1. Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Пленительная красота и сила художественного воздействия этих древнейших памятников Троице-Сергиева монастыря таковы, что
и теперь, спустя века после сооружения многих других зданий, в том числе монументального Успенского собора и пятиярусной колокольни, они продолжают сохранять за собой значение главных
компонентов этого выдающегося ансамбля. И теперь, когда раздается звон колоколов Духовской церкви, кажется, будто не только
она сама, но и все сооружения вокруг не...
2. Луковая башня
В связи с этим перестроили и верхний ярус Луковой башни,
придав ему характер открытой нарядной беседки с большими проемами окон, фигурными балясинами и парными пилястрами на фасадах;
тогда же над башней была устроена сложная криволинейная кровля, отдаленно напоминающая форму воинского шлема. Так, боевая
крепостная башня, утратив свое оборонительное назначение и приспособленная для иных нужд, приобрела нарядный в...
5. Уточья башня
Удачное соотношение между нижним объемом и венчанием башни, изящные пропорции, прекрасно нарисованные детали, необычайно
легкий и ажурный силуэт надстройки и, наконец, оригинальное цветовое решение — белый нижний ярус и красно-кирпичная надстройка с белокаменными вставками — все это придает Уточьей башне исключительно
народный вид и ставит ее в ряд выдающихся архитектурных памятников конца XVII века. За своеобразную красоту и яркий цвет
надстройки Уточья башня долгое время называлась Красн...
7. Пятницкая башня
Высота стен, имевших два боевых яруса, составляла 5,5—6 метров,
толщина — до 3,5 метра, а протяженность — около 1,5 километра. Стены прорезали ряды бойниц и машикулей — навесных бойниц,
через которые можно было не только стрелять, но и лить смолу, кипяток, воду с известью. Вдоль крепостных стен было возведено
12 боевых башен, как правило, с тремя боевыми ярусами. Они сильно выступали вперед за л...
8. Музей-заповедник: Кружевные изделия
Многофигурная композиция, состоящая из трех ярусов, приобретает
особую графическую четкость благодаря белой скани — узкого, круто скрученного жгута, обрисовывающего все контуры оригинального
рисунка. Киришское кружево выплетается в нескольких деревнях Ленинградской области (Захожье, Заднево и др.). Простые, ритмически
повторяющиеся узоры выполняются легкой ажурной полотнянкой. До последнего времени фоновая сетка у них отсутствова...
14. Основание монастыря. XIV век
); 26 —Часозвоня (нижний ярус, XVII в.); 27 — Успенский корпус
келий (XVII в., 1816); 28 — Инспекторский корпус келий (XVII в., 1816); 29 — Библиотечный корпус (1877); 30 — Больничный
корпус (1835, 1884); 31 — Классный корпус (1839, 1884); 32 — Столовый корпус (1802, 1988); 33 —баня (1847). Крепостные стены
и баш...
17. Казначейский корпус келий (XVII в.)
Внутри современных помещений Казначейского корпуса, возникшего на месте западной линии келий, несколько вдаваясь в сторону
крепостной стены, расположена Крепостная палата, представляющая собой четырехъярусную
прямоугольную башню. Ярусы перекрыты сомкнутыми сводами и соединены каменными лестницами, сделанными в толще стен. Южная
часть Казначейского корпуса келий. Обмерный чертеж. Южная часть Казначейского корпуса келий в XVII веке. Реконструкция В.
И. Балдина Северная часть Казначейского корпуса келий после реставрации 1938—1950 гг.: Больничные палаты с церковью Зосима
и Савватия. 1635—1638 Пожалуй, ни один из русских царей не посещал Троицкий монастырь чаще, чем ц...
19. Пивная башня
Однако перепад земли у входа в башню с запада и у ее восточной стены со стороны монастыря составляет более 10 м, и человек,
вошедший в ворота, мог попасть внутрь крепости, только поднявшись на бревенчатый накат второго яруса и пройдя затем по узкой лестнице в толще восточной стены (найдена в процессе реставрационных
работ). Внутренняя структура Пивной башни была хорошо приспособлена для военных действий. Защитники крепости могли скрытно
собираться в ее первом ярусе и организовывать отсюда внезапные вылазки; противник же, ворвавшись в ворота, оказывался в каменном
мешке,...
21. Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Пройдя под аркой между Больничными палатами и Казначейским корпусом и повернув налево, можно увидеть небольшую прямоугольную
башню, выступающую из общей линии здания,— это так называемая Крепостная палата. Каждый из четырех ее ярусов (один ниже уровня земли) перекрыт сомкнутым сводом с распалубками; некоторые сообщаются каменными
лестницами в толще стен. В одной из палат второго этажа обнаружено сводчатое помещение, уходящее под стену («палатка с комнатою»)
— возможно, это тайник или сейф для хранения ценностей. Крепостная палата носит следы двух строительных периодов: нижняя
часть с ...
24. Музей-заповедник: Фарфор и стекло
Ломоносова успешно развивалось и отечественное цветное стеклоделие, шедшее на изготовление посуды, декоративных ваз, деталей,
осветительных приборов, бисера и стекляруса. В музее экспонируется
несколько таких изделий, а также вышивки, выполненные из цветного бисера. В начале XIX века формы бытовых вещей тяготеют
к монументальности. Для изделий из хрусталя характерны толстые стенки, покрытые «алмазной» гранью, вследствие чего они выглядели
намного массивнее предшествующих. Большое распространение получило многослойное стекло, состоящее из нескольких с...
26. Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Парные пилястры поддерживают четыре крепованных, криволинейных очертаний фронтона, ориентированных по странам света; плоскости
стен прорезаны двумя ярусами больших окон с лепными наличниками
разного рисунка. Медная кровля яйцевидной формы с ребрами и круглыми люкарнами, увенчанная изящным восьмигранным барабаном
с пинаклями и грушевидной главой, завершает храм. Цент-ричность сооружения подчеркнута четырьмя двухсходными лестницами-папертями
сложной криволинейной формы — их ступени, направленные перпендикулярно стенам здания и огражденные массивной балюстрадой,
смык...
29. Успенский собор (1559—1585 гг.)
Очень эффектно вписывается в интерьер храма великолепный иконостас, исполненный, очевидно, в то же время, что и роспись стен.
Его пять ярусов (местный, деисусный, праздничный, пророческий
и праотеческий) включают 76 икон и увенчаны распятием. Все иконы как бы оправлены (заключены) в гигантский золотой футляр,
построенный по законам архитектурного ордера, с горизонтальными членениями развитых антаблементов, поддерживаемых резными
витыми колонками-...
30. Часовня Пятницкого колодца
Поставленная на берегу ре ки Кончуры над источником, возникновение которого предание связывает с именем основателя монастыря,
часовня Пятницкого колодца по своим размерам и ярусному силуэту
имеет много общего с Надкладезной часовней близ Успенского собора. Однако архитектуру часовни Пятницкого колодца отличает
более четкая прорисовка деталей — колонн, их капителей, картушей, карнизов и др ,— а также повышенное внимание к гладкой
беленой стене, что станет характерным дл...