Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

утварь

 

1. Надвратная церковь (1693-1699 гг.)

В пожар 1746 года храм «со всей утварью и украшением» погорел; над ним были вновь сделаны пять барабанов с куполами другой формы («в наилучшей пропорции»); фасады расписаны «разными красками», а капители полуколонн и венчающие стены «раковины» «позлащены червонным листовым золотом». В 1809 году монастырские власти, мотивируя свои действия заботой о «лучшей соразмерности с небольшой величиной церкви», четыре из пяти ее глав разобрали. Пятиглавие церкви было восстановлено только в 1974 году, что вернуло памятнику ...

2. Монастырь-крепость и посад в первой половине XVII века

Согласно Описи, здесь находилась «келья тройня деревянная с сеньми», которая была отведена «для счетного и сыскного дела»; далее шли вместительные «погребы и ледники каменные», вплотную примыкавшие к Пивной башне, палата с «ризной казной», где хранились богатая церковная утварь и наиболее ценные вклады. В одну линию с ризницей располагались келарская, казначейские, соборные, крепостные и больничные палаты с шатровой церковью Зосимы и Савватия (1635). Между церковью и поварней находились кузница и амбар, где была оружейная мастерская и хранились запасы оружия. Все эти сооружения стояли параллельно западной крепостной стене, отделяясь от нее лишь узким проходом; сама ограда постепенно стала также приспосабливаться для р...

3. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (2)

Шитье, с. 89—100; Мишуков Ф. Утварь Троицкой Лавры, с. 101 —118; Шик М. Митрополичьи покои, с. 119— 125; Мансуров С. О библиотеке, с. 126—143; Шик М. Колокольня и колокола, с. 144—155. 145а. Каптерев П. Н. О задачах Сергиево- Посадского общества изучения местного края составлено по поручению общества.— Муз...

4. Музей-заповедник: Серебряные изделия

Изготовлялись вещи большого размера, а формы их становились пышными и нередко громоздкими, с большим разнообразием украшений; широко применялась позолота, яркая расписная эмаль. Церковная утварь этого времени также стала пышной, богато декорированной. Московским мастером Давидом Прифом по рисунку Каравакка была сооружена серебряная сень над ракой Сергия Радонежского, находящаяся и ныне в Троицком соборе. Для алтаря Троицкого собора по заказу митрополита Платона был изготовлен московским мастером Силуяновым большой серебряный семисвечник в ...

5. Музей-заповедник: Живопись XVII века

Автор с удовольствием останавливается на подробностях интерьера: окна похожи на слюдяные узорные оконца русских теремов, широкие скамьи украшены балясинами и перекладинами; изображенная утварь — кувшин, лохань, тарели, потир напоминают реальные формы бытовых предметов XVII века. Фигуры апостолов и Христа решены объемно, лики их моделированы светотенью. Симон Ушаков пытается передать и душевное состояние апостолов, их волнение, вызванное словами Христа. Фигуры некоторых из них даны в движении. Удачнее всего в этом отношении изображение Иуды, резко откинувшегося в сторону и отвернувшегося от стола. Позы остальных в основном застывшие. В этом произведении, к...

6. Музей-заповедник: Золотое и серебряное дело

В экспозиции музея широко представлена серебряная церковная и светская утварь XVI века. Многие из этих произведений связаны с конкретными историческими лицами, о чем сообщают записи вкладных книг монастыря или выполненные вязью надписи на самих вещах, являвшиеся часто единственным украшением их. Таковы оригинальное кандило Ивана Грозного в форме серебряного шара с четырьмя шандалами в виде золотых змеек и с массивной кистью из нитей пряденого золота; шарообразные братины келаря Евстафия Головкина и дочери князя Вл...

7. Музей-заповедник: Живопись

Богатая лепнина в стиле барокко, дворцовая мебель, парадные царские портреты, золотая и серебряная утварь составляли их убранство. Особенной роскошью отличались предметы, принадлежавшие митрополиту Платону. Доверенное лицо Екатерины II, законоучитель наследника престола, друг известного екатерининского вельможи князя Потемкина, Платон стремился играть роль просвещенного иерарха, которому не чужды современный светский образ жизни, прогресс науки и искусства, нововведения в быту и обрядах, но всегда оставался при этом верным идеологом самодержавия. Большой пышностью ...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................