1. Сушильная башня
Павел Алеппский так описывает оба входа в крепость «Монастырь имеет двое ворот с восточной стороны, больших и великолепных;
над одними стоит огромный киот, это святые ворота, которые постоянно заперты и открываются только когда приедет патриарх
или царь, для его входа. Вторые ворота (Успенские.— В. Б.)
назначены для народа и животных. Патриарх (антиохийский — В. Б.) по обыкновению вышел из кареты и пошел, из почтения, пешком
по мосту огромного рва; помолившись у первых ворот перед киотом, он вступил во вторые ворота». Существующий портик с изломанным
карн...
2. Музей-заповедник: Домовая резьба по дереву
Образы этих загадочных существ пришли из глубины веков. Лев, как царь
зверей, как символ силы и олицетворение могущества, был призван охранять тот дом, в резном убранстве которого он красовался.
Но в XIX веке мастера подсмеивались над грозным львом, вырезали его добродушно улыбающимся и даже называли «котом». Русалка
была речным божеством, имеющим отношение к культу воды и солнца. В некоторых местах Нижегородской губернии русалка звалась
берегиней, то есть она призвана была охр...
4. Луковая башня
Именно в этом саду однажды нашел его гонец из Москвы; обрадованный хорошей вестью, царь приказал назвать это место по имени гонца — Пафнутьевым садом. Позднее сад обнесли каменной
оградой с шатровыми башенками (1778); затем его территория была значительно расширена в северную сторону, а ограда продолжена
до Плотничьей башни (1850). Здесь, на западном берегу реки Кон-чуры, была поставлена церковь Иоанна Лествичника с трапезной,
по двум сторонам от которой ...
5. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (4)
Приидите вернии, Животворящему Древу поклонимся: на немже Христос Царь
Славы волею руце распростер, вознесё нас на первое блаженство, яже прежде враг сластию украд, изгнаны от Бога сотвори. Приидите
верный, Древу поклонимся, ымже спо-ддбыхомся невидимых вра...
6. Троицкий собор (1422—1423)
Однако после смерти Грозного новый царь, Борис Годунов, пожелал
видеть на этой иконе украшения, исполненные по его заказу, и распорядился повторить икону Рублева с тем, чтобы на эту, вторую,
икону перенести оклад Ивана Грозного. Именно тогда подлинная рублевская «Троица» получила новый золотой оклад с еще более
богатыми украшениями, с грави...
7. История Загорска. История Сергиева-Посада
В «Духовном регламенте», принятом в 1721 году, русский царь
провозглашался «верховным пастырем» русского православного христианства. Еще более возвысило монастырь присвоение ему специальным
указом императрицы Елизаветы Петровны в 1744 году высшего титула— лавры, что еще больше подчеркивало его главенствующую роль
среди других церковных учреждений. Как и ее предшественники, Елизавета Петровна оказывала монастырю повышенное внимание,
назначив во главе его своего духовника Арсения Могилянского. Галер...
8. Музей-заповедник: Андрей Рублев
В конце процессии 3500 человек канатами тащили колокол весом 1850 пудов (29,6 т), специально отлитый для Троицкого монастыря
также в качестве вклада от царского имени. Позднее царь Михаил
Федорович добавил к годуновскому окладу иконы «Троица» золотые цаты (1626), сделанные по образцу грозненских, а в середине
XVIII века, уже по заказу монастыря, на эту особо чтимую икону была изготовлена сплошная золотая риза, ...
10. Троицкий собор (1422—1423)
По обе стороны от этой иконы расположены по три горизонтально удлиненные иконы с парными поясными изображениями пророков
— царь Соломон и Исайя, Моисей и царь Давид, Иеремия и Гедеон,
Иоиль и Иона, Иезекииль и Аввакум, Иаков и Даниил. Согласно легенде, они задолго до рождения Христа уже предсказывали это
событие. Каждый из них держит в руках свиток с начертанными пророчествами. Пророки в ярких красочных одеждах, с энергичными
жестами, с эфф...
12. Казначейский корпус келий (XVII в.)
1635—1638 Пожалуй, ни один из русских царей не посещал Троицкий монастырь чаще, чем царь Борис, и не жаловал ему вкладов больше и богаче, чем он. И потому здесь в день смерти Бориса
Годунова над этой скромной гробницей двух царей, царицы и царевны служили традиционную соборную панихиду, ударяли в большой
годуновский колокол на колокольне, а на торжественной литургии употребляли сосуды, воздухи, покровы и другие драгоценные
предметы из многочисленных вкладов опального царского семейства. В 1914 году лавра собиралась пер...
15. История Загорска. История Сергиева-Посада
В своем послании в Кирилло-Белозерский монастырь особенно бичует монахов Троице-Сергиева монастыря, где «иссякло благочестие
и монастырь оскудел». В то же время царь продолжал поддерживать
монахов. При нем монастырь получил привилегию перед другими монастырями: в 1561 году здесь была учреждена архимандрития.
