Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

ярус

 

1. Духовская церковь (1476-1477 гг.)

Пленительная красота и сила художественного воздействия этих древнейших памятников Троице-Сергиева монастыря таковы, что и теперь, спустя века после сооружения многих других зданий, в том числе монументального Успенского собора и пятиярусной колокольни, они продолжают сохранять за собой значение главных компонентов этого выдающегося ансамбля. И теперь, когда раздается звон колоколов Духовской церкви, кажется, будто не только она сама, но и все сооружения вокруг не...

2. Луковая башня

В связи с этим перестроили и верхний ярус Луковой башни, придав ему характер открытой нарядной беседки с большими проемами окон, фигурными балясинами и парными пилястрами на фасадах; тогда же над башней была устроена сложная криволинейная кровля, отдаленно напоминающая форму воинского шлема. Так, боевая крепостная башня, утратив свое оборонительное назначение и приспособленная для иных нужд, приобрела нарядный в...

3. Плотничья башня

Подобно другим угловым башням, она разделена на шесть ярусов. В XIX веке шатровое завершение башни было переделано на сферическую кровлю, ее боевые амбразуры растесаны а огромные окна. а бревенчатые накаты между ярусами заменены каменными сводами. В 1960 году по сохранившимся фрагментам были восстановлены древние формы небольших шестигранных...

4. Колокольня (1741-1769 гг.)

Только в 1785 году у нее были заложены два из четырех входов, да открытое гульбище первого яруса со временем было перекрыто железной кровлей. В середине XIX века в числе других зданий монастыря колокольня изменила свою окраску: вместо зеленовато-бирюзового тона ее стены получили красный цвет. Колокольня Троице-...

5. Уточья башня

Удачное соотношение между нижним объемом и венчанием башни, изящные пропорции, прекрасно нарисованные детали, необычайно легкий и ажурный силуэт надстройки и, наконец, оригинальное цветовое решение — белый нижний ярус и красно-кирпичная надстройка с белокаменными вставками — все это придает Уточьей башне исключительно народный вид и ставит ее в ряд выдающихся архитектурных памятников конца XVII века. За своеобразную красоту и яркий цвет надстройки Уточья башня долгое время называлась Красн...

6. Каличья башня

Жуков разработал два варианта проекта; к строительству был принят проект башни в виде двухъярусной триумфальной арки с каменным шатром, увенчанным своеобразным глобусом. В ее архитектуре заметно сказывалось подражание возводившейся рядом колокольне: такой же ступенчатый силуэт из двух ярусов с огромными арочными проемами, такое же гульбище и парапет над нижним рустованным объемом. Много общего с колокольней было также в убранстве башни декоративными пинаклями и картушами. К постройк...

7. Пятницкая башня

Высота стен, имевших два боевых яруса, составляла 5,5—6 метров, толщина — до 3,5 метра, а протяженность — около 1,5 километра. Стены прорезали ряды бойниц и машикулей — навесных бойниц, через которые можно было не только стрелять, но и лить смолу, кипяток, воду с известью. Вдоль крепостных стен было возведено 12 боевых башен, как правило, с тремя боевыми ярусами. Они сильно выступали вперед за л...

8. Музей-заповедник: Кружевные изделия

Многофигурная композиция, состоящая из трех ярусов, приобретает особую графическую четкость благодаря белой скани — узкого, круто скрученного жгута, обрисовывающего все контуры оригинального рисунка. Киришское кружево выплетается в нескольких деревнях Ленинградской области (Захожье, Заднево и др.). Простые, ритмически повторяющиеся узоры выполняются легкой ажурной полотнянкой. До последнего времени фоновая сетка у них отсутствова...

9. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (8)

Мичурина; завершалось строительство колокольни, без последнего яруса, в 1753 году по проекту Д. В. Ухтомского) и построена Смоленская церковь (1745—1748). отлит и расчеканен лаврский царь-колокол в 4000 пудов [57, с. 3251. Строительство колокольни и реставрация завершены Священноархимандритом Троице-Сергиевой Лавры м...

10. Надкладезная часовня (конец XVII в.)

Памятник дошел до наших дней без существенных изменений — были утрачены лишь белокаменные шары над углами нижнего яруса (восстановлены в 1981 г.) да сняты четыре фронтона с криволинейной кровли второго восьмерика. Часовня примыкала к паперти Успенского собора, но после разборки последней стала самостоят...

11. Михеевская церковь (1734 г.)

Криволинейная кровля в виде двухъярусного «колпака» устроена после пожара 1746 года — именно такие кровли предполагалось тогда сделать почти на всех зданиях монастыря. Располагаясь рядом с огромной Трапезной, Михеевская церковь эффектно подчеркивает своими малыми размерами внушительную величавость соседнего сооружени...

