4. Казначейский корпус келий (XVII в.)
) По другую сторону площади, напротив Успенского собора, стоит трехэтажное
здание Казначейского корпуса, где расположена музейная экспозиция. Внутри современных помещений Казначейского корпуса, возникшего
на месте западной линии келий, несколько вдаваясь в сторону крепостной стены, расположена Крепостная палата, представляющая
собой четырехъярусную прямоугольную башню. Ярусы перекрыты сомкнутыми сводами и соединены каменными лестницами, ...
7. Пятницкая башня
Как и остальные угловые башни, она восьмигранная, шестиярусная, междуэтажные
перекрытия опираются на каменный пилон, проходящий по всей высоте башни. Полуколонны, арочки, бойницы различной формы на
фасадах как бы смягчают впечатление ее массивности, суровости и неприступности. Вдоль восточной стены расположены Красная
(то есть красивая) и Сушильная башни. Подчеркивая особое положение Красной башни — она возвышается над главным входом в монастырь,—
ее облицевал...
12. Луковая башня
В плане она точно повторяет размеры Звонковой башни, расположенной на противоположной стороне монастыря, но по высоте значительно
превышает ее. В XVIII веке верхний этаж Митрополичьих покоев
соединили с южной крепостной стеной, которая стала использоваться в качестве прогулочной галереи для именитых гостей. В связи
с этим перестроили и верхний ярус Луковой башни, придав ему характер открытой нарядной беседки с большими проемами окон,
фигурными балясинами и парным...
13. Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
1635-1638 годы В середине XVIII века западную линию келий и Больничные палаты перестроили «по ранжиру», то есть в одну прямую
линию с одинаковым ритмом окон, в XIX веке над двухэтажными
кельями был надстроен третий этаж. Церковь Зосимы и Савватия оказалась со всех сторон застроенной кельями, ее древние окна
и двери были растесаны. , К капитальной реставрации Больничных палат с церковью Зосимы и Савватия приступили в 1938 году.
Здания освободили от поздних пристроек, в процессе исследования были проведены большие инженерные работы по укреплению всех
конструкций. В начале 1950-х годов реставрацию полностью завершили. Двухэтажные Больничные палаты с обшир...
14. Трапезная с церковью Сергия (1686—1692 гг.)
Поднятое на высокий подклетный этаж, окруженное открытой
галереей-гульбищем на круглых столбах, с двумя широкими лестницами, расписанное «в шахмат», украшенное фризом из огромных
скульптурных раковин и витыми белокаменными колонками, обрамляющими окна, здание поражает декоративным убранством и огромными
размерами. С востока к нему примыкает двухэтажная Сергиевская церковь, в которой установлен ...
17. Монастырь-крепость и посад в XVI веке
Так, над гробом Никона, похороненного у южной стены Троицкого собора, в 1548 году была возведена небольшая церковь — Никоновский
придел; стали каменными Келарская и одноэтажные Больничные
палаты (1552). Но главным сооружением этого времени был огромный пятиглавый Успенский собор (1559—1585). Панорама монастыря
в конце XVI века. Реконструкция В. И. Балдина Монастырь в XVI веке. Вид с юго-запада. Макет-реконструкция В. И. Балдина Сохранилось
любопытное свидетельство о том, что царь Иван Грозный, посоветовавшись с митрополитом Макар...
18. Памятники монастырского некрополя XV—XVIII веков
В настоящее время обнаруженные в земле надгробные плиты находятся в экспозиции музея, размещенной в нижнем этаже Больничных палат XVII века. Памятники монастырского некрополя — это
прежде всего исторические свидетели прошлого. Они дают возможность доподлинно установить круг лиц, похороненных в Троице-Сергиевом
монастыре. Среди них много знатных бояр и дворян. Это потомки князей Суздальских, Шуйских, Горбатых-Шуйских, Го...
19. Историко-художественный музей-заповедник
К этому времени относится также завершение архитектурного облика Митрополичьих покоев. Это здание в три этажа с южной и в два с северной стороны возведено на крутом, возвышенном месте, причем убранство
северного, обращенного к Троицкому собору, фасада относится к 1778 году, когда он обогатился пышной барочной лепниной и портиком
классических форм, увенчанным балконом с кованой решеткой. Среди большого количества комнат в верхнем этаже покоев интересна
так называемая Царская палата — перекрытое сводом помеще...
21. Пивная башня
Если враг даже захватывал и второй ярус, то он все равно не мог продвигаться в верхние этажи башни, отделенные глухим каменным сводом, а на узкой лестнице в толще стены башни можно было
сдерживать врага самыми малыми силами. Таким образом, несмотря на наличие широких ворот, Пивная башня не была пр...
23. Музей-заповедник: Живопись
Анфилада залов была продолжена верхним этажом Пивной башни.
Интерьеры покоев в своем первоначальном виде до наших дней не сохранились, но, вероятно, они были украшены достаточно пышно.
Об этом свидетельствует плафон второго зала, покрытый лепниной и яркой росписью. А. П. Антропов. Портрет Петра III. 1762
год В коллекции представлены предметы церковного культа и убранства жилых покоев духовенства, предметы светского быта XVIII—XIX
веков, некогда украшавшие дворцовые и...
24. Посадские церкви
Чертеж XIX века помогает представить первоначальный вид этого своеобразного сооружения: квадратный двор образован сплошной
линией одноэтажных построек, где размещались конюшни, каретные
и фуражные сараи, закрепленные по углам круглыми башнями; еще одна башня, несколько больших размеров и прямоугольной формы,
располагалась над въездом во двор со стороны пруда. В первой половине XIX века Конный двор получил обширные пристройки, сп...