|
ИЗ РИЗНИЦЫ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ
|
Панагия Преподобного Никона Радонежского с литым накладным образом -«Вознесение Господне». На внутренних створках гравированы
образы Святой Троицы и Знамения Божией Матери. XV в. Серебро с позолотой. ЗГИХМЗ, № 307.
|
|
«Святая Троица». Резьба по кипарису. XV в. В серебряной сканной оправе. Вокруг образа за пись: «Видехом свет
истный, прияхом дх нбный [Духа Небесного], обретохом веру истну и неразделну Троице поклоняемся та». 8,8x7,5x1,2 см. ЗГИХМЗ, № 1454.
|
|
С каждым священным предметом связана судьба не одного человека, и потому эти произведения высокого искусства становятся
своеобразным историческим источником для понимания живой души созидателей большой культуры.
На основе школы Преподобного Сергия постепенно возникало высокое искусство во многих русских городах и весях, оказывая
благотворное влияние на развитие русской национальной культуры в целом, особенно на искусство лежащей близ «Троицы» Москвы.
Столица Русского государства воспринимала все лучшее из отечественной культуры, создавая
искусство своих монастырских, слободских и кремлевских мастерских.
|
Нагрудная икона-складень «У Креста». На створках триптиха — праздники. 1456 г., работа Преподобного Амвросия, Троицкого
резчика. Из орехового дерева в золотой сканной оправе. Вкладыш правой створки не сохранился. На боковых сторонах золотой
оправы — запись вязью: «В лето 6964 (1456) сиа (и)кона делана в Сергееве монастыре при бл(а)говернем великом князе Василии
Васильевич повелением игумена Васиана Сергеева монастьтря. а рукою инока Амброс(има)». 10,7x7,5x1,5 см. ЗГИХМЗ. № 45.
|
|
Нагрудная икона «Знамение» со святыми — Андреем (?) Юродивым, преподобным Симеоном Столпником, пророком Иезекиилем и
мучеником Иоанном Воином. Резьба по кости. XVI в. 10.3x6,5 х 1,5 см. ЗГИХМЗ, № 1865.
|
|
|
«О Тебе радуется. Благодатная, всякая Тварь». «Хвалите Господа с Небес». Нагрудная икона-складень.
|
|
«Одигитрия». На кипарисе, вторая часть складня XV в. В записи приведены слова задостойни-ка: «О Тебе радуется, обрадованая,
вся тварь. Арханлскы собор члвчекы род оевщны цркви рай сло(весне)». 8,9x7,6x0,95 см. ЗГИХМЗ, № 1455.
|
|
|
Резьба по кости.XVI в. В серебряной золоченой сканной оправе. 12,2х 10,5x2 см. ЗГИХМЗ. № 313.
|
|
Священный потир. Первая четверть XV в. ЗГИХМЗ, № 145.
|
|
|
Миниатюра на пергамене, выполненная Преподобным Андреем Рублевым (?), из Евангелия XV века. Вклад боярина Хитрово в Троице-Сергиев
монастырь. ГБЛ, ф. 304/Ш, № 3 (М. 8657), л. 51 об.
|
|
Икона Преподобного Сергия Радонежского с Житием. Работа келаря Троице-Сергиева монастыря старца Евстафия Головкина, 1591
год. ЗГИХМЗ, № 279. Икона написана на доске от гробницы Преподобного Сергия.
|
|
сПергамен. Кон. XIV —нач. XV в. ГБЛ, ф. 304/III № 6 (М. 8652), лл. 14
об.— 15
|
|
лл. 31 об.—32
|
|
лл. 96 об.—97
|
|
лл. 184 об.—185
|
Тропарь Преподобному Никону Радонежскому, глас 1: Послушания добрый рачитель быв, Преподобие Никоне приснопа мятне,
вручёное тебе еже о Христе стадо добре упасл есй и церковь прекрасну Святыя Троицы в похвалу отцу твоему воздвйгл
есй. Тёмже и мы, чада твоя, любовию вопием тй: слава Лившему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему
тобою всем исцеление.
|
|
С именем Преподобного Никона (1355 – 1426) (а оно, по свидетельству современников, яко священие некое обношашеся)
связано быстрое возрастание школы Преподобного Сергия. Братия Троице-Сергиева монастыря глубоко чтила Преподобного Никона,
ибо через него сохранялся во всем укладе монастырской жизни дух Преподобного Сергия. И его отношение к внутреннему строю
монастырской жизни передалось последующим поколениям. Благодаря «крайнему послушанию» Преподобного Никона, которое он воспитывал
в насельниках Обители примером своего отношения к жизни, стало понятным и дорогим сердцу каждого Троицкого инока и «крайнее
смирение» Преподобного Сергия.
Преподобный Никон предписал себе среди прочих два правила, как отмечали его сподвижники, достопримечательные для всякого
наставника монашествующих. Первое — неизменно и с любовью исполнять все, что учредил и заповедал святой основатель Обители;
второе — никогда не оставлять общих для братии дел, но делать со всеми и быть первым в деле [97, с. 71].
