Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

царь

 

1. Сушильная башня

Павел Алеппский так описывает оба входа в крепость «Монастырь имеет двое ворот с восточной стороны, больших и великолепных; над одними стоит огромный киот, это святые ворота, которые постоянно заперты и открываются только когда приедет патриарх или царь, для его входа. Вторые ворота (Успенские.— В. Б.) назначены для народа и животных. Патриарх (антиохийский — В. Б.) по обыкновению вышел из кареты и пошел, из почтения, пешком по мосту огромного рва; помолившись у первых ворот перед киотом, он вступил во вторые ворота». Существующий портик с изломанным карн...

2. Музей-заповедник: Домовая резьба по дереву

Образы этих загадочных существ пришли из глубины веков. Лев, как царь зверей, как символ силы и олицетворение могущества, был призван охранять тот дом, в резном убранстве которого он красовался. Но в XIX веке мастера подсмеивались над грозным львом, вырезали его добродушно улыбающимся и даже называли «котом». Русалка была речным божеством, имеющим отношение к культу воды и солнца. В некоторых местах Нижегородской губернии русалка звалась берегиней, то есть она призвана была охр...

3. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (8)

отлит и расчеканен лаврский царь-колокол в 4000 пудов [57, с. 3251. Строительство колокольни и реставрация завершены Священноархимандритом Троице-Сергиевой Лавры митрополитом Платоном Левшиным (1766—1812). Признание его пер...

4. Луковая башня

Именно в этом саду однажды нашел его гонец из Москвы; обрадованный хорошей вестью, царь приказал назвать это место по имени гонца — Пафнутьевым садом. Позднее сад обнесли каменной оградой с шатровыми башенками (1778); затем его территория была значительно расширена в северную сторону, а ограда продолжена до Плотничьей башни (1850). Здесь, на западном берегу реки Кон-чуры, была поставлена церковь Иоанна Лествичника с трапезной, по двум сторонам от которой ...

5. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (4)

Приидите вернии, Животворящему Древу поклонимся: на немже Христос Царь Славы волею руце распростер, вознесё нас на первое блаженство, яже прежде враг сластию украд, изгнаны от Бога сотвори. Приидите верный, Древу поклонимся, ымже спо-ддбыхомся невидимых вра...

6. Троицкий собор (1422—1423)

Однако после смерти Грозного новый царь, Борис Годунов, пожелал видеть на этой иконе украшения, исполненные по его заказу, и распорядился повторить икону Рублева с тем, чтобы на эту, вторую, икону перенести оклад Ивана Грозного. Именно тогда подлинная рублевская «Троица» получила новый золотой оклад с еще более богатыми украшениями, с грави...

7. История Загорска. История Сергиева-Посада

В «Духовном регламенте», принятом в 1721 году, русский царь провозглашался «верховным пастырем» русского православного христианства. Еще более возвысило монастырь присвоение ему специальным указом императрицы Елизаветы Петровны в 1744 году высшего титула— лавры, что еще больше подчеркивало его главенствующую роль среди других церковных учреждений. Как и ее предшественники, Елизавета Петровна оказывала монастырю повышенное внимание, назначив во главе его своего духовника Арсения Могилянского. Галер...

8. Музей-заповедник: Андрей Рублев

В конце процессии 3500 человек канатами тащили колокол весом 1850 пудов (29,6 т), специально отлитый для Троицкого монастыря также в качестве вклада от царского имени. Позднее царь Михаил Федорович добавил к годуновскому окладу иконы «Троица» золотые цаты (1626), сделанные по образцу грозненских, а в середине XVIII века, уже по заказу монастыря, на эту особо чтимую икону была изготовлена сплошная золотая риза, ...

9. Монастырь-крепость и посад в XVI веке

Вкладная книга монастыря хранит запись о том, как царь, отстояв утреннюю службу в Духовской церкви, призвал к себе трех доверенных лиц из числа братии и «учал. . . рыдати и плакати и молити. . . чтоб сыну его. . . ежедень панихиды петь над куть-ею и на обеднях поминати во веки и навек, докуда...

