6. Историко-художественный музей-заповедник
Это здание в три этажа с южной и в два с северной стороны возведено на крутом, возвышенном месте, причем убранство северного,
обращенного к Троицкому собору, фасада относится к 1778 году,
когда он обогатился пышной барочной лепниной и портиком классических форм, увенчанным балконом с кованой решеткой. Среди
большого количества комнат в верхнем этаже покоев интересна так называемая Царская палата — перекрытое сводом помещение для
торжественных приемов. Ее стены ...
8. Царские Чертоги (конец XVII в.)
Были уничтожены крыльца и галерея, фасады перекрашены светло-желтой
краской, выстроены деревянные, а затем чугунные внутренние лестницы, переложены своды. Царские Чертоги. Бывшая столовая.
Интерьер. Лепные медальоны потолка. 1748 год В 1949 году восточная часть южного фасада Чертогов была отреставрирована, а
затем полностью восстановлена окраска здания «в шахмат». С сооружением Трапезной и Царских Чертогов план монастыря получил
свое завершение, закрепив идею...
11. Монастырь-крепость и посад в первой половине XVII века
Цветовая гамма зданий Троицкого монастыря становится все более полихромной, хотя применение цвета по-прежнему очень ограниченное
и крайне бережное. Фасады центральной группы церквей и соборов
сохраняют белый цвет, но украшаются живописью полукружия закомар сначала Успенского собора (1621), а затем Троицкого собора
и его придела (1635); появляются вкрапления зеленых изразцов на белом шатре больничной церкви Зосимы и Савватия (1638). Белый
цвет, который получили кирпичные стены и башни после надстройки, объединил их с белокаменными и белеными постройками внутри
монастыря и придал единство и цельность ...
14. Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Располагаясь на крутом косогоре, с южной стороны оно имеет три, а с северной — два этажа. В 1778 году фасад здания, обращенный к Троицкому собору, получил новое убранство— нарядные наличники вокруг
растесанных окон, профилированные фигурные филенки, лепные гирлянды из венков, а также торжественный портик на низких колоннах
перед входом, поддерживающих балкон...
16. Город и монастырь в XIX - начале XX века
Произвольно и без какой-либо системы изменяется в этот период окраска зданий: фасады
белокаменного Троицкого собора оклеиваются холстом, по которому пишутся орнаменты и сюжетные картины; стены Духовской церкви
красятся в голубой, а выступающие части — в темно-синий цвет; колокольня, Смоленская церковь, большинство башен сохраняют
красный тон, и только три из них (Красная, Пивная, Келарская) белятся известью. Произвольные перестройки и окраски древних
зданий грубо нарушили цель...
17. Уточья башня
Первый из них состоит из восьми массивных пятигранных пилонов, рустованных блоками белого камня, с перекинутыми между ними
арками; фасады его украшают богато декорированные модульоны,
скульптурные раковины и филенки. Грани следующего, небольшого по высоте восьмерика имеют сквозные проемы — окна или в виде
круга, обрамленного кольцом модульонов, или в виде фигурного криволинейного креста, врезанного в массив бело...
22. Луковая башня
В связи с этим перестроили и верхний ярус Луковой башни, придав ему характер открытой нарядной беседки с большими проемами
окон, фигурными балясинами и парными пилястрами на фасадах;
тогда же над башней была устроена сложная криволинейная кровля, отдаленно напоминающая форму воинского шлема. Так, боевая
крепостная башня, утратив свое оборонительное назначение и приспособленная для иных нужд, приобрела нарядный вид. Монастырский
огород, расположенный близ Луковой и Водяной башен, где росли плодовые деревья, со временем превратился...
23. Монастырь и слободы в XV веке
Богоматерь Одигитрия. Икона с фасада поварни. Камень. XV
в. Непосредственно через это село проходила дорога из Москвы в северные города Руси; здесь останавливались многочисленные
обозы, велась бойкая торговля. Эта дорога была одной из первых, где стала действовать хорошо налаженная регулярная перевозка
пассажиров; так, например, Судебник 1497 года регламентировал твердую оплату за проезд: от Москвы до Переславля-Залесского
— 20 алтын, до Ростова Великого — рубль, до Ярославля — рубль с четвертью, до Вычегды —...
