Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

фасад

 

Трапезная. Северный фасад

Трапезная. Северный фасад

Часовня Пятницкого колодца. Фасад, план. Проект реставрации. Чертеж В. И. Балдина. 1962

Часовня Пятницкого колодца. Фасад, план. Проект реставрации. Чертеж В. И. Балдина. 1962

Митрополичьи покои. Северный фасад

Митрополичьи покои. Северный фасад

Колокольня. Фасад (постановка скульптур по замыслу Д. В. Ухтомского). Реконструкция В. И. Балдина. План

Колокольня. Фасад (постановка скульптур по замыслу Д. В. Ухтомского). Реконструкция В. И. Балдина. План

Церковь Сергия. Северный фасад. 1686—1692

Церковь Сергия. Северный фасад. 1686—1692

В. Д. Ермолин. Богоматерь Одигитрия. Икона с фасада поварни. Камень. XV в.

В. Д. Ермолин. Богоматерь Одигитрия. Икона с фасада поварни. Камень. XV в.

«Примерные фасады домов для строительства в Сергиевском Посаде». 1821

«Примерные фасады домов для строительства в Сергиевском Посаде». 1821

Надкладезная часовня. Конец XVII в. Фасад и план. Чертеж XVIII в.

Надкладезная часовня. Конец XVII в. Фасад и план. Чертеж XVIII в.

Митрополичьи покои. Северный фасад. Убранство 1778 г.

Митрополичьи покои. Северный фасад. Убранство 1778 г.

Троицкий собор. 1422. Северный фасад. После реставрации 1966 г.

Троицкий собор. 1422. Северный фасад. После реставрации 1966 г.

Царские Чертоги. Южный фасад. XVII в. Реконструкция первоначального вида. Чертеж В. И. Балдина

Царские Чертоги. Южный фасад. XVII в. Реконструкция первоначального вида. Чертеж В. И. Балдина

Царские Чертоги, фрагмент фасада второго этажа

Царские Чертоги, фрагмент фасада второго этажа

Троицкий собор. 1422. Северный фасад

Троицкий собор. 1422. Северный фасад

Михеевская церковь. 1734. Фасад и план. Чертеж XVIII в.

Михеевская церковь. 1734. Фасад и план. Чертеж XVIII в.

«Примерные фасады домов для строительства лаврским служителям». 1821

«Примерные фасады домов для строительства лаврским служителям». 1821

1. Михеевская церковь (1734 г.)

Михеевская церковь. 1734. Фасад и план. Чертеж XVIII в. ...

2. Пятницкая и Введенская церкви (1547 г.)

Основным элементом декора фасадов церкви, расчлененных плоскими лопатками и увенчанных килевидными закомарами с широкими лентами профилей, служат богато развитые наличники больших оконных проемов с завершениями в виде стрельчатых кокошников; они занимают почти всю высоту стен алтаря и трапезной. В верхней части стен церкви располагается декоративный пояс, более сложный, чем у соседнего храма: цепочка ниш д...

3. Пивная башня

Для погашения распора новых сводов к фасадам башни подвели мощные контрфорсы, которые закрыли почти половину ее высоты. Проведенные исследования и реставрационные работы в значительной мере возвратили прежний облик этой интереснейшей башне крепости. Устройство Пивной башни значительно отл...

4. Монастырь-крепость и посад во второй половине XVII века

Такую же яркую окраску и пышный декор получили фасады построенных в это же время надвратной церкви Иоанна Предтечи и изящной Надкладезной часовни близ Успенского собора. Все эти четыре новых сооружения образовали своеобразное ожерелье вокруг центральной группы соборов, усилив значение монастырского ядра еще одним средством — цветом. С завершением строительства Трапезной и Чертогов была подчеркнута и окончательно закреплена в камне идея «четверообразной» планировки монастыря (ил, 21, 22), восходящая еще ко времени деревянной ...

5. Троицкий собор (1422—1423)

Просторная и светлая, вытянутая вдоль всего фасада, она выполняет роль вестибюля, через который посетители попадают в собор. Широкий вспарушенный свод с глубокими распалубками, устроенный в 1642 году, заменил первоначальную тесовую кровлю по деревянным стропилам; с этого ...

