Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

фрагмент

 

1. Троицкий собор (1422—1423)

Роспись западного коробового свода Троицкого собора. 1635 Фрагмент росписи откоса дверногс проема в дьяконник Троицкого собора. XV в. Реконструкция К. И. Балдина Троицкий собор был расписан фресками и украшен иконами вскоре после его сооружения. Летописи отмечают, что игумен Никон ...

2. Памятники монастырского некрополя XV—XVIII веков

Во время реставрационных и земляных работ, проводимых на территории монастыря в 1930 и 1960 годах, удалось найти большое количество надгробий или их фрагментов, которые дают возможность частично восстановить историю древнего монастырского некрополя. В настоящее время обнаруженные в земле надгробные плиты находятся в экспозиции музея, размещенной в нижнем этаже Боль...

3. Музей-заповедник: Древнерусская живопись XIV—XVII веков

Покров с изображением Сергия Радонежского. Шитье. 1424. Фрагмент В богатом многообразии древнерусского искусства одно из главных мест занимает живопись. Наиболее распространенным в Древней Руси ее видом является икона. Писались иконы на хорошо обраб...

4. Историко-художественный музей-заповедник

Сюда после свержения самозванца Лжедмитрия I были перенесены останки царя Бориса, а впоследствии и членов его семьи. Успенский собор. Фрагмент интерьера В 1606-1607 годах положение в стране осложнилось. Новым ставленником польско-литовских интервентов стал Лжедмитрий П. Летом 1608 года он подошел к Москве и остановился в местечке Тушино (отсюда его прозви...

5. Музей-заповедник: Роспись и резьба по дереву

Погранохрана. Портал. 1937 год. Фрагмент Оригинальная загорская роспись по выжженному рисунку получила свое развитие в конце XIX — начале XX столетия под руководством художника В. И. Соколова. В большинстве его произведений едва уловимый выжженный контур рисунка органически сливается с яркими красками. Наибольшую декоративность приобретают эти росписи в работах А. И. Шишкина. Он впервые стал обрамлять свои сюжетные композиции на ларцах и шкатулках густым, нарядным, ярко расцвеченным узором с темным коричне...

6. Плотничья башня

В 1960 году по сохранившимся фрагментам были восстановлены древние формы небольших шестигранных бойниц, что в значительной мере вернуло башне ее крепостной характер. Возвышаясь над обрывом у слияния двух речек и несколько выступая вперед, Плотничья башня как бы прикрывает каменной «грудью» причудливо группирующиеся за ней силуэты колокольни, куполов Ус...

7. Историко-художественный музей-заповедник

Зубов. Троицкая лавра. Фрагмент гравюры. 1725 год В этом памятнике русских зодчих можно видеть проявление наметившейся в архитектуре первой половины XVII столетия тенденции к сглаживанию контраста между церковной и гражданской постройкой. Главенствующая в комп...

8. Музей-заповедник: Андрей Рублев

«Деяния Троицы».Конец XVIв. Фрагменты створки к иконе Андрея Рублева«Троица» Произведения Андрея Рублева, проникнутые светлой радостью, мягкой задушевностью, верой в доброту человека, языком живописи утверждали идеи гуманизма, идеи самопожертвования во...

9. Музей-заповедник: Домовая резьба по дереву

На обструганную доску наносился рисунок, потом долотами, стамесками вынимали фон, и узор получался рельефным. Фрагмент лобовой доски. Поволжье. XIX в. Подобной резьбой уже несколько веков украшали на Волге корабли, расшивы и баржи. Основой глухой резьбы был растительный узор. В него вплетали фигуры львов, берегинь, си...

10. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (1)

Крест-мощевик Патриарха Филофея. Фрагмент иконы «Битва на Куликовом поле». Вручение Преподобным Сергием братии своему ученику Преподобному Никону. Г БЛ, ф. 304/111, № 21 (М. 8663), л. 109. Владимирская икона Божией Матери с историческим...

11. Пивная башня

На участке между Пивной и Водяной башнями обнаружены фрагменты низкой крепостной стены XVI века, которая оказалась частично замурованной в толще монастырской ограды при ее позднейшей переделке после осады. Интересно отметить, что поверхность лицевой кладки первоначальной стены, сохранившая машикули и вал под ними, не носит никаких следов побелки; ограда Троицкого монастыря, как и стены многих других кре...

12. Музей-заповедник: Орнаментальное шитье

Вклад Бориса Годунова Мастерская Старицких. Плащаница. 1561 год. Фрагмент Мастерская Старицких. Явление Богоматери Сергию Радонежскому. Пелена. XVI век Произведения орнаментального шитья XVII века необычайно разнообразны. В них нашли отражение характерные черты эпохи — красочность, узорчатость, богатство и многообразие декоративных элементов. Особенное распространение получило шитье жемчугом. ...

13. Троицкий собор (1422—1423)

Грабарь, со свойственной ему осторожностью, также высказывал предположение, что в «отдельных местах сохранились фрагменты живописи, которая относится, несомненно, к более раннему времени, хотя нельзя иметь уверенности, что они являются подлинными фрагментами изначальной рублевской стенописи. Но наличие в них древней графьи и несомненный характер стиля, знакомого нам по росписям владимирского Успенского собора, дают основание предполагать, что мастера XVII века могли использовать до известной степени остатки изначаль...