Еще в Серпуховском Высоцком монастыре, где давал иноческие обеты Преподобный Никон, им были получены первые уроки послушания,
благодаря чему за два года (1374—1376) он вполне мог усвоить все основные ремесла от византийских мастеров, собранных «на
Высоком» Преподобным Афанасием. Вот почему по возвращении в Троицкую Обитель Преподобный Сергий сразу же доверяет ему ответственнейшие
поручения.
|
|
На Троицком Стихираре XIV века, с автографом Преподобного Епифания Премудрого, есть историческая запись, которая говорит
о приезде игумена Симоновского монастыря святого Феодора (племянника Преподобного Сергия), чтобы предупредить о решении
князя Рязанского в союзе с Литвой разбить войско, оставшееся после Куликовской бритвы, и о посылке Преподобным Сергием келаря
Троицкого монастыря Преподобного Никона в Рязань, дабы удержать князя Олега от кровопролития, которое задумано было им вместе
с Литовским князем Ягай-лой в отношении великого Московского князя Димитрия Донского. Посольство это так подействовало на
князя Олега, что он тут же раскаялся и один «отбежа от града своего Рязани и побеже к Ягайлу князю Литовскому» с сообщением
о перемене своего решения (Никоновская летопись, т. 4, с. 124). Ягайло вернулся в свою землю, и страшного кровопролития
между русскими князьями не произошло.
Еще за полгода до своего преставления Преподобный Сергий передал Обитель для руководства Преподобному Никону. Слава
о нем быстро разнеслась не только в округе, но и далеко за ее пределами. Но, вкусив сладость Божественного безмолвия в келлии
Преподобного Сергия (до своего игуменства), он уже не мог выносить славы человеческой. И вскоре, по преставлении своего учителя,
он передал игуменство Преподобному Савве, избранному братией из своей иноческой семьи настоятелем Обители, а сам уединился
в отдельную келлию. Через 6 лет, когда князь Звенигородский Юрий Дмитриевич упросил своего духовника — Преподобного Савву
основать монастырь в его уделе «на Сторожах», Преподобный Никон вынужден был в 1398 году вновь принять игуменское попечение
об Обители.
С того времени много сооытий отмечено в истории Троице-Сергиевого монастыря.
В 1408 году при нашествии на Москву Едигея Обитель была сожжена. Игумен с братией, предупрежденные явившимися святителями
Петром, Алексием и с ними Преподобным Сергием о нашествии иноплеменных, ушли из Обители, спасая книги, келейные вещи Преподобного
Сергия и святыни. Когда опасность миновала, братия возвратилась на свое пепелище и вновь начала строительство.
В 1412 году, в день памяти Преподобного Сергия, 25 сентября, игумен Никон уже освятил новый деревянный храм во имя Живоначальной
Троицы. Для храма он избрал неподалеку другое место (где ныне находится храм Сошествия Святого Духа на Апостолов), ибо на
месте первого храма, воздвигнутого основателем Обители, задумал построить белокаменную церковь.
Преподобный Никон прославился как великий строитель Троицкой Обители — Дома Живоначальной Троицы и как создатель в похвалу
своему Авве, Игумену Земли Русской Преподобному Сергию Радонежскому, выдающихся памятников русской истории: белокаменного
собора и всего, что он вобрал в себя от русских иноков-умельцев того времени.
Преставился Преподобный Никон 17 ноября 1426 года.
Ученики в 1548 году воздвигли над его гробом храм у южной стены Троицкого собора. Преподобный Дионисий в 1623 году перестроил
его в более просторный — белокаменный.
МОЛИТВА
Преподомному Никону Радонежскому и всея России Чудотворцу
Преподобие и преблаженне отче наш Никоне, подражателю и сподвижниче и наследниче дарований Богоноснаго отца нашего Сергия,
иже честныя своя мощи в руках твоих, якоже Илия милоть свою в руках Елисея, оставил есть, тобою в землю сокрываемыя, не аки
в погребение, но во удостоверение нетления, и тобою открываему в явление чудес и во обильнейшее излияние источника исцелений.
К тебе, купно с ним на Небесех живущему и купно с ним на земли блаженне почивающему, с любовию простираем сердечныя желания
и молебная словеса, тебе предлагающе наша немощи и скорби, и нужды, душевныя же и телесныя. Приими недостойная наша моления
и твоею светлою и крепкою молитвою очисти, соверши и вознеси ко Многомилостивому и Великодаровитому Владыце нашему Господу
и Богу Иисусу Христу, да благословит и сохранит страну нашу и святую Обитель сию в мире и тишине. Нам же всем да подаст благодатию
своею грехов оставление, жития исправление, недугов исцеление, от бед избавление, от искушений избытие и освобождение, в
скорбех утешение, в нуждах благовременну помощь, наипаче же в вере преспеяние, в надежде утверждение, в любви возрастание,
душ наших спасение, яко да и во временном сем житии, совершеннее же в вечном его Царствии, вечну приносим ему славу, честь
и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом во веки веков. Аминь.
Кондак Преподобному Никону Радонежскому, глас 4:
Духовному твоему настоятелю, отче Никоне, всячески прилепнвся, и от него наставляем во всём, Христдви поработйвся.
Монахов был есй чиноначальник, и преподобных сожитель, с ними же Христа Бога моли непрестанно о всех нас.
| |