12. Звонковая башня

О месте расположения этой башни строились различные догадки, пока в 1960 году не было обнаружено ее основание посредине прясла стены между Звонковой и Каличьей башнями: с напольной стороны крепости это место определяется кладкой фундамента (выше уровня земли), а со стороны монастыря — тремя более узкими арочными проемами среднего яруса крепостной стены. При усилении крепостных сооружений в XVII веке Соляную башню по каким-то причинам не стали надстраивать, и она была разобрана. ...

13. Водяная башня

Как и все другие угловые башни, она заново сооружена в XVII веке и имеет шесть ярусов; свод ее подземного яруса в 1830 году был заменен плоским перекрытием в связи с устройством здесь погреба для хранения капусты. Протекающая рядом речка Кончура постепенно вымывала грунт в основании Водяной башни, и уже в XVIII веке в ее стенах стали появляться трещины, которые к началу 1960-...

14. Основание монастыря. XIV век

); 26 —Часозвоня (нижний ярус, XVII в.); 27 — Успенский корпус келий (XVII в., 1816); 28 — Инспекторский корпус келий (XVII в., 1816); 29 — Библиотечный корпус (1877); 30 — Больничный корпус (1835, 1884); 31 — Классный корпус (1839, 1884); 32 — Столовый корпус (1802, 1988); 33 —баня (1847). Крепостные стены и баш...

15. Троицкий собор (1422—1423)

Об этом повествуют иконы второго яруса — деисусного чина (деисус — моление). В центре этого ряда расположена икона «Спас в силах», где Христос торжественно восседает на троне в окружении небесных сил — херувимов и серафимов. По ...

16. Город и монастырь в XIX - начале XX века

Значительные участки крепостных стен приспосабливаются для жилья, в связи с чем пробиваются окна на месте бойниц, закладываются аркады среднего боя. Верхний ярус Пивной башни переоборудуется под квартиру настоятеля монастыря, над Келарской башней возводится еще один этаж для размещения там иконописной мастерской (1842). Пятницкая башня используется под мукомольную валовую мельницу (1840); в изящной надстройке Уточьей башни устанавливаются водопроводные резервуары (1863). Шатровые завершения большинства башен заменяются сферической кровлей «колпаком» (1829—1842), капитально перестраивается ...

17. Казначейский корпус келий (XVII в.)

Внутри современных помещений Казначейского корпуса, возникшего на месте западной линии келий, несколько вдаваясь в сторону крепостной стены, расположена Крепостная палата, представляющая собой четырехъярусную прямоугольную башню. Ярусы перекрыты сомкнутыми сводами и соединены каменными лестницами, сделанными в толще стен. Южная часть Казначейского корпуса келий. Обмерный чертеж. Южная часть Казначейского корпуса келий в XVII веке. Реконструкция В. И. Балдина Северная часть Казначейского корпуса келий после реставрации 1938—1950 гг.: Больничные палаты с церковью Зосима и Савватия. 1635—1638 Пожалуй, ни один из русских царей не посещал Троицкий монастырь чаще, чем ц...

18. Историко-художественный музей-заповедник

Он не представлял ничего конструктивно нового, предлагая каноничную для того времени объемно-пространственную композицию трехъярусной постройки. Заслуга в выборе места постройки принадлежит московскому архитектору И.Ф. Мичурину, которому было поручено возведение колокольни. Он предложил сместить ее с оси Успенского собора к северу. Благодаря этому столь удачному расположению она действительно стала равнодействующей всего ансамбля. Окончание строител...

19. Пивная башня

Однако перепад земли у входа в башню с запада и у ее восточной стены со стороны монастыря составляет более 10 м, и человек, вошедший в ворота, мог попасть внутрь крепости, только поднявшись на бревенчатый накат второго яруса и пройдя затем по узкой лестнице в толще восточной стены (найдена в процессе реставрационных работ). Внутренняя структура Пивной башни была хорошо приспособлена для военных действий. Защитники крепости могли скрытно собираться в ее первом ярусе и организовывать отсюда внезапные вылазки; противник же, ворвавшись в ворота, оказывался в каменном мешке,...

20. Посадские церкви

Храм и колокольню окружала ограда с двухъярусными башенками на углах и въездными воротами с парными колоннами и псевдоготическими деталями, отдаленно напоминающими некоторые элементы декора Уточьей башни. За широким полем, в 2 км на северо-запад от города, расположено древнее село Благовещенское. Оно упоминается еще в документах XV века как вотчина Троицкого монастыря. Примечательно, что это село на протяжении пя...

21. Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)

Пройдя под аркой между Больничными палатами и Казначейским корпусом и повернув налево, можно увидеть небольшую прямоугольную башню, выступающую из общей линии здания,— это так называемая Крепостная палата. Каждый из четырех ее ярусов (один ниже уровня земли) перекрыт сомкнутым сводом с распалубками; некоторые сообщаются каменными лестницами в толще стен. В одной из палат второго этажа обнаружено сводчатое помещение, уходящее под стену («палатка с комнатою») — возможно, это тайник или сейф для хранения ценностей. Крепостная палата носит следы двух строительных периодов: нижняя часть с ...