6. Историко-художественный музей-заповедник

Это здание в три этажа с южной и в два с северной стороны возведено на крутом, возвышенном месте, причем убранство северного, обращенного к Троицкому собору, фасада относится к 1778 году, когда он обогатился пышной барочной лепниной и портиком классических форм, увенчанным балконом с кованой решеткой. Среди большого количества комнат в верхнем этаже покоев интересна так называемая Царская палата — перекрытое сводом помещение для торжественных приемов. Ее стены ...

7. Предтеченский корпус (XVII в.)

Согласно монастырскому уставу, кельи не должны были сообщаться между собой и каждая из них имела самостоятельный вход; поэтому число дверей на главном фасаде Предте-ченского корпуса соответствует числу келий—их двенадцать. В кельи верхнего этажа поднимались по деревянным наружным крыльцам (не восстановлены). Одно из крылец (южное) было более крупных размеров, так как вело сразу в две смежные кельи. Верхний этаж корпуса сообщался с восточной кре...

8. Царские Чертоги (конец XVII в.)

Были уничтожены крыльца и галерея, фасады перекрашены светло-желтой краской, выстроены деревянные, а затем чугунные внутренние лестницы, переложены своды. Царские Чертоги. Бывшая столовая. Интерьер. Лепные медальоны потолка. 1748 год В 1949 году восточная часть южного фасада Чертогов была отреставрирована, а затем полностью восстановлена окраска здания «в шахмат». С сооружением Трапезной и Царских Чертогов план монастыря получил свое завершение, закрепив идею...

9. Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)

Каличья башня (1758—1778) и Смоленская церковь (1745—1748) Восстановленный переход, соединяющий Больничные палаты с еще не реставрированной частью Казначейского корпуса, наглядно показывает, что и дальше за однообразием его переделанного фасада скрыты другие древние сооружения: в подвале и двух нижних этажах сохранились сводчатые палаты, а под поздней штукатуркой местами обнаружены первоначальные оконные и дверные проемы. Крепостная палата. XVI—XVII вв. После реставрации 1958 г. Пройдя под аркой между Больничными палатами и Казнач...

10. Надкладезная часовня (конец XVII в.)

Надкладезная часовня. Конец XVII в. Фасад и план. Чертеж XVIII в. Надкладезная часовня появилась на месте родника, который пробился на этом месте во время одного из ремонтов прежней паперти Успенского собора. Вначале над этим родником был поставлен сруб в виде кельи, а затем его сменила существующая ныне часовня. Надкладезная часовня повторяет образец так называемых ярусных храмов, ставших одним из излюбленных типов алосковского зодчества в конце XVII века: над нижним к...

11. Монастырь-крепость и посад в первой половине XVII века

Цветовая гамма зданий Троицкого монастыря становится все более полихромной, хотя применение цвета по-прежнему очень ограниченное и крайне бережное. Фасады центральной группы церквей и соборов сохраняют белый цвет, но украшаются живописью полукружия закомар сначала Успенского собора (1621), а затем Троицкого собора и его придела (1635); появляются вкрапления зеленых изразцов на белом шатре больничной церкви Зосимы и Савватия (1638). Белый цвет, который получили кирпичные стены и башни после надстройки, объединил их с белокаменными и белеными постройками внутри монастыря и придал единство и цельность ...

12. Сушильная башня

От Часозвони остался только нижний ярус с высокой проездной аркой, фасад которого со стороны монастыря обработан характерными для XVII века прямоугольными нишками (ширинками) со вставленными в них «бубенками» из спаренных кирпичей. Крепостная стена с Сушильной башней, XVI в., XVII в. К северу от Успенских ворот расположена четырехъярусная Сушильн...

13. Духовская церковь (1476-1477 гг.)

Церковь сложена из кирпича на белокаменном цоколе. Ее фасады расчленены четырьмя пилястрами, украшены узорчатым поясом из терракотовых балясин и изразцов. Своеобразно оформление апсидной части храма, которая украшена декоративными тягами, соединенными провисающими дужками с резными белокаменными вставками — крабами. На южном и западном фасадах — перспективные порталы с килевидным завершением. В древности Духовская церковь использовалась и как дозорная вышка, ...

14. Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)

Располагаясь на крутом косогоре, с южной стороны оно имеет три, а с северной — два этажа. В 1778 году фасад здания, обращенный к Троицкому собору, получил новое убранство— нарядные наличники вокруг растесанных окон, профилированные фигурные филенки, лепные гирлянды из венков, а также торжественный портик на низких колоннах перед входом, поддерживающих балкон...

15. Трапезная с церковью Сергия (1686—1692 гг.)

) Яркая раскраска «в шахмат» синими, красными и зелеными цветами покрывает фасады Трапезной сплошным узорчатым ковром. Несколько измененное чередование цветов на криволинейных поверхностях апсид церкви (вместо синего включен белый цвет) еще более усиливает иллюзию рельефного «бриллиантового» руста. Искусные мастера-декораторы не оставили ни одной детали или свободной плоскости не покрытой каким-либо зам...

16. Город и монастырь в XIX - начале XX века

Произвольно и без какой-либо системы изменяется в этот период окраска зданий: фасады белокаменного Троицкого собора оклеиваются холстом, по которому пишутся орнаменты и сюжетные картины; стены Духовской церкви красятся в голубой, а выступающие части — в темно-синий цвет; колокольня, Смоленская церковь, большинство башен сохраняют красный тон, и только три из них (Красная, Пивная, Келарская) белятся известью. Произвольные перестройки и окраски древних зданий грубо нарушили цель...

17. Уточья башня

Первый из них состоит из восьми массивных пятигранных пилонов, рустованных блоками белого камня, с перекинутыми между ними арками; фасады его украшают богато декорированные модульоны, скульптурные раковины и филенки. Грани следующего, небольшого по высоте восьмерика имеют сквозные проемы — окна или в виде круга, обрамленного кольцом модульонов, или в виде фигурного криволинейного креста, врезанного в массив бело...

18. Казначейский корпус келий (XVII в.)

Вместо деревянных крылец вдоль всего фасада сделали галерею на каменных столбах, а на южном конце корпуса, рядом с Троицким собором,— каменную лестничную башню «готической архитектуры» (1742) такая же башня должна была заменить шатер больничной церкви. В XIX веке галереи сломали, а над всем зданием...

19. Город и монастырь после 1917 года

Здесь же завершается строительство городской гостиницы с развитыми пластическими формами фасадов и внутренним замкнутым двориком (архитекторы В. Г. Малышев, И. В. Григор). Ограниченная высота построек нового общественного центра не вступает в противоречие с ансамблем Троице-Сергиевой лавры и не закрывает эффектных видов на ее величественную панораму. К началу 1970-х годов все резервные территории города уже были использованы и многоэтажные типовые дома стали подступать к центра...

20. Плотничья башня

Таким образом крепостная стена здесь получила новый фасад от основания до зубцов и на ней нет промежуточного ряда машику-лей XVI века. Их можно видеть только на небольшом участке стены к северу от Келарской башни — это часть фасада гостиных палат, которые раньше выступали вперед, а после перестройки крепостной стены составили с ней одну общую линию. Келарская ба...

21. Надвратная церковь (1693-1699 гг.)

Полуколонны с капителями, восьмигранные, обрамленные белокаменными резными вставками окна придают фасадам церкви праздничный вид. Надвратная церковь Иоанна Предтечи. 1693-1699 годы Высокая арка ворот под церковью расписана художниками Палеха на сюжеты из жития Сергия Радонежского. Первоначально церковь имела пять глав. В настоящее время завершены работы по их восстановлению. Надкладезная часовня и Надвратная церковь, ...

22. Луковая башня

В связи с этим перестроили и верхний ярус Луковой башни, придав ему характер открытой нарядной беседки с большими проемами окон, фигурными балясинами и парными пилястрами на фасадах; тогда же над башней была устроена сложная криволинейная кровля, отдаленно напоминающая форму воинского шлема. Так, боевая крепостная башня, утратив свое оборонительное назначение и приспособленная для иных нужд, приобрела нарядный вид. Монастырский огород, расположенный близ Луковой и Водяной башен, где росли плодовые деревья, со временем превратился...

