2. Троице-Сергиева Лавра. Молитва ко Пресвятей Троице
Сохрани Святую Твою, Соборную и Апостольскую Церковь во веки
непозыбле-му, яко да и врата адова не одолеют ей. Спаси люди Твоя Российския и благослови достояние Твое. Соблюди страну
нашу на многа лета во благоденствии, утверди ю во век века до всемирнаго пременения. Спаси, Царю Небесный, имже вручил еси
паству словеснаго стада Твоего, Великаго Господина ...
3. Колокольня (1741-1769 гг.)
Заметим, что все высокие постройки монастыря (Трапезная церковь Сергия, надвратная церковь Иоанна Предтечи и башни) не превышают и половины высоты колокольни, и только один Успенский
собор благодаря своим перестроенным куполам превышает этот рубеж, составляя почти три четверти ее высоты. Располагаясь рядом,
Успенский собор не спорит, а поддерживает вертикаль колокольни, обеспечивая гармоничный переход от ее вершины к силуэту остальных
зданий. Интересно отметить, что точно такие же соотношения имеют между собой Филаретовская звонница и столп Ив...
4. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (3)
14, 10, 23), обновляя в сердцах наших Дух правый, попаляя скверны тленного существа и очищая ум от нечистоты (тропарь праздника
Пятидесятницы). Церковь призывает души верных возвеличить
Пресвятую Богородицу, возвысившуюся среди земнородных, единственную Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим.
Величанием Пресвятой Девы Марии, Которой подражают все христиане, завершается пение и чтение канона: Величит душа Моя Господа...
и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем... В 9-й песни заключено понимание тайны человеческого спасения через Божию Матерь.
Наиболее ярко это выражено в каноне праздника Успения Пресвят...
5. Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
В настоящее время в ней установлен резной, со скульптурными фигурами иконостас из московской церкви Параскевы Пятницы, удачно
вписавшийся в интерьер храма. Церковь детально исследована.
Три из четырех утраченных крылец были восстановлены в 1958 году, четвертое — в 1976 году. Смоленская церковь. 1745—1748.
Разрез, план Пожалуй, ярче всего барочный характер архитектуры XVIII века нашел выражение в вычурных формах небольшой, но
чрезвычайно своеобразно...
6. Город и монастырь в XIX - начале XX века
Произвольно и без какой-либо системы изменяется в этот период окраска зданий: фасады белокаменного Троицкого собора оклеиваются
холстом, по которому пишутся орнаменты и сюжетные картины; стены Духовской церкви красятся в голубой, а выступающие части
— в темно-синий цвет; колокольня, Смоленская церковь, большинство
башен сохраняют красный тон, и только три из них (Красная, Пивная, Келарская) белятся известью. Произвольные перестройки
и окраски древних зданий грубо нарушили цельность...
7. Успенский собор (1559—1585 гг.)
В конце XIX века под собором была устроена Всехсвятская церковь-крипта,
что значительно ослабило фундамент собора. В советское время ведутся работы по изучению памятника, укреплению сводов, фундамента,
ремонту куполов. В 1940 году частично были промыты фрески XVII века, а в 1969 году восстановлена позакомарная кровля. Успенский
собор (1559—...
8. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (3)
Формированию священнослужителей, способных стать духовными руководителями вверенных им Церковью человеческих душ, служит Пастырское богословие. Высокие моральные качества воспитанники
и студенты приобретают посредством Нравственного богословия, в состав которого входит изучение христианских этических ценностей.
Большое внимание, по давней традиции, уделяется в Московских Духовных школах церковноисторическим дисциплинам. Препо...
9. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (2)
157 с, ил. 159. Троицкий собор, церковь Преподобного Никона
и келлия Преподобного Сергия в Троице-Сергиевой Лавре. [Описание]. М., тип. «Ведомостей Моск. гор. полиции», 1854. 16 с,
2 л. ил. 160. Балдин В. И. Архитектура Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры.— Архитектурное наследство. 1956, сб. 6. с.
21—56, ил.; черт. 161. Остапов А., профессор протоиерей. Замечательный памятник древнерусского искусства (К реставра...
11. Красная башня
Низкая башня не заслоняла церковь, а своим строгим, подчеркнуто
крепостным обликом еще более выявляла торжественную нарядность храма, «осеняющего» вход. Хорошо продумана была также система
обороны входных ворот Красной башни. В двух мощных белокаменных контрфорсах по сторонам проезда размещены боевые казематы
(сейчас они частично закрыты пристроенным порталом). Их амбразуры, видные изнутри каземата, направлены вдоль крепостных стен,
фронтально перед башней и в арку входа, непосредствен...
14. Монастырь и слободы в XV веке
И снова она уступает свое место другому храму: летописи отмечают, что в 1476 году «заложена бысть почата делати в Сергиеве
монастыре церковь Троицы, кирпичная другая, на месте деревянные
церкви». С возведением этого нового храма, со звонницей в основании главы и дошедшего до нас под названием церкви Сошествия
святого Духа на апостолов (или Духовской церкви), центральная площадь монастыря получила свою композиционную законченность.
