоятелям инославных Церквей и руководителям международных
христианских организаций приглашения прибыть на Поместный Собор в качестве почетных гостей Русской Православной Церкви»
(Журнал Московской Патриархии, 1971, № 2, с. 1).
В результате деяний этого выдающегося Собора в истории Православной Церкви была одобрена деятельность Священного Синода
во главе с блаженнопочившим Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием и Местоблюстителем Московского Патриаршего
престола Высокопреосвященным Пименом, Митрополитом Крутицким и Коломенским, по управлению Русской Православной Церковью
с 1945 года. Авторитетным голосом этого Поместного Собора были закреплены решения Священного Синода во главе со Святейшим
Патриархом Алексием, проведенные на основании согласия епископата Русской Православной Церкви, о даровании автокефалии тем
Поместным Церквам, которые входили в состав Московского Патриархата и обладали каноническими условиями для самостоятельного
бытия: 22 июня 1948 года — Польской Православной Церкви; 23 ноября 1951 года — Православной Церкви в Чехословакии; 10 апреля
1970 года — Православной Церкви в Америке, а также признание автономии Финляндской Православной Церкви, полученной 30 апреля
1957 года, и Японской Православной Церкви—10 апреля 1970 года.
|
Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Макарий, президент республики Кипр, 2 июня 1971 года
|
Тогда же было отмечено выдающееся историческое событие в жизни Русской Православной Церкви— возвращение в Православие
в 1946 и 1949 годах греко-католиков Галиции и Закарпатья, а также прекращение Брест-Литовской и Ужгородской уний.
Собор поручил Высшей Церковной власти Русской Православной Церкви продолжить усилия по воссоединению с Матерью-Церковью
рассеянных чад так называемой «Русской Православной Церкви за границей» (карловацкий раскол) и «Украинской Автокефальной
Православной Церкви за границей», с тем чтобы «осуществить в ближайшее время необходимые канонические санкции по отношению
к «отступническому сонмищу» (Журнал Московской Патриархии, 1971, № 6, с. 3—4, 68, 27). Особое значение Собор придавал «усилению
единства Святого Православия».
Было вынесено одобрение деятельности Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода Русской Православной Церкви во
взаимоотношениях с неправославными христианскими Церквами и исповеданиями, в связи с общим стремлением к единству в экуменическом
движении. Собор вменил в обязанность «считать важной задачей Святейшего Патриарха Московского и Священного Синода Русской
Православной Церкви дальнейшее развитие этой деятельности, которое должно быть неизменно обусловлено строгим соблюдением
чистоты православной веры, учения древней единой неразделенной Церкви» [68, с. 128]. Всероссийский Поместный Собор призвал
архипастырей, клир и паству Московского Патриархата к дальнейшему неленостному, усердному и творческому труду на благо
международного мира и справедливости.
2 июня 1971 года совершились деяния Собора «Об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их». По рассмотрении
вопроса о наложенных клятвах Московскими Соборами 1656, 1666 и 1667 годов— с богословской, литургической, канонической и
исторической сторон — было вынесено, в ряду прочих, следующее определение: «Всесвятая и Живона-чальная Троица — Отец, Сын
и Святый Дух — да утвердит православное единомыслие употребляющих равноспасительные новые и старые обряды, и да пребывает
среди всех нас любовь Христа Господа, Который умер за всех нас, дабы мы примирились с Богом и, примирившись, спаслись» [68,
с. 129—131].
В тот же день на шестом заседании все 236 членов Поместного Собора — правящие епископы вместе с избранными на Собор от
епархий клириками и мирянами, а также представители иночества единодушно избрали Митрополита Крутицкого и Коломенского Пимена
Патриархом Московским и всея Руси.
Исторические деяния Поместного Собора Русской Православной Церкви из Троице-Сергиевой Лавры были сообщены во все уголки
мира через «Послание Поместного Собора Преосвященным архипастырям, боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным
чадам Русской Православной Церкви», а также через «Обращение Поместного Собора Русской Православной Церкви к христианам всего
мира» [68, с. 133—138].
Многие почетные гости Русской Православной Церкви оставили на ее Поместном Соборе в Троице-Сергиевой Лавре знаменательные
свидетельства.
«... Не случайно, что братская Русская Церковь назначила начало работ своего Собора в Неделю святых отцов I Вселенского
Собора потому, что как те, озаренные Духом Святым, собрались, чтобы уяснить догматы Церкви, так и мы, архиереи, собрались
здесь, чтобы засвидетельствовать единство веры и причастие Святого Духа в союзе мира и любви...
Благодарим Русское правительство, содействующее Русской Церкви, и молим Бога, чтобы Он просветил правителей всех стран
во славу нашей Православной Церкви».— Блаженнейший Николай VI, Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки.
