Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

часовня

 

1. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (3)

1644—Устроен кладезь над открывшимся источником у юго-западного угла Успенского собора. 1645 — Поставлена часовня над гробом Преподобного Максима Грека. 1647 — Старец Троицкой обители — келарь иеромонах Симон Азарьин— впервые напечатал Жития и службы Преподобных Сергия и Никона Радонежских. 1649—Монастырь посетил Антиохийский Патриарх Паисий. 1653 — Монастырь посетил Константинопольский Патриарх Святитель Афанасий, Лубенский чудотворец. 1655 — Монастырь посетили Антиохийский Патриарх Макарий и Сербский Патриарх ...

2. Трапезная с церковью Сергия (1686—1692 гг.)

Прием усиления выразительности сооружений путем контрастного сопоставления большого и малого использовался при создании лаврского ансамбля неоднократно: рядом с Успенским собором был поставлен миниатюрный храм — Надкладезная часовня, около пятиярусной колокольни — относительно невысокая ротонда Смоленской церкви. Церковь Сергия. Северный фасад. 1686—1692 Являясь самым значительным сооружением того времени (длиной 86 м) Трапезная с церковью Сергия (1686—1692) расположена на южной стороне монастыря. Она имеет высокий подклетный этаж, в многочисленных помещениях которого размещались хозяйственные...

3. Троицкий собор (1422—1423)

Так, непосредственно к Троицкому собору примкнул небольшой одноапсидный храм — Никоновский придел (1548), недалеко от них разместилась стройная Духовская церковь «иже под колоколы» (1476); на восточной стороне площади высится мощный объем Успенского собора (1559—1585), а рядом с ним видна филигранная Надкладезная часовня (конец XVII в.); с северной стороны площади взметнулась ввысь свеча пятиярусной колокольни (1740—1770), а всю западную сторону занимает протяженный Казначейский корпус келий (XVII— Х'Х вв.). В просветах между этими зданиями и как бы обрамляя их видны Митрополичьи покои (1778), монументальная Трапезная на высоких арках гульбища (1686—1692) с миниатюрной восьмигранной Михеевской церковью (1734) у ее подножия, букет золотых глав высокой надвратн...

4. Основание монастыря. XIV век

, 1778); 6 — Трапезная с церковью Сергия (1686—1692); 7 — Михеевская церковь (1734); 8 — Духовская церковь (1476); 9 — Успенский собор (1559—1585); 10 — Надкладезная часовня (конец XVII в.); 11 — усыпальница Годуновых (1605, 1780); 12—обелиск (1792); 13 — колокольня (1740—1770); 14 — Смоленская церковь (1745—1748); 15 — царские Чертоги (конец XVII в.); 16 — Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия (1635—1638); 17 — Казначейский корпус келий (XVII в., 1859); 18 — Крепостная палата (XVI в., XVII в.); 19 — Лестничная башня (1746—1749); 20 — ризница (1781); 21 —• Варваринский (Донской) корп...

5. Часовня Пятницкого колодца

На вершине холма у самой дороги против входа в монастырь расположена еще одна часовня — Красногорская. Она отмечает собой то место, куда во время полыхавшего в обители пожара (1709) поставили гроб Сергия Радонежского, вынесенный из Троицкого собора. Первоначально часовня была «деревянная, осмистенная, крашенная, покрыта по шатровому, на ней крест железный», а затем, в 1770 году, ее заменили на существующую ныне каменную, также восьмигранную, но выполненную в классических формах. На каждой грани восьмерика размещены полуциркульные окна, обрамленны...

6. Историко-художественный музей-заповедник

Архитектурную тему Трапезной, Чертогов и надвратной церкви развивает небольшая надкладезная часовня. Это изящное сооружение отличается богатством декора и тонкостью проработки всех деталей. Выстроенная по типу ярусных храмов — восьмерик на четверике, она имеет в основании прямоугольный объем с тремя постепенно уменьшающимися кверху восьмигранниками на нем, верхний из которых украшен куполом с крестом. Поставленная рядом с грома...

7. Надкладезная часовня (конец XVII в.)

) да сняты четыре фронтона с криволинейной кровли второго восьмерика. Часовня примыкала к паперти Успенского собора, но после разборки последней стала самостоятельным центрическим объемом, что значительно усилило ее выразительность. (О связи с папертью напоминает отсутствие окон на северовосточной ...

8. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (8)

был перестроен надвратный храм во имя святого Иоанна Предтечи и перестроена надкладезная часовня. «Мирская нарядность и жизнерадостность, только наметившаяся в сооружениях начала XVII века,— отмечают современные архитекторы,— становится теперь ведущей темой каждой новой постройки монастыря» [157, с. 123]. По указу императрицы Анны Иоанновны от 21 сентября 1738 года в Троицком монастыре было введено соборное управление, по примеру Киево-Печерской Лавры: чтобы ни Архимандрит один, ни Келарь, ни Казначей особливой власти не имели, но избраны были двена...

9. Надвратная церковь (1693-1699 гг.)

В настоящее время завершены работы по их восстановлению. Надкладезная часовня и Надвратная церковь, отличающиеся богатым убранством фасадов, явились как бы связующим элементом между Трапезной и Чертогами, распространяя влияние их праздничной архитектуры на весь монастырь. Надвратная церковь Надвратная церковь Иоанна Предтечи. План. Чертеж XVIII в. Свод...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................