23. Монастырь и слободы в XV веке

Богоматерь Одигитрия. Икона с фасада поварни. Камень. XV в. Непосредственно через это село проходила дорога из Москвы в северные города Руси; здесь останавливались многочисленные обозы, велась бойкая торговля. Эта дорога была одной из первых, где стала действовать хорошо налаженная регулярная перевозка пассажиров; так, например, Судебник 1497 года регламентировал твердую оплату за проезд: от Москвы до Переславля-Залесского — 20 алтын, до Ростова Великого — рубль, до Ярославля — рубль с четвертью, до Вычегды —...

24. Колокольня (1741-1769 гг.)

Центричная композиция колокольни с четырьмя одинаково оформленными фасадами, рассчитанными на восприятие со всех точек зрения, как нельзя лучше соответствует своему назначению в качестве главной доминанты ансамбля. С какой бы стороны ни смотреть на широко раскинувшиеся постройки монастыря, всегда ясно читается ведущая и объединяюща...

25. Историко-художественный музей-заповедник

Мощные плоские лопатки разделяют каждый из фасадов, завершенных килевидными закомарами, переход от которых к башнеобразной главе отмечается устройством кокошников по углам четверика. Установленный на высоком постаменте, мощный барабан собора имеет десять узких оконных проемов. Отмеченный стройностью пропорций, он как бы придает постройке устремленность ввысь, подчеркнутую также необычным наклоном стен к центру сооружения....

26. Пятницкая башня

Полуколонны, арочки, бойницы различной формы на фасадах как бы смягчают впечатление ее массивности, суровости и неприступности. Вдоль восточной стены расположены Красная (то есть красивая) и Сушильная башни. Подчеркивая особое положение Красной башни — она возвышается над главным входом в монастырь,— ее облицевали белым камнем. В то же вр...

27. Музей-заповедник: Домовая резьба по дереву

Резьба, которой в Поволжье украшали фасады домов, часто называлась «корабельной», иногда «глухой» (так ее называли в отличие от пропильной, ажурной) или «долбленой» (название, связанное с техникой исполнения). Для глухой резьбы употреблялись сосновые доски толщиной 4—6 сантиметров. На обструганную доску наносился рисунок, потом долотами, стамесками вынимали фон, и узор получался рельефным. Фрагмент лобовой доски. Поволжье. XIX в. Подобной резьбой уже несколько веков украшали на Волге корабли, ра...

28. Монастырь-крепость и посад в XVI веке

Чтобы масса огромного собора не подавляла пространство небольшой площади, к его западному фасаду была добавлена низкая сводчатая паперть (не сохранилась), которая создавала необходимый масштабный переход к другим невысоким зданиям, расположенным на этой площади. Центральная част...

29. Звонковая башня

Звонковая башня, как и Сушильная, имеет прямоугольную («плоскую») форму плана и отличается от нее лишь более нарядным убором фасадов. Это единственная из всех башен монастыря, которая сохранила шатровое покрытие со смотрильней, сильно искаженнее, однако, в XIX веке, Ее реставрация была проведена в два этапа: сперва были восстановлены древние формы интерьера и бойниц (1961), а затем отремонтированы конструкции шатра, который был покрыт тесом (1975). С этой стороны крепости в XVI веке находилась еще одна боевая башня — Соляная. Опись 1641 года указывает ее разме...

30. Историко-художественный музей-заповедник

В это же время в другой части Троицкого монастыря рядом со Святыми воротами возводится еще одно жилое помещение — Предтеченский корпус келий — строгая постройка с небольшими оконными проемами и пилястрами по фасаду, с внутренней планировкой, представляющей собой ряд изолированных секций-келий. Одновременно с ним строятся и другие келейные корпуса — Варваринский, Казначейский, Экономовский, Успенский и Инспекторский, в дальнейшем сильно перестраивавшиеся и переделывавшиеся. (Облик, близк...

