Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Сушильная башня

Второй вход в монастырь к северу от Красной башни бьи пробит в крепостной стене позднее: на иконных изображениях середины XVII века его еще нет, а в 1653 году Павел Алеппский входил через эти ворота; располагаясь против апсид Успенского собора, они получили название Успенских. Павел Алеппский так описывает оба входа в крепость «Монастырь имеет двое ворот с восточной стороны, больших и великолепных; над одними стоит огромный киот, это святые ворота, которые постоянно заперты и открываются только когда приедет патриарх или царь, для его входа. Вторые ворота (Успенские.— В. Б.) назначены для народа и животных. Патриарх (антиохийский — В. Б.) по обыкновению вышел из кареты и пошел, из почтения, пешком по мосту огромного рва; помолившись у первых ворот перед киотом, он вступил во вторые ворота». Существующий портик с изломанным карнизом, оформляющий въезд в Успенские ворота, устроен в 1829 году.

За Успенскими воротами над проездом под корпусом келий была поставлена нарядная трехъярусная башенка; ее изображение можно видеть на гравюрах И. Зубова первой четверти XVIII века. На башне висели часы, поэтому она получила название Часовой колокольни, или Часозвони . Документы того времени отмечали, что от исправности этих часов «зависит весь порядок в монастыре». Но когда эти часы испортились, их не стали чинить, так как к тому времени уже были установлены часы на новой колокольне, и митрополит Филарет распорядился разобрать верх башни, поскольку она «перестав быть часовою сделалась излишнею» (1826). От Часозвони остался только нижний ярус с высокой проездной аркой, фасад которого со стороны монастыря обработан характерными для XVII века прямоугольными нишками (ширинками) со вставленными в них «бубенками» из спаренных кирпичей.

Крепостная стена с Сушильной башней, XVI в., XVII в.
Крепостная стена с Сушильной башней, XVI в., XVII в.

К северу от Успенских ворот расположена четырехъярусная Сушильная башня. Как и все неугловые башни, она имеет прямоугольную («плоскую») форму плана. При надстройке башен в середине XVII века их стены утолщались прикладкой изнутри, а фасады сохранялись без изменений — поэтому на половине высоты Сушильной башни со стороны монастыря можно разглядеть следы зубцов, венчавших ее в XVI веке. Каменные своды разделяют Сушильную башню на три яруса в одном уровне с галереями крепостных стен; пояса навесных машикулей и стрельниц-зубцов образуют еще один, четвертый, ярус, бревенчатый накат которого, возможно, не был сплошным, а представлял собой настил в виде помоста или галереи по периметру стен изнутри башни. Крытый тесом высокий шатер со смотрильней и прапором-флюгером наверху, восстановленный в 1971 году, дает представление о первоначальных завершениях других башен Троицкого монастыря-крепости.