10. Троицкий собор (1422—1423)

По обе стороны от этой иконы расположены по три горизонтально удлиненные иконы с парными поясными изображениями пророков — царь Соломон и Исайя, Моисей и царь Давид, Иеремия и Гедеон, Иоиль и Иона, Иезекииль и Аввакум, Иаков и Даниил. Согласно легенде, они задолго до рождения Христа уже предсказывали это событие. Каждый из них держит в руках свиток с начертанными пророчествами. Пророки в ярких красочных одеждах, с энергичными жестами, с эфф...

11. Троице-Сергиева Лавра. Общественное служение. (3)

По краю историческая запись: «Божиею милостию государь царь и великий князь Феодор Иоаннович велел зделать раку сребряную чудотворцу Сергию на Москве и принесение бысть в дом Живоначальныя Троицы чудотворца Сергия в лето 7093 году августа в 14 день тогоже году и месяца в 15 день, в праздник Пречистый Богородицы честнаго ея Успения. Государь царь и великий князь и со своею благоверною царицею повеле молебен пеги и прилож мощи чудотворца Сергия из древяныя раки в сребрену а лежали мощи чудотворцевы 165 лет. И сию древяную раку повеле...

12. Казначейский корпус келий (XVII в.)

1635—1638 Пожалуй, ни один из русских царей не посещал Троицкий монастырь чаще, чем царь Борис, и не жаловал ему вкладов больше и богаче, чем он. И потому здесь в день смерти Бориса Годунова над этой скромной гробницей двух царей, царицы и царевны служили традиционную соборную панихиду, ударяли в большой годуновский колокол на колокольне, а на торжественной литургии употребляли сосуды, воздухи, покровы и другие драгоценные предметы из многочисленных вкладов опального царского семейства. В 1914 году лавра собиралась пер...

13. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (3)

1689 — В ночь с 7 на 8 августа в Троицкий монастырь, спасаясь от преследования царевны Софьи, прибыл царь Петр Алексеевич. Конец XVII в. — Строительство царских чертогов. 1692 — Патриарх Адриан дал благословение на создание надвратного храма в честь Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна на ме...

14. Колокольня (1741-1769 гг.)

Интересно, что сто лет спустя после подвески колокола крестьянин Иван Котков предложил модель сконструированной им машины для облегчения звона в царь-колокол и предлагал «устроить ее своими трудами с благонадежной прочностью». Однако предложение это почему-то не было принято. (Уникальный колокол, с такими трудами сделанный искусными руками русских мастеров-умельцев, не сохранился.) Проект Воскресенских ворот в Москве. Чертеж Д. В. Ухтомского. 1753 Специально для колокольни были изготовлены также башенные часы с курантами. По указанию Екатерины II лавра ...

15. История Загорска. История Сергиева-Посада

В своем послании в Кирилло-Белозерский монастырь особенно бичует монахов Троице-Сергиева монастыря, где «иссякло благочестие и монастырь оскудел». В то же время царь продолжал поддерживать монахов. При нем монастырь получил привилегию перед другими монастырями: в 1561 году здесь была учреждена архимандрития. Неоднократно царь использовал влияние монастыря при решении важных государственных дел. Именно в этом монастыре он держал совет с троицким духовенством перед организацией опричнины и, заручившись его поддержкой, уехал в Александрову слободу, которая стала центром царской опричнины, защищавшей инт...

16. Музей-заповедник: Живопись второй половины XIV века

Древние документы свидетельствуют, что икона — «царьградского письма». Примечательно и то, что она сохранила свое греческое название. Перивлепта в переводе с греческого означает «прекрасная видом». О нерусском происхождении иконы говорят и темное письмо ликов, и изысканный колорит лиловато-коричневых, темно-синих, золотисто-оранжевых тонов, и превосходный рисунок, подчеркивающие необыкновенную утонченность и аристократичность образов. Богоматерь Владимирская. Икона московской школы. Конец XIV — ...

17. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (2)

173. Арсений, иеромонах. О царь-колоколе [колокольни] Святой Троицкой Сергиевой Лавры. СПб., 1880. 47 с. Прил.: надписи на колоколах Троицкой Сергиевой Лавры. 174. Михайлов А. К истории проектирования и строительства колокольни Троице-Сергиевой Лавры.— Архитектурное наследство, 1951, сб. 1, с. 67—77. Прил.: переписка и чертежи времени проектирования и постройки колокольни. 175. Сенатов Г. Ф. Реставрация колокольни Троице-Сер...

18. Монастырь-крепость и посад в первой половине XVII века

Тот же Павел Алеппский свидетельствует, что царь Алексей Михайлович «всю душу положил» на построение Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода (1 650—-1 655), «дабы сделать его подобным монастырю Троицкому», и называет обе эти обители «женихом» и «невестой»; он приводит также слова патриарха Никона о том, что среди почти трех тысяч монастырей России «есть три очень богатых монастыря, великие царские крепости: первый монастырь Святой Троицы, он больше и богаче остальных, второй Кирилло-...

19. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (7)

Руководствуясь полученным приказным списком («го-сударскими книгами», «государевой царевой грамотой»), монастырские власти внесли имена опальных в свои Синодики... Незадолго до смерти царь велел монахам молиться «во веки веков» за всех казненных им людей. «Прещения» заслужили «изменники», самое имя которых было предано забвению и десятки лет находилось под строгим запретом» [105, с. 134]. Синодик XVII в. ГБЛ, ф. 304, № 818, л. 212. Эти Синодики позволили реконструировать «кровавую лет...

20. Музей-заповедник: Лицевое шитье

Один из них —пелена 1499 года, созданная «замышлением и повелением царевны царьгородской и великой княгиней Московской» Софьей Палеолог, женой Ивана III, как сообщает вкладная надпись. Композиция произведения напоминает житийную икону: в центре — крест, а вокруг голубовато-зеленоватая кайма, где вышиты изоб...

21. Музей-заповедник: Золотое и серебряное дело

В последующие века оклад был дополнен. В 1626 году царь Михаил Федорович подвесил к иконе золотые цаты, сделанные по образцу грозненских, а в середине XVIII века по заказу монастыря московские чеканщики выполнили серебряную золоченую ризу, закрывшую живопись на иконе. Украшавшийся на протяжении трех столетий различными мастерами оклад тем не менее воспринимается в художественн...

22. Историко-художественный музей-заповедник

Приехавший, чтобы держать совет с монахами, лишь после того как заручился их поддержкой, царь Иван удалился в Александровскую слободу, ставшую его временной столицей. Троицкий монастырь сохранил свои привилегии и во время царствования Бориса Годунова, пришедшего к власти в 1598 году после смерти царя Федора Ивановича. Сюда после свержения самозванца Лжедмитрия I были перенесен...

23. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (3)

На другой рукописи такая запись: «В обители царьстей Святыа Живоначальныа Троиця, в устроении преподобнаго игумена Сергиа, на имя священноиноку Матфею списася сиа книга в лето 6922 (1414), индикта 7, месяца февруаря въ 8 день, на память святаго мученика Феодора Стратилата. Списажеся си книга, при настоятельств...

24. Успенский собор (1559—1585 гг.)

Рядом с Успенским собором, у его северо-западного угла, пристроилось небольших размеров, низкое, с четырехскатной кровлей сооружение — усыпальница, где захоронены царь Борис Годунов, его жена Мария, сын Федор и дочь Ксения. Внутри собора у западной стены находятся гробницы племянницы Ивана Грозного Марфы Старицкой и ее дочери Евдокии. Успенский собор с кон...

25. Музей-заповедник: Живопись троицких мастеров XVI века

Надпись середины XVII века, наведенная золотом на полях средника, свидетельствует, что икона написана в 1588 году Евстафием Головкиным и что в 1652 году царь Алексей Михайлович брал ее с собой в военный поход. Видимо, с этого времени икона-складень и стала считаться покровительницей русской армии, сопровождая ее во всех военных кампаниях. Поэтому так понятны здесь изображения архангела Михаила в пламенеющем киноварном плаще, по церковной легенде...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................