«Да благослови! Господь нового Патриарха трудиться во благо Русской Православной Церкви, чтобы она продолжила свою миссию
внутри страны и на международной арене, чтобы вместе со своими Сестрами — Православными и другими христианскими Церквами,
представленными на этом высоком собрании, она внесла свой вклад в дело укрепления уз любви, братства и плодотворной деятельности».—
Митрополит Триполийский Илия от Антиохийского Патриархата.
«Грузинская Святая Церковь, в лице ее Главы и представителей, преисполненная духовной радости, выражает вам любовь и
добрые пожелания верующего грузинского народа.
Мы возносим свои молитвы ко Господу и к нашей Небесной Покровительнице — Богоматери, чтобы деяния Собора явились изволением Духа Святого».—
Святейший Ефрем II, Католикос-Патриарх всей Грузии.
«Слушая доклад Его Высокопреосвященства, я радовался большим достижениям в многосторонней церковной деятельности, успешно
проводимой Русской Православной Церковью».— Блаженнейший Юстиниан, Патриарх всей Румынии.
«Священная ограда этой величественной Обители собрала в своих стенах все благочестие русской православной души, историческую
крепость и твердость народного духа. Она является молитвенным средоточием благочестивых людей всех краев необъятной Русской
земли. Она не раз являлась свидетельницей памятных событий в жизни Святой Всероссийской Патриархии: Соборов, конференций,
встреч, молитвенных чествований и поклонений».— Митрополит Ловчанский Максим, Наместник-Председатель Священного Синода Болгарской
Церкви.
«Заверяем, что православная Полнота Кипрской Церкви всегда питает глубокое уважение и почтение к Православной Русской
Церкви, присутствие которой она видит и ощущает ежедневно и в священных русских сосудах, и в благочестивых пожертвованиях
русских паломников, посещавших некогда Кипр, и в изучении истории всей Православной Церкви».—Хорепископ Константийский Хризостом
— от Кипрской Православной Церкви.
«Принося вам чувства братской любви Священного Синода, желаю, чтобы Освященный Поместный Собор братской Русской
Церкви, созванный под мудрым руководством Патриаршего Местоблюстителя и водимый Святым Духом, не только избрал доброго,
великого и достойнейшего Патриарха, но и осуществил все то, что желает и ожидает Русская Церковь на благо ее паствы и во
славу Божию».— Митрополит Митиленский Иаков — от Элладской Православной Церкви.
«На нашу Церковь выпали когда-то в истории тяжелые испытания, и, благодаря русской помощи, помощи Русской Православной
Церкви, мы ныне существуем как независимая Православная Церковь на западных рубежах Святого Православия...»— Блаженнейший
Василий, Митрополит Варшавский и всей Польши.
«К общей нашей радости, всему миру известно, что Русская Православная Церковь в прошлом и в настоящее время является
самой могущественной среди отдельных Поместных Православных Церквей. Духовное сокровище она хранит в глубине православного
сознания, проявляющегося и в видимых знаках — благочестии и благоговейном посещении святых храмов верующими».— Блаженнейший
Дорофей, Митрополит Пражский и всей Чехословакии.
«Наша просьба к вам, участники настоящего Собора,— вознести свои усердные молитвы о нашей юной Автокефальной Православной
Церкви в Америке, чтобы жизнь ее возрастала в духе Святого Православия». – Архиепископ Филадельфийский и Пенсильванский Киприан —
от Православной Церкви в Америке.
|
После торжественного празднования 60-летия восстановления Патриаршества, 27 мая 1978 г.
|
«Эта честь, оказанная святой обители и ее отцам, растрогала всех нас, и мы глубоко признательны за то, что вы вспомнили
о тех, которые находятся в этой далекой пустыне и живут исключительно молитвой, обращенной к Богу».— Архиепископ Синайский
Григорий — от Синайской Автономной Церкви.
«Весь финляндский народ проявляет большой интерес к Русской Православной Церкви и к соборным деяниям. Дружеские, братские
связи, которые установились между Церквами Советского Союза и Финляндии, особенно в последние годы, являются частью тех общекультурных
связей, которые развиваются на пользу наших стран во всех областях культуры».— Высокопреосвященный Павел, Архиепископ Карельский
и всей Финляндии.
«История свидетельствует, что Русская Православная Церковь воистину является ныне цитаделью Православия... Через избрание
нового Патриарха перст Божий укажет достойного преемника, и высокие идеалы, присущие покойному Святейшему Патриарху Алексию,
благодатию нашего Господа Иисуса Христа будут воплощены им в жизнь».— Архиепископ Токийский, Митрополит всей Японии Владимир
— от Автономной Православной Церкви в Японии.
| |