Неоднократно царь использовал влияние монастыря при решении важных государственных дел. Именно в этом монастыре он держал
совет с троицким духовенством перед организацией опричнины и, заручившись его поддержкой, уехал в Александрову слободу, которая
стала центром царской опричнины, защищавшей инт...
16. Музей-заповедник: Живопись второй половины XIV века
Древние документы свидетельствуют, что икона — «царьградского
письма». Примечательно и то, что она сохранила свое греческое название. Перивлепта в переводе с греческого означает «прекрасная
видом». О нерусском происхождении иконы говорят и темное письмо ликов, и изысканный колорит лиловато-коричневых, темно-синих,
золотисто-оранжевых тонов, и превосходный рисунок, подчеркивающие необыкновенную утонченность и аристократичность образов.
Богоматерь Владимирская. Икона московской школы. Конец XIV — ...
17. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (2)
173. Арсений, иеромонах. О царь-колоколе [колокольни] Святой
Троицкой Сергиевой Лавры. СПб., 1880. 47 с. Прил.: надписи на колоколах Троицкой Сергиевой Лавры. 174. Михайлов А. К истории
проектирования и строительства колокольни Троице-Сергиевой Лавры.— Архитектурное наследство, 1951, сб. 1, с. 67—77. Прил.:
переписка и чертежи времени проектирования и постройки колокольни. 175. Сенатов Г. Ф. Реставрация колокольни Троице-Сер...
18. Монастырь-крепость и посад в первой половине XVII века
Тот же Павел Алеппский свидетельствует, что царь Алексей
Михайлович «всю душу положил» на построение Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода (1 650—-1 655), «дабы сделать
его подобным монастырю Троицкому», и называет обе эти обители «женихом» и «невестой»; он приводит также слова патриарха Никона
о том, что среди почти трех тысяч монастырей России «есть три очень богатых монастыря, великие царские крепости: первый монастырь
Святой Троицы, он больше и богаче остальных, второй Кирилло-...
19. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (7)
Руководствуясь полученным приказным списком («го-сударскими книгами», «государевой царевой грамотой»), монастырские власти
внесли имена опальных в свои Синодики... Незадолго до смерти царь
велел монахам молиться «во веки веков» за всех казненных им людей. «Прещения» заслужили «изменники», самое имя которых было
предано забвению и десятки лет находилось под строгим запретом» [105, с. 134]. Синодик XVII в. ГБЛ, ф. 304, № 818, л. 212.
Эти Синодики позволили реконструировать «кровавую лет...
20. Музей-заповедник: Лицевое шитье
Один из них —пелена 1499 года, созданная «замышлением и повелением царевны царьгородской
и великой княгиней Московской» Софьей Палеолог, женой Ивана III, как сообщает вкладная надпись. Композиция произведения напоминает
житийную икону: в центре — крест, а вокруг голубовато-зеленоватая кайма, где вышиты изоб...
22. Историко-художественный музей-заповедник
Приехавший, чтобы держать совет с монахами, лишь после того как заручился их поддержкой, царь Иван удалился в Александровскую слободу, ставшую его временной столицей. Троицкий монастырь
сохранил свои привилегии и во время царствования Бориса Годунова, пришедшего к власти в 1598 году после смерти царя Федора
Ивановича. Сюда после свержения самозванца Лжедмитрия I были перенесен...
23. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (3)
На другой рукописи такая запись: «В обители царьстей Святыа
Живоначальныа Троиця, в устроении преподобнаго игумена Сергиа, на имя священноиноку Матфею списася сиа книга в лето 6922
(1414), индикта 7, месяца февруаря въ 8 день, на память святаго мученика Феодора Стратилата. Списажеся си книга, при настоятельств...
24. Успенский собор (1559—1585 гг.)
Рядом с Успенским собором, у его северо-западного угла, пристроилось небольших размеров, низкое, с четырехскатной кровлей
сооружение — усыпальница, где захоронены царь Борис Годунов,
его жена Мария, сын Федор и дочь Ксения. Внутри собора у западной стены находятся гробницы племянницы Ивана Грозного Марфы
Старицкой и ее дочери Евдокии. Успенский собор с кон...
25. Музей-заповедник: Живопись троицких мастеров XVI века
Надпись середины XVII века, наведенная золотом на полях средника, свидетельствует, что икона написана в 1588 году Евстафием
Головкиным и что в 1652 году царь Алексей Михайлович брал
ее с собой в военный поход. Видимо, с этого времени икона-складень и стала считаться покровительницей русской армии, сопровождая
ее во всех военных кампаниях. Поэтому так понятны здесь изображения архангела Михаила в пламенеющем киноварном плаще, по
церковной легенде...