3. Музей-заповедник: Графика
Одной из интересных работ художника явилась гравюра «Брак Петра I», где мастер почти с документальной достоверностью постарался
запечатлеть происходящее. В поле зрения художника весь парадный
зал, где происходило торжество: огромные зеркала и гобелены, висящие на стенах, большие окна, сверкающие люстры, необычные
туалеты гостей — то новое, что появилось в эпоху Петра I. И вместе с тем изображение не кажется лишь скрупулезной фиксацией,
так как мастеру удалось сохранить ...
4. Троицкий собор (1422—1423)
История не называет нам имен искусных зодчих, возводивших Троицкий собор, однако имя художника, под руководством которого производилось его украшение, известно: им был величайший русский
живописец Андрей Рублев. А совместная работа с зодчими, можно полагать, вообще была свойственна этому мастеру — недаром летописи
отметили, что он «помогающи создаете (п...
6. Троице-Сергиева Лавра. Церковноархеологический кабинет. (2)
Как некое религиозно-художественное кредо художника воспринимается
его картина «Страстная седмица», изображающая у подножия Распятия Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, священника, крестьянина
и крестьянку на фоне полного внутренней тишины русского пейзажа. Икона святого Архистратига Божия Михаила и святого Апостола
Андрея Первозванного, Московских писем, XVI в....
9. Музей-заповедник: Серебряные изделия
Здесь нет подчеркнутой плоскостности, художник старался передать
глубину пространства, объем фигур. Возможно, они были выполнены другим мастером на отдельных пластинах. К середине XVIII
века всевозрастающая роскошь быта русского дворянства и высшего духовенства требовала вещей, соответствующих богатому убранству
интерьера, отличавшихся разнообразием форм и декоративной насыщенностью. Стиль барокко отвечал э...
12. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (5)
По замечанию исследователей, «цельность замысла и высокое совершенство выполнения их работ несомненно свидетельствует о зрелости
исполнителя — и как художника, и как техника. Невозможно
представить себе такую работу без хорошей школы и большой опытности, даже в предположении какой угодно природной одаренности»
[221, с. 7]. Здесь проявилась та сила русского духа, высота которого не случайно сравнивается с лучшими монументальными памятниками
античного мира. На это указывают русские иконы, которые «представляют, быть может, единственный случай испытывать общее зрительное
впечатление, близкое к общему зрительному впечатлению...
14. Музей-заповедник: Живопись конца XVI - начала XVI века
Первое из них связано с заказами царя Бориса Годунова. Художники,
работавшие в царских мастерских, стремились подражать строгому, величавому стилю конца XV века. Но возрождение старых традиций
было искусственным и походило скорее лишь на декоративное обыгрывание их, так как конкретные исторические условия, в которых
жило тогда Русское государство, не имели почвы для продолжения и развития высокого стиля в искусстве. Интересным произведением
этого времени являются створки к иконе Андрея Рублева «Троица», выполненные по заказу ц...
16. Город и монастырь после 1917 года
Сочетая учебную деятельность с практической реставрацией памятников Загорска, Московского Кремля, Новгорода Великого, училище
за пять лет своего существования (1945—1950) подготовило свыше двухсот мастеров каменного и белокаменного дела, плотников
и краснодеревцев, лепщиков и художников-монументалистов.
Выпускники училища работают во многих реставрационных мастерских страны. Подготовка научной документации на реставрацию ансамбля
Троице-Сергиевой лавры велась Центральными научн...
18. Музей-заповедник: Вышивка
Шульпиной, заслуженным художником РСФСР, декоративный коврик
«Разгулялися девчонки». Марийские и чувашские вышивки исполняются традиционными счетными швами. К наиболее распространенным
относятся косая стежка, счетная гладь и роспись. Помимо шерстяных и шелковых ниток в изделиях широко используются яркие цветные
нашивки. В чувашских геометрических узорах преобладают красные цвета с черными по контуру, при нескольких других дополнительных.
Особенно изысканны по цвету мелкие, ювелирно проработанные уз...
19. Музей-заповедник: Домовая резьба по дереву
Интерьер зала отдела декоративно-прикладного искусства Творчеству народных художников
XVII—начала XX века посвящена экспозиция отдела музея «Русское народное искусство». Выносной ковш. Среднее Поволжье. XVIII
в. Ковши-черпаки. Горьковская область. XIX в. Особенно широко в отделе представлены резьба и роспись по дереву, которыми
украшались фасады крестьянских изб, интерьеры, посуда и всевозможные бытовые вещи: рубели, вальки, прялки...
21. Музей-заповедник: Живопись второй половины XIV века
В рамках традиционной иконографии безымянный художник создал
образ, поражающий одновременно и человеческой простотой, и величием духа. Это, несомненно, русский Никола, в изображении
которого часто воплощались народные представления о нем как об одном из самых добрых заступников и помощников во всех житейских
делах. Общему замыслу произведения отвечает и колорит иконы, построенный на сочетании немногих, близких по тону, но очен...
28. Музей-заповедник: Лаковая роспись
Своеобразной манерой исполнения прославились художники села
Мстера Владимирской области. Плавными изогнутыми линиями, яркими красками, в которых преобладают теплые оттенки, поэтически
условно передается красота окружающего мира, с звонким небом, с бурными реками, с зелеными дубравами. Н. П. Антипов....
31. Музей-заповедник: Андрей Рублев
В образах, созданных Андреем Рублевым и художникам и его
круга, воплощены идеальные черты физической и духовной красоты людей того времени. Их отличают глубокая одухотворенность,
нравственная чистота и совершенство, лирическая эмоциональность и высокая поэтичность. «Деяния Троицы».Конец XVIв. Фрагменты
створки к иконе Андрея Рублева«Троица» Произведения Андрея Рублева, проникнутые светлой радостью, мягкой задушевностью, верой
в доброту человека, языком живописи утверждали идеи гуман...
32. Музей-заповедник: Живопись XVII века
Обращает на себя внимание лик Иоанна Богослова, объем которого лепится не условными оживками, а высветлениями естественно
выступающих частей: лба, скул, носа. Постоянный интерес художника
к особенностям внешности человека сказался и в реальной передаче формы глаз. Подчеркнута объемность и всей фигуры. Это в
значительной степени достигается как сложным поворотом корпуса, так и моделировкой золоты...
36. Музей-заповедник: Резьба по камню
Н. Оберюхтина и главного художника завода «Русские самоцветы»
Е. Е. Васильева, заслуженного художника РСФСР. Из мягких пород камня изготовляются резные художественные изделия, главным
образом миниатюрная скульптура. Кунгурские камнерезы Пермской области используют пестро-цветный, с серыми и желтыми пятнами
кальцит, очень хрупкий «солнечный» розовато-желтый селенит, почти черный серпентин, а так...