1. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (4)
Лощения путь преполовйвше, ведущий ко Кресту Твоему Честному, Твой день видети, егоже виде Авраам, и возрадовася яко из гроба
холма жива Исаака приём. Благоволи и нас верою избавившихся
от врага, и Вечери причастытыся тайней, в мире зовущих: Просвещение и Спасителю наш, слава Тебе. Господи, Твой Крест, зрящее
предлежащий днесть, приступаем верно, в пениих и песнех, облобызающе его в страсе и радости: освяти рабы Твоя, умири мир
Твой, сего явлением Едйне Многомилостиве. Богослужебные тексты наиболее глубоко раскрывают крестную пр...
2. Каличья башня
Отсюда, с высоты, хорошо обозревается не только архитектурный ансамбль монастыря, но и весь город, живописно раскинувшийся
на невысоких холмах. Каличья башня Облик Каличьей воротной
башни резко выпадает из общего характера крепостных сооружений монастыря, построенная в конце XVIII века, когда монастырь
окончательно утратил свое оборонительное значение, она выглядит...
6. Музей-заповедник: Резная кость
Древний центр этого искусства — Холмогоры Архангельской области.
В XVIII и первой половине XIX века искусство холмогорских мастеров достигло расцвета. Из слоновой, мамонтовой и моржовой
кости изготовлялись разнообразные изделия: гребни, ларцы, коробочки, шкатулки и т. д. В XVIII веке применялась рельефная
и ажурная (сквозная) резьба, цветная гравировка, окрашенная кость. Узор щедро покрывал стенки...
7. Троицкий собор (1422—1423)
Располагаясь на склоне холма, Никоновский придел, в отличие
от Троицкого собора, не имеет под собой горизонтальной площадки, и уклон местности повторен в линиях его цоколя, в размещении
окон, в положении бусинок на полуколонках, постепенно выравниваясь в строгу...
8. Монастырь и посад в XVIII веке
Для административного и торгового центра Посада предназначалась новая площадь к югу от лавры, у Вознесенской церкви, — отсюда,
с высокого холма, открывался прекрасный вид на монастырь
и центральную часть города. Периметр этой весьма обширной площади (250X350 м) предполагалось обстроить каменными зданиями
присутственных мест, уездного казначейства, домами для городничего и землемера, полиции и почтового двора, народного училища,
городского магистрата, а также зданиями соляного и винного магазинов и других торговых лавок. Большинство приход...
9. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (6)
174 Храм-памятник во имя Преподобного Сергия Радонежского на поле Куликовом, на Красном холме. Основы миротворчества, которые заложил князь Димитрий, строя свои взаимоотношения с русскими
князьями, созидая общегосударственную политику, воспитывая в народе любовь и патриотизм, восприняли и развили последующие
поколения нашего народа и Русская Православная Церковь во всей полноте. Наша Церковь свято хранит заветы благоверного князя
любить и хранить Родину. Вместе со своим народом она переживала и тяжкие годины, и ...
10. Основание монастыря. XIV век
Облюбовав в 10 км к северу от Радонежа и Хотькова лесную поляну на небольшом холме
Маковец, омываемом речушкой и ее притоком, они поставили здесь келью и «церквицу малу», посвятив ее Троице (было это, по
одним сведениям, в 1337 г., по другим-—в 1345 г.). Так началась многовековая история Троицкого монастыря и развившегося вокруг
него посада. Не выдержав, однако, тягот суровой жизни в лесу, старший брат, Стефан, вскоре ушел в московски...
11. Монастырь и слободы в XV веке
К ограде монастыря с восточной стороны почти примыкали Служние слободы, где селились «троицкие слуги» — доверенные чиновники,
главным образом дворянского происхождения, которые осуществляли управление монастырскими вотчинами или служили в его учреждениях.
Здесь, на склоне холма (на Подоле), стояла деревянная приходская
церковь. В одном-двух километрах от обители располагались другие поселения: село Клементьево — с юга, Копнино — с юго-запада,
Панино — с запада, Благовещенское — с северо-запада, Кукуево — с севера. Число дворов в каждом из этих селений колеба...
13. Монастырь-крепость и посад в XVI веке
С окончанием строительства Успенского собора завершилось формирование архитектурного облика монастыря-крепости в XVI веке,
определилась его территория, большинство зданий стали каменными; при этом низкие крепостные стены (5—5,5 м), располагаясь
с юга и запада по склонам холма, не закрывали внутреннего
пространства монастыря, оставляя хорошо видимыми его храмы и палаты. Села и слободы, теперь уже сплошным кольцом окружавшие
монастырь-крепость, по-прежнему находились в некотором отдалении. Свободная от застройк...
14. Памятники монастырского некрополя XV—XVIII веков
К этому периоду относятся плиты, найденные над захоронением инока Сергия (в миру Симеона) — сына князя Бориса Васильевича
Суздальского, князя Ивана Ивановича Холмского, тверского
боярина Дамиана Афанасьевича Сакмышева, князя Ивана Михайловича Глинского и других. Среди строительного материала была найдена
надгробная плита 1561 года сына Василия Ивановича Шемячича по прозванию Севрюк. Орнамент на плите почти полностью утрачен,
но частично сохранилась надпись, исполненная четкой, красивой вязью. Великолепнейшим образцом резьбы по камню является целиком
сохранившееся детское надгробие Исидора Воейко...
15. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (9)
НАСТОЯТЕЛИ-ИГУМЕНЫ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ 1344—1392 (1) Преподобный Сергий, Игумен Радонежский 1391, Преподобный Никон, 1398—1426
(2) Игумен Радонежский 1392—1398 (3) Преподобный Савва Звенигородский ? ? 1429—1432 (4) Преподобный Савва II 1432—1443 (5)
Игумен Зиновий 1443—1445 (6) Игумен Геннадий (Саматов) 1445—1446 (7) Игумен Досифей 1447—1455 (8) Преподобный Мартиниан Белоетерский
1455—1466 (9) Святой Вассиан (Рыло) 1467—1474 (10) Игумен Спиридон (†1475) 1474—1478 (II) Игумен Аврамий 1479—1482 (12) Игумен
Паисий (Ярославов) 1482—1483 (13) Игумен Иоаким 1483—1487 (14) Игумен Макарий 1487—1489 (15) Игумен Афанасий (Сук) 1490—1495
(16) Игумен Симон (Чиж) 1495—1505 (17) Святой Серапион I 1506—1507 (18) Игумен Досифей II 1508—1515 (19) Игумен Памва ( (Мошнин)
1515—1520 (20) Игумен Иаков (Кашин) 1521 — 1524 (21) Игумен Порфирий I 1525—1527 (22) Преподобный Арсений (Сахарусов) 1528—1529
(23) Игумен Александр 1529—1539 (24) Святой Иоасаф I (Скрипицьш) 1539—1541 (25) Игумен Порфирий II 1541 — 1543 (26) Игумен
Алексий 1543 (27) Игумен Порфирий III 1543—1545 (28) Игумен Никандр 1545—1549 (29) Игумен Иона (Щелепин) 1549—1551 (30) Игумен
Серапион II (Курцев) 1551 — 1552 (31) Игумен Артемий (Пустынник) 1552—1554 (32) Игумен Гурий (Лужецкий) 1554—1555 (33) Игумен
Иларион, Кирилловен, 1555—1560 (34) Игумен Иоасаф II (Черньгй) 1561 —1562 (35) Архимандрит Елевферий 1562—1566 (36) Архимандрит
Меркурий, Дмитровец 1566—1568 (37) Архимандрит Кирилл 1568—1569 (38) Архимандрит Памва 1569—1573 (39) Архимандрит Феодосии
(Вятка) 1573—1575 (40) Архимандрит Памва (вторично) 1575—1577 (41) Архимандрит Варлаам I 1577—1584 (42) Архимандрит Иона
II 1584—1588 (43) Архимандрит Митрофан, Дмитровец 1588—1594 (44) Архимандрит Киприан, Балахонец 1594—1605 (45) Архимандрит
Кирилл II (Завидов) 1605—1610 (46) Архимандрит Иоасаф 1610—1633 (47) Преподобный Дионисий (Зобниновский) 1633—1640 (48) Архимандрит
Нектарий (Вязмитин) 1640—1656 (49) Архимандрит Адриан 1656—1667 (50) Архимандрит Иоасаф II 1667—1674 (51) Архимандрит Феодосии
II 1674—1694 (52) Архимандрит Викентий 1694—1697 (53) Архимандрит Иов 1697—1700 (54) Архимандрит Евфимий 1701 — 1704 (55)
Архимандрит Иларион (Властевинский) 1704—1707 (56) Архимандрит- Сильвестр (Холмский)
1708—1710 (57) Архимандрит Иоасаф III 1711 — 1718 (58) Архимандрит Георгий (Дашков) 1718—1721 (59) Архимандрит Тихон (Писарев)
1722—1726 (60) Архимандрит Гавриил (Бужинский) 1726—1737 (61) Архимандрит Варлаам II (Высоцкий) 1737—173...
16. Историко-художественный музей-заповедник
Варфоломей же в дальнейшем, приняв монашество, войдет в историю под именем Преподобного Сергия). На холме Маковец, при слиянии рек Вондюги и Кончуры, построили братья небольшую деревянную келью и
„церквицу малу", которые стали прообразом будущей русской святыни. О начальном периоде существования монастыря рассказывает
„Житие" (жизнеописание) Сергия, составленное около 1418 года известным русским писателем Епифанием Премудрым и переработанное
в 30-е годы XV века Пахомием Логофетом. Из него мы узнаем, что вско...
22. Троицкий собор (1422—1423)
Епифаний Премудрый, составивший в начале XV века жизнеописание (житие) Сергия Радонежского, рассказывал о том, что в глухом
лесу, на холме Маковец, у слияния речки Кончуры с лесным
ручьем Вондюгой, основатель монастыря Сергий со своим братом построили келью и маленькую церковку в честь Троицы. Каждый
вновь приходивший рубил себе келью и вел свое хозяйство. В 1355 году в монастыре был введен новый порядок — «общиножитие»,
предусматривавший совместное ведение хозяйства, одинаковое участие в общих работах. Новые условия вызвали перестройку всего
мо...