22. Сушильная башня

К северу от Успенских ворот расположена четырехъярусная Сушильная башня. Как и все неугловые башни, она имеет прямоугольную («плоскую») форму плана. При надстройке башен в середине XVII века их стены утолщались прикладкой изнутри, а фасады сохранялись без изменений — поэтому на половине высоты Сушильной башни со стороны монастыря можно разглядеть следы зубцов, венчавших ее в XVI веке. Каменные своды разделяют Сушильную башню на три яруса в одном уровне с галереями крепостных стен; пояса навесных машикулей и...

23. Троицкий собор (1422—1423)

Иконостас Троицкого собора — уникальный памятник московской школы живописи начала XV века. Он состоит из пяти ярусов; сорок икон его трех средних рядов полностью сохранились от времени сооружения храма и выполнены если не самим Андреем Рублевым, то, во всяком случае, под его непосредственным руководством. Чтобы яснее почувствовать общий идейный замысел иконостаса и понять традиционное построение его сюжетных линий, удо...

24. Музей-заповедник: Фарфор и стекло

Ломоносова успешно развивалось и отечественное цветное стеклоделие, шедшее на изготовление посуды, декоративных ваз, деталей, осветительных приборов, бисера и стекляруса. В музее экспонируется несколько таких изделий, а также вышивки, выполненные из цветного бисера. В начале XIX века формы бытовых вещей тяготеют к монументальности. Для изделий из хрусталя характерны толстые стенки, покрытые «алмазной» гранью, вследствие чего они выглядели намного массивнее предшествующих. Большое распространение получило многослойное стекло, состоящее из нескольких с...

25. Трапезная с церковью Сергия (1686—1692 гг.)

Прием усиления выразительности сооружений путем контрастного сопоставления большого и малого использовался при создании лаврского ансамбля неоднократно: рядом с Успенским собором был поставлен миниатюрный храм — Надкладезная часовня, около пятиярусной колокольни — относительно невысокая ротонда Смоленской церкви. Церковь Сергия. Северный фасад. 1686—1692 Являясь самым значительным сооружением того времени (длиной 86 м) Трапезная с церковью Сергия (1686—1692)...

26. Смоленская церковь (1745—1753 гг.)

Парные пилястры поддерживают четыре крепованных, криволинейных очертаний фронтона, ориентированных по странам света; плоскости стен прорезаны двумя ярусами больших окон с лепными наличниками разного рисунка. Медная кровля яйцевидной формы с ребрами и круглыми люкарнами, увенчанная изящным восьмигранным барабаном с пинаклями и грушевидной главой, завершает храм. Цент-ричность сооружения подчеркнута четырьмя двухсходными лестницами-папертями сложной криволинейной формы — их ступени, направленные перпендикулярно стенам здания и огражденные массивной балюстрадой, смык...

27. Монастырь и посад в XVIII веке

К этому времени прихотливый силуэт разнообразных сооружений монастыря обогатился только что отстроенной пятиярусной колокольней, которая величественно возвышалась над низкими деревянными домами, эффектно отмечая собой центр посада; вертикали приходских церквей как бы подхватывали этот мощный аккорд и распространяли его далее, на всю застройку и прилегающий ландшафт. Так формировался художественный облик общей панорамы лавры и окружавшего ее посада...

28. Историко-художественный музей-заповедник

Даже поздний (конца XVII века) иконостас с обильной позолотой органично вписался во внутреннее убранство собора. Многоярусный, украшенный ажурной резьбой иконостас — один из интереснейших памятников, созданных русскими резчиками. Примечательны выполненные московскими мастерами для его местного ряда в конце XVI — первой трети XVII века иконы „Троица с бытием", „Успение богоматери", „София Премудрость божия&...

29. Успенский собор (1559—1585 гг.)

Очень эффектно вписывается в интерьер храма великолепный иконостас, исполненный, очевидно, в то же время, что и роспись стен. Его пять ярусов (местный, деисусный, праздничный, пророческий и праотеческий) включают 76 икон и увенчаны распятием. Все иконы как бы оправлены (заключены) в гигантский золотой футляр, построенный по законам архитектурного ордера, с горизонтальными членениями развитых антаблементов, поддерживаемых резными витыми колонками-...

30. Часовня Пятницкого колодца

Поставленная на берегу ре ки Кончуры над источником, возникновение которого предание связывает с именем основателя монастыря, часовня Пятницкого колодца по своим размерам и ярусному силуэту имеет много общего с Надкладезной часовней близ Успенского собора. Однако архитектуру часовни Пятницкого колодца отличает более четкая прорисовка деталей — колонн, их капителей, картушей, карнизов и др ,— а также повышенное внимание к гладкой беленой стене, что станет характерным дл...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................