К концу XV века монастырь выглядел весьма живописно. Четырехугольник низких деревянных келий обрамлял открытую площадь, по
двум сторонам которой возвыш...
15. Монастырь и посад в XVIII веке
Как известно, Петр I не очень жаловал церковь, но все императрицы,
бывшие на российском троне после него, не упускали возможности подчеркнуть свое внимание к Троицкому монастырю. В целях «усиления»
новой, северной столицы была даже предпринята попытка перевести этот монастырь со всеми его святынями под Петербург; в течение
десяти лет (1726—1736) недалеко от Петергофа велось строительство зданий для размещения монастыря, но в дальнейшем от этой
затеи отказались, и дело огран...
23. Луковая башня
Здесь, на западном берегу реки Кон-чуры, была поставлена церковь Иоанна Лествичника с трапезной, по двум сторонам от которой
располагались больница и богадельня для престарелых (1895). Год спустя церковь
была соединена с лаврой длинным (150 м) переходным корпусом с аркой через реку; в нем разместились монастырская баня, типография
и различные мастерские; по чердаку этого корпуса был устроен переход к церкви непосредственно из монастыря. Еще ранее, к
500-летию конч...
27. Троицкий собор (1422—1423)
События эти приурочены к определенным дням в году и отмечаются церковью
как праздники, почему и этот ряд иконостаса носит название праздничного. Он состоит из девятнадцати небольших икон с многофигурными
сюжетными композициями на темы: «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Воскрешение
Лазаря», «Вход в Иерусалим», «Омовение ног», «Тайная вечеря», «Причащение хлебом», «Причащение вином», «Распятие», «Снятие
со креста», «Положение во гроб», «Сош...
30. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (6)
Так, во время пения Херувимской песни совершается вхождение всех служащих и молящихся в тайну иного бытия через внутреннее
изменение духа, к которому призывает Церковь: «Иже Херувимы,
тайно образующе, и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе...» Евангелие. XV в. ГБЛ, ф. 304/Ш № 5 (М. 8655), л. 180.
«Великий вход» за Божественной литургией знаменует, по словам Блаженного Симеона Солунского, «последнее пришествие Христово,
в нем же приидет со славою... Крест являет от Н...
31. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (5)
Иерархи, клирики, другие многочисленные церковные деятели нашей Церкви за эти годы посетили Лавру, участвуя здесь в Богослужениях
и разделяя с братией Лавры и со всей нашей Церковью светлые
торжества прославления великого молитвенника и ходатая за весь мир, так много потрудившегося ради христианской любви и мира
— Преподобного Сергия. Лавра и ее «большая келлия» — Академия и Семинария всегда с любовью и радостью встречают тех, кто
здесь совершал св...
33. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (6)
Для храма он избрал неподалеку другое место (где ныне находится храм Сошествия Святого Духа на Апостолов), ибо на месте первого
храма, воздвигнутого основателем Обители, задумал построить белокаменную церковь.
Преподобный Никон прославился как великий строитель Троицкой Обители — Дома Живоначальной Троицы и как создатель в похвалу
своему Авве, Игумену Земли Русской Преподобному Сергию Радонежскому, выдающихся памятников русской истории: белокаменного
собора и всего, что он вобрал в себя от русских иноков-умельцев того времени. Преставился Преподобный Никон 17 ноября 1426
года. Ученики в 1548 году воздвигли над его гробом храм у южной стены Троицк...
37. Троице-Сергиева Лавра. Общественное служение. (1)
Они засвидетельствовали, что Русская Православная Церковь
со дня своего основания стремится к миру, проповедует мир в человеческом сердце, мир в семье, мир в своем народе и между
всеми народами. Перед лицом современной мировой напряженности она верна своим исконным традициям. Ее позиция— это позиция
сострадания и умиротворения, постоянная готовность излить на раны страждущих елей нравственной помощи. Позицию эту единодушно
поддержали представители разных вероисповеданий. Конференция поддержала...
38. Троицкий собор (1422—1423)
Можно предположить, какой глубокой силой художественного воздействия обладал интерьер собора, представлявший великолепный
синтез архитектуры, монументальной и станковой живописи, в котором каждый из этих компонентов не уступал другому по высокому
совершенству исполнения, И можно понять Павла Алеппского, который записал в своем дневнике, что «церковь святой Троицы. . . так прекрасна, что не хочется уйти из нее», хотя он мог видеть тогда
не рублевскую стенопись, а только ее интерпретацию 1635 года. Троицкий собор с пристройками. Вид с юга. Проект реставрации.
Чертеж В. И. Балдина. 1965. Троицкий собор с пристройками. План: 1 —Троицкий ...
39. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (1)
Подвигнемжеся первообразне, паче же в неких служениях упражняющися, купно с клепалным возглашением [со звоном]. Тщательно
в церковь тещи и тамо вначале обретатися. И ум весь собирати
с чювством сердечным. Наипаче же в Божественных пениих напервословие, сиречь на Непорочнах, яко зане началу неискусну бывшу
и все явится отвержено, якоже глаголет Великий Василии. Зри опасно, о настоятелю, да со всяким благообразием по чину вся
да бывают. По 1-м убо пении утрения службы да поет еклисиарх, ексапсалмы [шестопсалмие]. Или устроеный на то мних, якоже
есть обычно косно [медленно], и елико ...
40. Музей-заповедник: Андрей Рублев
Фрагменты створки к иконе Андрея Рублева«Троица» Лишь царские врата иконостаса в XVII веке были перенесены в небольшую церковь Больничных палат монастыря и на их месте появились новые. Сейчас
врата начала XV века представлены в экспозиции. Простая и хорошо продуманная композиция, мягкие, певучие, вторящие друг другу
линии выразительных силуэтов, спокойный колорит красноречиво свидетельствуют о том, что произведение создавалось если не
самим Рублевым, то под непосредств...
41. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (4)
Девять песен канона составляют тройственный образ Пребожественной Троицы. Церковь
поет их каждый день. Святой Иоанн Дамаскин (VIII в.) создал основной цикл Богослужебных канонов и записал открытое ему осьмогласие,
ныне содержащееся в книге «Октоих» [20]. Завершается Утреня Великим славословием, на пение которого оба клироса, по монастырскому
обычаю, сходятся на середине храма. В праздник Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября), Великим Постом в Неделю 3-ю,
Крестопоклонную, и 1/14 августа...
43. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (1)
В лесной чаще, в 10 километрах от Хотькова, на возвышенном месте — «Маковце», они срубили скромную келлию, а потом и малую
церковь. Так в 1337 году было заложено основание будущей
Обители. В 1340 году митрополит Феогност прислал из Москвы священнослужителя, и храм был освящен во имя Пресвятой и Живоначальной
Троицы. Не выдержав трудностей и искушений, Стефан ушел в Москву в Богоявленский монастырь, где в числе иноков этой обители
п...
49. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (5)
На Проскомидии символически соединяются Церковь земная и
Церковь Небесная: через принесение жертвы духовной и жертвы вещественной (в виде хлеба и вина) — в честь и память Преблагословенной
Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, святого Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных Пророков, Апостолов,
Святителей, Мучеников, Преподобных, Бесср...
53. Казначейский корпус келий (XVII в.)
Так, в длинном Казначейском корпусе келий -— напротив западного фасада Успенского собора — оказались как бы замурованными
несколько отдельных построек: палаты казначейские, палата крепостная (в которой хранились скрепленные печатью документы на
вотчинные владения монастыря), палаты соборные, где сидели архимандрит, келарь и казначей «для расправы всяких монастырских
дел», а также больничные палаты со своей церковью. Это произошло
в середине XVIII века, когда стала производиться капитальная перестройка монастыря в духе нового времени. Разнообразные объемы
палат объединили под один фасад с симметричным расположением окон, некоторые из которых ока...
54. Троице-Сергиева Лавра. Общественное служение. (3)
Тропарь Собору Радонежских святых, глас 4: Днесь светло празднуем, верный людие, преславныя Троицкия обители торжество, се
бо велий сонм Радонежских чудотворцев, яко дивныя птицы небесныя, являет нам Церковь
Русская, стезями честнаго их жития шествовати всех призывающи, к иимже, с верою и любовию притекающе, воззовем: молйтеся
о нас ко Пресвятей Троице, преподобнии отцы наши с бого-носным Аввою Сергием, мир мйрови даро-вати и душам нашым многия милости.
Кондак, глас 8: Приидите, вси концы Отечества нашего, прославим боголюбивый лик Радонежских угодников Божиих, яко звезды
украсивших небо церковное ...
55. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (2)
Эти прошения сопровождаются поминовением святых, к заступничеству которых прибегает Церковь. Затем иноки с предстоятелем при пении стихир «на стиховне» возвращаются на середину храма,
где уготован тетрапод (стол) с пятью хлебами, пшеницей, вином и елеем. Завершается пение стихир, прославляющих святых или
праздник, молитвой святого Симеона Богоприимца Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко (Лк. 2, 19—32). Молитва эта исполнена
«благодарности и спокойствия пред лицом смерти, пр...
57. Монастырь-крепость и посад в XVI веке
Вид с запада: крепостная стена с Пивной башней (1540—1550), Никоновский придел (1548), Троицкий собор (1422) с папертью (XVI
в.), Духов ска я церковь (1476), надвратная церковь Сергия
(1512), Успенский собор (1559—1585). Реконструкция В. И. Балдина Сооружение Успенского собора затянулось на двадцать шесть
лет. В самый разгар работ случился пожар; летописи подробно повествуют, как в сентябрьскую ночь 1564 года «выгорел Трои...