31. Троице-Сергиева Лавра. Церковноархеологический кабинет. (2)

Однако первоначально убранству фасадов далеко не соответствовало оформление интерьеров. Только в 40-х годах XVIII века была предпринята работа по декорировке внутренних помещений Чертогов. Второй парадный этаж Чертогов, где и ...

32. Часовня Пятницкого колодца

Часовня Пятницкого колодца. Фасад, план. Проект реставрации. Чертеж В. И. Балдина. 1962 Красногорская часовня. 1770. Чертеж XVIII в. На вершине холма у самой дороги против входа в монастырь расположена еще одна часовня — Красногорская. Она отмечает собой то место, куда во время полых...

33. Троицкий собор (1422—1423)

1953 Троицкий собор. 1422. Северный фасад. Реконструкция первоначального вида (пунктиром показана структура интерьера). Чертеж В. И. Балдина. 1953 Для интерьера Троицкого собора характерно единство пространства и ясно выраженная устремленность вверх: все своды и арки плавно выходят из стен, не нарушая их плоскости дополнительными членениями в виде лопаток или к...

34. Красная башня

1956 Несмотря на свое важное для обороны местоположение, Красная башня и после надстройки в XVII веке оставалась самой низкой среди всех других башен монастыря и отличалась предельно скромным оформлением: только скупые тяги, украшавшие крепостные стены, переходили на ее фасады, да традиционный киот с иконой отмечал арку входных ворот. При этом основным архитектурным акцентом, подчеркивающим главный вход, являлась не сама башня, а нарядная пятиглавая надвратная церковь Иоанна Предтечи, расположенная за ней. Низкая башня не заслоняла церковь, а своим строгим, подчеркнуто крепостным обликом еще более выявляла торжественную нарядность храма, «осеняющего» вход. Хорош...

35. Успенский собор (1559—1585 гг.)

Плоскости стен членятся лопатками-контрфорсами и завершаются закомарами спокойной циркульной формы. Фасады украшены аркатурным поясом, типичным для владимиро-суздальской архитектуры. Узкие окна, расположенные в два яруса, подчеркивают внушительную массивность храма. В отличие от собора Московского Кремля к его западному фасаду, выходящему на площадь, примыкала низкая сводчатая паперть (разобрана в XVIII в.). Успенский собор. Разрез восток — запад. Обмерный чертеж Ф. Комарова. 1946 Успенский соб...

36. Каличья башня

Каличья башня в основном сохранила свой вид, какой она имела в XVIII веке, реставраторы лишь укрепили ее конструкции, разобрали позднюю кровлю над гульбищем первого яруса, вернули первоначальную покраску фасадов и сделали лестницу в верхний фонарь, ставший теперь смотровой площадкой для туристов; восстановлен также мост через овраг с северной стороны башни. ...

37. Смоленская церковь (1745—1753 гг.)

Окраска фасадов Смоленской церкви повторяла бирюзовый тон колокольни, но с конца XVIII века была заменена красным колером. (Первоначальный цвет фасадов был восстановлен в 1964 г.) ...

38. Посадские церкви

Интерьер трапезной выглядит необычно из-за причудливой игры линий пересекающихся сводов, поддерживаемых восемью свободно расположенными опорами. У западного фасада трапезной можно видеть основания четырех пилонов, состоящих из мощных пучков парных пилястр,— это все, что осталось от бывшей здесь прежде колокольни. Церковь Воскресения Христа. 1820. фотография 1920-х гг. Церковь Благовещения близ Троице-Сергиевой лавры. С...

39. Монастырь и посад в XVIII веке

Существенным изменениям подверглись также древние церкви и соборы: почти все они обросли пристройками, изменилась форма куполов, четырехскатные кровли скрыли их живописные закомары и кокошники, а фасады Троицкого собора, Никоновского придела и Духовской церкви были даже раскрашены «наподобие мрамора» (1769). Панорама монастыря в конце XVIII века. Реконструкция В. И. Балдина Монастырь в конце XVIII века. Вид с юго-востока. Макет-Реконструкция В. И. Балдина Переделки, проводимые монастырскими властями в XVIII веке, нанесли существенный ...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................