Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Искусство ранней Москвы

Особую группу составляют произведения второй половины XIV века, связанные с Московским княжеством и характеризующие один из интереснейших периодов истории русского народа, когда Москва становится во главе объединения русских земель. Блестящая победа над татарами, одержанная в 1380 году на Куликовом поле, окрылила русский народ, способствовала подъему его национального самосознания. В искусстве Москвы этого времени начинают звучать идеи высокой гражданственности, идеи гуманизма, звавшие к свершению высоких нравственных подвигов.

Замечательным произведением этого времени является икона «Богоматерь Одигитрия»,считающаяся согласно древним документам келейной иконой Сергия Радонежского. Одигитрия в переводе на русский язык означает «путеводительница», «наставница». Образ богоматери сдержан и величав, ее осанка спокойна и полна внутреннего достоинства. Икону отличает мастерство исполнения. Особенной живописностью выделяется красивый, правильного овала лик богоматери, написанный по зеленоватому санкирю красновато-желтоватыми охрами с мягко наложенными высветлениями.

Икона «Рождество Богоматери». XVIв.
Икона «Рождество Богоматери». XVIв.

Примечательна также и другая небольшая икона «Богоматерь Одигитрия».Надпись на оборотной стороне сообщает, что икона принадлежала княгине Анне Микулинской, дочери московского боярина Федора Андреевича Кошки, жившего в конце XIV века. В отличие от сдержанного, проникнутого тихой грустью образа келейной Одигитрии образ богоматери на иконе Анны Микулинской производит впечатление суровое и торжественное. О непреклонной воле, твердости и готовности к подвигу говорит весь ее облик. Рука выдающегося мастера чувствуется во всем, начиная с рисунка, плавные и упругие линии которого создают четкий и цельный силуэт изображения, и кончая изысканным колоритом. Впечатлению необыкновенного совершенства письма способствует искусно наложенная тончайшая сеть золотых и серебряных штрихов.

Икона «Варвара».Конец XVв, Школа Дионисия
Икона «Варвара».Конец XVв, Школа Дионисия

Огромный интерес вызывает большая икона «Троица».Она, по всей видимости, была создана в Троицком монастыре и являлась образом одного из храмов, освященных в честь Троицы. До сих пор исследователи расходятся во мнении, для какого именно храма написана эта икона. А в связи с этим различна и ее датировка. Одни связывают икону с постройкой деревянной Троицкой церкви 1411 года и видят в ней произведение, предшествовавшее появлению «Троицы» Андрея Рублева. Другие относят написание иконы ко времени постройки Духовской церкви1476—1477годов и усматривают в ней черты, сближающие ее с произведениями конца XV века.

Икона свидетельствует о большом внимании, какое уделялось на Руси в XIV—XV веках культу Троицы.

Многочисленные иконы с изображением Троицы, писавшиеся тогда на Руси, говорят, что их авторы стремились к переосмыслению традиционного сюжета, сосредоточивая внимание на гармонии изображения трех ангелов, воплощая в их образах идеи единства и согласия. Одной из таких икон и является икона, где мастер подобно Андрею Рублеву, но далеко от совершенства последнего располагает фигуры ангелов по кругу, сообщает их образам настроение лирического раздумья.