|
Искусство ранней Москвы
Особую группу составляют произведения второй половины XIV века, связанные с Московским княжеством и характеризующие
один из интереснейших периодов истории русского народа, когда Москва становится во главе объединения русских земель. Блестящая
победа над татарами, одержанная в 1380 году на Куликовом поле, окрылила русский народ, способствовала подъему его национального
самосознания. В искусстве Москвы этого времени начинают звучать идеи высокой гражданственности, идеи гуманизма, звавшие
к свершению высоких нравственных подвигов.
Замечательным произведением этого времени является икона «Богоматерь Одигитрия»,считающаяся согласно древним документам
келейной иконой Сергия Радонежского. Одигитрия в переводе на русский язык означает «путеводительница», «наставница». Образ богоматери
сдержан и величав, ее осанка спокойна и полна внутреннего
достоинства. Икону отличает мастерство исполнения. Особенной живописностью выделяется красивый, правильного овала лик богоматери,
написанный по зеленоватому санкирю красновато-желтоватыми охрами с мягко наложенными высветлениями.
|
Икона «Рождество Богоматери». XVIв.
|
Примечательна также и другая небольшая икона «Богоматерь Одигитрия».Надпись на оборотной стороне сообщает,
что икона принадлежала княгине Анне Микулинской, дочери московского боярина Федора Андреевича Кошки, жившего в конце
XIV века. В отличие от сдержанного, проникнутого тихой грустью образа келейной Одигитрии образ богоматери на иконе Анны
Микулинской производит впечатление суровое и торжественное. О непреклонной воле, твердости и готовности к подвигу говорит
весь ее облик. Рука выдающегося мастера чувствуется во всем, начиная с рисунка, плавные и упругие линии которого создают
четкий и цельный силуэт изображения, и кончая изысканным колоритом. Впечатлению необыкновенного совершенства письма способствует
искусно наложенная тончайшая сеть золотых и серебряных штрихов.
|
Икона «Варвара».Конец XVв, Школа Дионисия
|
Огромный интерес вызывает большая икона «Троица».Она, по всей видимости, была создана в Троицком монастыре и являлась
образом одного из храмов, освященных в честь Троицы. До сих пор исследователи расходятся во мнении, для какого именно храма
написана эта икона. А в связи с этим различна и ее датировка. Одни связывают икону с постройкой деревянной Троицкой
церкви 1411 года и видят в ней произведение, предшествовавшее появлению «Троицы» Андрея Рублева. Другие относят
написание иконы ко времени постройки Духовской церкви1476—1477годов и усматривают в ней черты, сближающие ее с произведениями
конца XV века.
Икона свидетельствует о большом внимании, какое уделялось на Руси в XIV—XV веках культу Троицы.
Многочисленные иконы с изображением Троицы, писавшиеся тогда на Руси, говорят, что их авторы стремились к переосмыслению традиционного
сюжета, сосредоточивая внимание на гармонии изображения трех ангелов, воплощая в их образах идеи единства и согласия.
Одной из таких икон и является икона, где мастер подобно Андрею Рублеву, но далеко от совершенства последнего располагает фигуры ангелов по
кругу, сообщает их образам настроение лирического раздумья.
| |