Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Часовня Пятницкого колодца

По другую сторону шоссе, напротив Пятницкой и Введенской церквей, располагается еще одна постройка, составлявшая когда-то единую с ними группу,— это часовня над Пятницким колодцем. Прежде эту часовню не отделяла от них, как теперь, насыпь шоссе, устроенная в 1845 году, так как дорога из Москвы огибала подольные церкви с запада и севера.

Пятницкий колодец. Конец XVII — начало XVIII века
Пятницкий колодец. Конец XVII — начало XVIII века

Часовня Пятницкого колодца — одно из загадочных строений Троицкого монастыря: находясь вне его стен, она редко попадала в монастырские описи, обходили ее вниманием и исследователи. До сих пор неизвестна точная дата сооружения часовни и неясны причины утраты большей части ее пышного декора. Поставленная на берегу ре ки Кончуры над источником, возникновение которого предание связывает с именем основателя монастыря, часовня Пятницкого колодца по своим размерам и ярусному силуэту имеет много общего с Надкладезной часовней близ Успенского собора. Однако архитектуру часовни Пятницкого колодца отличает более четкая прорисовка деталей — колонн, их капителей, картушей, карнизов и др ,— а также повышенное внимание к гладкой беленой стене, что станет характерным для зодчества наступающего XVIII столетия.

Часовня Пятницкого колодца, Конец XVII — начало XVIII в.
Часовня Пятницкого колодца, Конец XVII — начало XVIII в.

Пятницкая часовня круглая в плане (внутренний диаметр 6 м) и возведена над родником, оформленным в виде колодца. Ее нижний объем перекрыт купольным сводом с двухметровым в диаметре отверстием в зените, над которым размещены еще два открытых внутрь и последовательно уменьшающихся восьмерика; при этом грани нижнего объема поочередно имеют прямоугольные или криволинейные очертания. На каждой из граней расположено по одному большому окну прямоугольной формы с богатыми наличниками двух типов: или в виде двух колонок на кронштейнах, несущих развитый фронтон с «разорванным» карнизом и пинаклем, или в виде своеобразных, «чешуйчатых» волют, поставленных перпендикулярно к плоскости стены с белокаменной резной вставкой сложного рисунка в завершении. Узорчатый крест «с репьями», венчающий постройку, точно повторяет крест Надкладезной часовни. Входной портал украшен колонками и киотом с пышными волютами по сторонам.

Часовня Пятницкого колодца отличается оригинальностью композиции и совершенством архитектурных форм. Она играет заметную роль в общей панораме монастырского ансамбля, открывающейся с высокой насыпи дороги, идущей на юго-восток, Особенно эффектно выглядит часовня в солнечные дни, когда ярко сияет городчатый лемех деревянной кровли, а фигурный тес ее по-лицы отбрасывает узорчатую тень на белые стены здания.

Группа церквей на Подоле вместе с Пятницким колодцем первыми встречают путников со стороны Москвы, как бы подготавливая их к восприятию архитектурных образов и форм многочисленных сооружений, которые ожидали их за стенами крепости.

Часовня Пятницкого колодца. Фасад, план. Проект реставрации. Чертеж В. И. Балдина. 1962
Часовня Пятницкого колодца. Фасад, план. Проект реставрации. Чертеж В. И. Балдина. 1962

Красногорская часовня. 1770. Чертеж XVIII в.
Красногорская часовня. 1770. Чертеж XVIII в.

На вершине холма у самой дороги против входа в монастырь расположена еще одна часовня — Красногорская. Она отмечает собой то место, куда во время полыхавшего в обители пожара (1709) поставили гроб Сергия Радонежского, вынесенный из Троицкого собора. Первоначально часовня была «деревянная, осмистенная, крашенная, покрыта по шатровому, на ней крест железный», а затем, в 1770 году, ее заменили на существующую ныне каменную, также восьмигранную, но выполненную в классических формах. На каждой грани восьмерика размещены полуциркульные окна, обрамленные наличниками с замковыми камнями и характерными «ушами». Те из граней, которые ориентированы по странам света, дополнительно выделены крепованными пилястрами и треугольными фронтонами. Покрытие купольной формы венчает небольшой восьмигранный барабан с крестом (восстановлен в 1970 г.). Не обладая особыми архитектурными достоинствами, Красногорская часовня хорошо дополняет ансамбль монастыря.

С площади перед монастырем раскрывается широкая панорама города на юг: у основания холма виднеются золотые купола Пятницкой и Введенской церквей с «колокольницей», а недалеко от них, по другую сторону дороги, серебрится покрытая осиновым лемехом ярусная кровля часовни Пятницкого колодца; Московская дорога поднимается в гору, к белому силуэту Вознесенской церкви бывшей Иконной слободы.