Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

христос

 

1. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (7)

Агнец Божий в виде бескровной жертвы приносится ежедневно на престолах Обители Живоначальной Троицы для единения верующих со Христом в Таинстве Святого Причащения до того дня, как сказал Сам Христос, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего [23, с. 60, 64]. Крестный ход у Троицкого собора перед Пасхальной заутреней. Божественная литургия — это и особый чин церковного Богослужения, и созидающая благодатная сила в Церкви Христовой. Она и древо жизни, и П...

2. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (4)

Приидите вернии, Животворящему Древу поклонимся: на немже Христос Царь Славы волею руце распростер, вознесё нас на первое блаженство, яже прежде враг сластию украд, изгнаны от Бога сотвори. Приидите верный, Древу поклонимся, ымже спо-ддбыхомся невидимых враг сокрушйты главы. Приид...

3. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (2)

Литургическая жизнь 1 2 3 4 5 6 7 8 Согласно Египетским Церковным Постановлениям (III век), при внесении в молитвенное собрание светильника (с которым Христос Спаситель как бы духовно предносится присутствующим) епископ призывает народ к прославлению Того, Кто невидимо входит в собрание вместе с внесенным светильником: «Мы благодарим Тебя, Боже, через Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, за то...

4. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (3)

Другая тема, созвучная всем прочим канонам 1-й песни, связана с воспоминанием Великого Четвертка, когда совершилось Великое Таинство установления Нового Завета Бога с человеком: Сеченое сечется море Чермное, волнопитаемая же изсушается глубина, таяжде купно безоружным бывши проходима и всеоружным гробом: песнь же Богокрасная воспевашеся: славно прославися Христос Бог наш (канон святого Космы Маюмского) [18, с. 221]. Крестом побеждает монах стихию страха. Примером такой победы человека над страхом перед дикими зверями была жизнь великого пустынножителя — преподобного Сергия, подвижника Радонежских лесов. Смысл утреннего Богослужения наиболее ясно объясняет пасхальная песнь: Встанем глубоким утром, и вместо арома...

5. Троицкий собор (1422—1423)

Троицкий собор (1422—1423 гг.) 1 2 По христианскому учению, Христос как «сын человеческий» умер на кресте и возродился (или воскрес) уже в новой сути — как «сын божий», после чего стал царем и судией небесным. Об этом повествуют иконы второго яруса — деисусного чина (деисус — моление). В центре этого ряда расположена икона «Спас в силах», где Христос торжественно восседает на троне в окружении небесных сил — херувимов и серафимов. ...

6. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (1)

Нужно бо есть Царство Небесное, Христос рече, и нужницы восхищают е, якоже священная нас учат благовестил. Ибо, братия моя любимая, иже всеет каждо, то и пожнет, и своего труда приимет дело. Вся убо иже во общем житии, благообразно и по чину да бывают. Изряднее же чин церковныя службы, вкупе же и стояние, и поклоны. ... Что убо сотворим, иже страшному и Вышних Сил Цареви предстояще, и ум в нижняя и неподобная уклон...

7. Троице-Сергиева Лавра. Общественное служение. (3)

Предложив всем нынешним христианам серьезно подумать над тем обстоятельством, что первохристианская община обладала величайшим иммунитетом в отношении магии денег, он сказал, что социализм ближе к сущности христианства, чем совершенно погрязший в денежном мышлении капитализм. «Иисус Христос хотел привести своих учеников от мышления, выражающегося словом «я», к мышлению, характеризующемуся словом «мы». Он научил учеников и всех нас молиться «Отче наш», а не «Отче мой». Участники совещания принял...

8. Троице-Сергиева Лавра. Церковноархеологический кабинет. (2)

Трагической экспрессией проникнута картина испанского художника XVI века Моралеса «Страждущий Христос». О средневековой строгости в понимании задач искусства напоминает изображение Христа, выполненное в традициях нидерландской живописи конца XV — начала XVI века. Экспозиция Церковноархеологического кабинета завершается работами русских художников XVIII — начала XX века, когда живопись развивалась в отрыве от древних традиций, хотя и не порывала связи с религиозной тематикой. Качественно новый период в истории отечественной церковной живописи связан с именем В. М. Васнецова,...

9. Троицкий собор (1422—1423)

В центре его находится поясная икона «Богоматерь Знамение»: Мария молитвенно подняла руки, а на груди ее изображен юный Христос, повторяющий тот же жест. Такой иконографический тип Богоматери воплощал «пресвятую деву, заключающую в лоне своем образ родившегося от нее сына» и служил символом рождения новозаветной, христианской церкви. По обе стороны от этой иконы расположены по три горизонтально удлиненные иконы с парными поясными изображениями пророков — царь Соломон и Исайя, Моисей и царь Давид, Иеремия и Гедеон, Иоиль и Иона, Иезекииль и Аввакум, Иаков и Даниил. Согласно легенде, они задолго...

10. Троице-Сергиева Лавра. Общественное служение. (1)

И в этом смысле, как было отмечено на конференции, большая ответственность лежит на христианах, ибо угроза войны нередко исходит от правительств, именующих себя христианскими. «Христос гак же далек от этих международных преступников, посягающих даже на жизнь невинных младенцев, как ослепительно яркий солнечный свет голубого дня далек от непроницаемо густого мрака непроглядной ночи»,— убежденно заявляли участники конференции. Они засвидетельствовали, что Русская Православная Церковь со дня своего основания стремится к миру, проповедует мир в человеческом сердце, мир в семье, мир в своем народ...

11. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (6)

Перед исповедением веры во Христа молящиеся выражают свою жертвенную любовь святым лобзанием и заверением друг друга: «Христос поспели нас». Икона «Снятие со Креста» из иконостаса Троицкого собора, письма Преподобного Даниила Черного (?). 20-е годы XV в. Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во Единаго Гос...

12. Троице-Сергиева Лавра. Обеты монашества

Сия вся тако ли исповедавши упованием силы Божия, и в сих обетех пребывати обещавши ли ся даже до кончины живота твоего, благодатию Христовою? — Ей, Богу содействующу, честный отче... Се Христос невидимо зде предстоит; виждь, яко никтоже тя принуждает прийти к сему образу; виждь, яко ты от своего произволения хощеши обручение великаго Ангельскаго образа. — Ей, честный отче, от своего произволения. Рече Господь: иже любит отца, или матерь паче Мене, несть Мене достоин: и иже любит сына, или дщерь паче Мене, несть Мен...

13. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (5)

Кондак, глас 8: Христовою люббвию уязвйвея, Преподобие, и Тому невозвратным желанием последовав, всякое наслаждение плотское возненавидел еей и яко солнце Отечеству твоему возсиял еей, тем и Христос даром чудес обогати тя. Поминай нас, чтущих пресвётлую память твою, да зовём ти: Радуйся, Сергие Богомудре. Величание: Ублажаем тя, Преподобие отче наш Сергие, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода» (Ин. 15, 1, 4, 5). Одни — на проведение исповеди в храме во имя святого Иоанна Предтечи, куда приносят свои душевные ск...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................