14. Музей-заповедник: Живопись конца XVI - начала XVI века

Складень-иконостас. Первая треть XVIIв. Фрагмент Второе направление в живописи этого времени связано с именами богатейших сольвычегодских купцов и известных меценатов Строгановых, явившихся основными заказчиками и почитателями произведений нового типа. Для мастеров строгановского направления характерны тончайшее каллиграфическое письмо, изящность удлиненных пропорций, яркость и интенсивность колорита. В экспозиции музея представлено несколько произведений строгановского пи...

15. Духовская церковь (1476-1477 гг.)

), и может быть, что под поздними записями еще скрыты фрагменты первоначальных фресок XVII века, не полностью сбитых в 1866 году. Если Троицкий собор является типичным памятником начала XV века, то в Духовской церкви нашли яркое выражение характерные черты архитектуры конца столетия. Москва того времени впитывала все ценное, чего достигли различные строительные школы Пскова, Новгорода, Владимира и других областей и городов, способствуя тем самым процессу формирования единого общенационального зодчества. На примере Духовской ...

16. Успенский собор (1559—1585 гг.)

Монументальная бронзовая решетка на солее установлена в 1880 году; тогда же чугунный пол XVIII века был заменен каменными плитами. Рождестао Христово, фрагмент росписи сводов Успенского собора. 1684 Наружный облик Успенского собора начал претерпевать изменения еще в середине XVIII века, когда все его купола получили луковичную форму, а барабан центральной главы был надложен по высоте (1753). Очевидно, тогда же собор получил высокую кровлю на четыре ската, которая частично даже закрыла окна малых барабанов. Сво...

17. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (3)

О явлении Преподобного Сергия Козьме Минину, (фрагмент). МДА, ф. 173/1, МДА, № 203, л. 45 Больничные палаты с церковью преподобных Зосимы и Савватия. 1635—1638 годы. Справа Каличья башня. XVI — XVII вв. Успение Божией Матери. Фреска работы Димитрия [Григорьева] Плеханова и его дружины. 1684 год. Сударь с образом Святой Троицы и дробницами. Шитье. XV в. Миниатюра из Лицевого Жития Преподобно...

18. Царские Чертоги (конец XVII в.)

Талантливые зодчие конца XVII века, заботясь прежде всего о единстве архитектурного образа монастыря, нашли средства придать Трапезной и Чертогам почти идентичный вид, несмотря на их совершенно различное назначение. Царские Чертоги, фрагмент фасада второго этажа Планировка царских Чертогов знаменует переход от свободного, асимметричного расположения помещений в зданиях XVI—XVII веков к новым принципам строгой регулярности. Внутренняя продольная стена делит Чертоги на...

19. Музей-заповедник: Прялки и донца

Необычной была здесь форма самой прялки — с более приземистой и низкой ножкой, которая подчеркивала ее устойчивость и тяжеловесность. фрагмент Черты монументальности характерны для прялок Калининской области. В основе их конструкции лежит прялка со стояком из сплошной широкой доски. Мастера покрывали лопасть крупной декоративной резьбой, в узоре которой основное место занимал...

20. Предтеченский корпус (XVII в.)

На стенах под штукатуркой были обнаружены следы раскраски в виде панелей высотой 123 см из вертикальных полос шириной в 6—7 см, чередующихся цветов — белого, оранжевого, голубого, желтого, зеленого, коричневого; были найдены также фрагменты красных опушек вокруг окон и орнаментальная роспись на их откосах. Предтеченский корпус братских келий. 1640. Реконструкция первоначального вида. Чертеж В. И. Балдина Внутренняя структура Предтеченского корпуса четко выражена на его фасаде: горизонтальные тяги членят здание на этажи, а вертикальные лопатки соответствуют положению внутренних поперечных стен, как бы повторяя в кам...

21. Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)

Северный фасад Митрополичьи покои. XVI-XVIII века. Фрагмент интерьера Получив возможность продолжать строительную деятельность, монастырь приступает к сооружению колокольни, Смоленской церкви, новой ризницы, к перестройке Митрополичьих покоев. Митрополичьи покои находятся за Троицк...

22. Красная башня

Изучение кладки стен башни дало возможность составить представление об этапах ее строительства: так, на высоту 7,5 м стены сложены из белого камня — это и есть первоначальный объем башни XVI века; при последующем увеличении высоты крепостных стен башня была надстрое на кирпичом. (Фрагменты ее машикулей и венчающих зубцов сохранились на чердаке портала и в местах примыкания башни к крепостным стенам: машикули были срублены в 1856 г.). Иконные изображения XVII века, а затем и гравюры XVIII—XIX веков показывают на Красной башне шатровое покрытие. Красная воротная башня с мостом через ров и надолбами. Реконструкция В. И. Балдина Крепостная воротная башня с надвратной церковью. XVII в. Реконструкция В. И. Балдина. 1956 Несмотря на свое важное для обороны м...

23. Музей-заповедник: Лицевое шитье

Оплечье фелони. Шитье. XVII в. фрагмент О высоком расцвете шелкового шитья в середине XV века свидетельствует целый ряд небольших пелен и покровцов, представленных в экспозиции. Среди них наиболее интересны«Рождество Христа», «Погребение Анны», «Троица с праздниками»,созданная под непосредственным влияни...

24. Монастырь-крепость и посад в первой половине XVII века

Центральная часть монастыря в середине XVI! века. Фрагмент макета-реконструкции В северной части монастыря (на иконе слева) показаны заново отстроенные в 1620 году «царские хоромы», состоящие из шести отдельных срубов с самостоятельными ...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................