25. Историко-художественный музей-заповедник
Мощные плоские лопатки разделяют каждый из фасадов, завершенных
килевидными закомарами, переход от которых к башнеобразной главе отмечается устройством кокошников по углам четверика. Установленный
на высоком постаменте, мощный барабан собора имеет десять узких оконных проемов. Отмеченный стройностью пропорций, он как
бы придает постройке устремленность ввысь, подчеркнутую также необычным наклоном стен к центру сооружения....
27. Музей-заповедник: Домовая резьба по дереву
Резьба, которой в Поволжье украшали фасады домов, часто называлась
«корабельной», иногда «глухой» (так ее называли в отличие от пропильной, ажурной) или «долбленой» (название, связанное с
техникой исполнения). Для глухой резьбы употреблялись сосновые доски толщиной 4—6 сантиметров. На обструганную доску наносился
рисунок, потом долотами, стамесками вынимали фон, и узор получался рельефным. Фрагмент лобовой доски. Поволжье. XIX в. Подобной
резьбой уже несколько веков украшали на Волге корабли, ра...
29. Звонковая башня
Звонковая башня, как и Сушильная, имеет прямоугольную («плоскую») форму плана и отличается от нее лишь более нарядным убором
фасадов. Это единственная из всех башен монастыря, которая
сохранила шатровое покрытие со смотрильней, сильно искаженнее, однако, в XIX веке, Ее реставрация была проведена в два этапа:
сперва были восстановлены древние формы интерьера и бойниц (1961), а затем отремонтированы конструкции шатра, который был
покрыт тесом (1975). С этой стороны крепости в XVI веке находилась еще одна боевая башня — Соляная. Опись 1641 года указывает
ее разме...
30. Историко-художественный музей-заповедник
В это же время в другой части Троицкого монастыря рядом со Святыми воротами возводится еще одно жилое помещение — Предтеченский
корпус келий — строгая постройка с небольшими оконными проемами и пилястрами по фасаду,
с внутренней планировкой, представляющей собой ряд изолированных секций-келий. Одновременно с ним строятся и другие келейные
корпуса — Варваринский, Казначейский, Экономовский, Успенский и Инспекторский, в дальнейшем сильно перестраивавшиеся и переделывавшиеся.
(Облик, близк...
34. Красная башня
1956 Несмотря на свое важное для обороны местоположение, Красная башня и после надстройки в XVII веке оставалась самой низкой
среди всех других башен монастыря и отличалась предельно скромным оформлением: только скупые тяги, украшавшие крепостные
стены, переходили на ее фасады, да традиционный киот с иконой
отмечал арку входных ворот. При этом основным архитектурным акцентом, подчеркивающим главный вход, являлась не сама башня,
а нарядная пятиглавая надвратная церковь Иоанна Предтечи, расположенная за ней. Низкая башня не заслоняла церковь, а своим
строгим, подчеркнуто крепостным обликом еще более выявляла торжественную нарядность храма, «осеняющего» вход. Хорош...
35. Успенский собор (1559—1585 гг.)
Плоскости стен членятся лопатками-контрфорсами и завершаются закомарами спокойной циркульной формы. Фасады украшены аркатурным поясом, типичным для владимиро-суздальской архитектуры. Узкие окна, расположенные
в два яруса, подчеркивают внушительную массивность храма. В отличие от собора Московского Кремля к его западному фасаду,
выходящему на площадь, примыкала низкая сводчатая паперть (разобрана в XVIII в.). Успенский собор. Разрез восток — запад.
Обмерный чертеж Ф. Комарова. 1946 Успенский соб...
36. Каличья башня
Каличья башня в основном сохранила свой вид, какой она имела в XVIII веке, реставраторы лишь укрепили ее конструкции, разобрали
позднюю кровлю над гульбищем первого яруса, вернули первоначальную покраску фасадов
и сделали лестницу в верхний фонарь, ставший теперь смотровой площадкой для туристов; восстановлен также мост через овраг
с северной стороны башни.
...
39. Монастырь и посад в XVIII веке
Существенным изменениям подверглись также древние церкви и соборы: почти все они обросли пристройками, изменилась форма куполов,
четырехскатные кровли скрыли их живописные закомары и кокошники, а фасады
Троицкого собора, Никоновского придела и Духовской церкви были даже раскрашены «наподобие мрамора» (1769). Панорама монастыря
в конце XVIII века. Реконструкция В. И. Балдина Монастырь в конце XVIII века. Вид с юго-востока. Макет-Реконструкция В. И.
Балдина Переделки, проводимые монастырскими властями в XVIII веке, нанесли существенный ...