Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

указ

 

1. Монастырь и слободы в XV веке

Вполне вероятно, что строителям Грановитой палаты (1487—1491), итальянцам Марко Фрязину и Пьетро Антонио Солари, ермолинская трапезная в Сергиевом монастыре была указана в качестве образца, подобно тому как Аристотелю Фиораванти до начала постройки Успенского собора в Московском Кремле было предложено внимательно изучить архитектурные формы одноиме...

2. Звонковая башня

С этой стороны крепости в XVI веке находилась еще одна боевая башня — Соляная. Опись 1641 года указывает ее размеры: «...поперек три сажени, вдоль по городу (по крепостной стене.— В. Б.) пять сажен». О месте расположения этой башни строились различные догадки, пока в 1960 году не было обнаружено ее основание посредине прясла стены между Звонковой и Каличьей башнями: с напольной стороны крепости это место определяется кладкой фундамента (выше уровня земли), а со стороны монастыря — тремя более узкими арочными проемами среднего яруса крепостной с...

3. Луковая башня

Луковая башня Луковая башня. XVI—XVIII вв. Опись 1641 года указывает против Водяных ворот «пруд Круглой, а на нем анбар мелнищной, а в анбаре одне жернова мелют вешнею водою. . . а по другую сторону Круглова пруда возле монастырские стены монастырской же луковый огород». Этот огород и дал единственной башне на середине южной крепостной стены название Луковой. В плане она точно повторяет размеры Звонковой башни...

4. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (6)

Восемь дней русские воины хоронили своих братьев на крутом берегу Непрядвы. Летописи указывают, что после Куликовской битвы опустела Русская земля... Над русским народом тяготела угроза не только физического уничтожения, но и духовной гибели под монголо-татарским игом. Победа на Куликовом поле дала мощный импульс нац...

5. Троице-Сергиева Лавра. Общественное служение. (3)

Священное Писание осуждает накопление богатства и указывает на главное средство борьбы с нищетой — устранение несправедливых социальных отношений. Иисус обличает фарисеев и законников, поедающих дома вдовиц (Лк. 20, 47), осуждает на мучения богача, не призревшего нищего Лазаря (Лк. 16, 23—28). В самом стремлении к стяжанию собственности святой Иоанн Златоу...

6. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (5)

Составитель антологии «Троица Андрея Рублева» отмечает: «В житии Преподобного Никона имеется указание, что Рублев написал «Троицу» в похвалу Сергию Радонежскому. Очевидно, многое в убеждениях Рублева соответствовало убеждениям Сергия Радонежского... но если Преподобный Сергий предпочитал в жизни не слово, а дело, то Рублев, следуя призванию живописца, предпочитал не слово, а образ. В иконе Троицы он говорит с нами на языке...

7. История Загорска. История Сергиева-Посада

А «у знатных господ, а также во всех монастырях и у многих богатых людей амбары были полны хлеба, часть его уже погнила от долголетнего лежания», указывал в своих записках побывавший в это время в Москве голландец Исаак Масса. Тяжелое положение в стране усугублялось дальнейшим усилением крепостничества. Все это вызвало массовое крестьянское движение. Наиболее ярким его проявлением было мощное крестьянское выступление под предводительством...

8. Колокольня (1741-1769 гг.)

1753 Специально для колокольни были изготовлены также башенные часы с курантами. По указанию Екатерины II лавра вела переговоры с опытными английскими мастерами, которые хотя и брались сделать куранты лучше, чем на королевской бирже или на соборе святого Павла в Лондоне, но запрашивали слишком дорого. В то же время тульские мастера обязались «таковые часы сделать наилучшим образом». Выполненные в 1784 году «тульской Ружейной слободы мастером Иваном Кобылиным Бо...

9. Обелиск (1792 г.)

Последняя надпись, на западной стороне пьедестала, напоминает, как здесь, в стенах Троицкого монастыря, Петр I «толико собою славный и столько Россию прославивший, для сохранения своей жизни двукратно находил убежище». Завершается текст указанием, что памятник поставлен «в прославление сея обители и в вечную память великих мужей». Овальные доски с текстами первоначально были мраморными, но затем их заменили медными; снятые в 1930-х годах, они затерялись и в 1952 году были отлиты заново по рисунк...

10. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (5)

Сила и жизненность Русской Православной Церкви — в духе Христовой любви, в благодатных Таинствах, в чистоте и силе веры, указывающей путь деланию правды на земле» [Журнал Московской Патриархии, 1980, № 9, с. 16, 26, 29]. Как член Всемирного Совета Мира, Советского комитета защиты мира и член Советского комитета по культурным связям с соотечественниками за рубежом, участник многих международных форумов борцов за мир Святейший Патриарх Московский...

11. Троице-Сергиева Лавра. Общественное служение. (2)

«Мы просим Церкви не забывать об этих взаимосвязях»,— было подчеркнуто в Заявлении. Указав на необходимость устроения «более человечного мира» и оказания развивающимся странам такой помощи, которая бы не посягала на их право самостоятельно устраивать свои внутренние дела и свободно выбирать тот тип общества, который они предпочитают, участники заседания высказали надежду, что усилия всех церковных людей помогут прийти к та...

12. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (1)

Далее приводится «Предисловие Типику» Святителя Иоанна Златоуста с указанием основных общежительных монастырей, в которых применялся этот Устав на Востоке. И, наконец, делается следующее уточнение: «Упование по вере имея, коснухжеся трудолюбие книзе сей, устав, еже есть Око Церковное, избран Святыми Отцы. От многих типик, Иерусалимскаго, и Святыя Горы. И от Студитова, и от многих святых отец, и от вселеньских святых собор. И предан Святей Божией Церкви, еже исправляти чин тоя и пение церковное. Без того мняися исполнити правило церковно...

13. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (5)

Одни — на проведение исповеди в храме во имя святого Иоанна Предтечи, куда приносят свои душевные скорби и печали из всех епархий Русской Церкви ищущие благодатной помощи (в праздничные и воскресные дни иноки совершают исповедь в течение всей ночи, начиная ее с вечера по окончании службы). Они указывают согрешившим законный путь спасения и нравственного возрождения. Другие идут исполнить клиросное послушание или на чреду священнослужения (зимой — в Трапезный храм во имя Преподобного Сергия, летом — в собор Успения Пресвятой Богор...

14. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (8)

22 июня 1744 года Елизавета Петровна издала следующий указ: «Указ Ея Императорского Величества, самодержицы всероссийския, и Святейшаго правительствующего Синода синодалному члену Троицкия Сергиевы Лавры архимандриту Арсению. Имянным ея императорскаго величества за собственнору...

15. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (3)

Церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигйтрии». 1745—1753 годы. Указ ими. Елизаветы Петровны 1744 года об именовании Троице-Сергиева монастыря Лаврой. л. I об. — 11 ноября скончался митрополит Московский Платон. Погребен в Вифанском скиту, затем перенесен в храм в честь Сошествия Святого Духа. 1812—1818 — Настоятелем Лавры был архиепископ Московский Августин (t]819 г.; погребен в Успенском соборе). 1814—В августе в Лавру переведе...

16. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (3)

И только углубившись в существо высказываемых мыслей и обдумав даваемые ими указания, понимаешь, сколь тесно они спаяны [145, с. 126—135, 145]. Эти книги являются своего рода определителем «Школы Преподобного Сергия». Эти творения мы можем увидеть в одном переплете в библиотеке Кирилло-Белозерского монастыря (ГПБ, ф. 350, № 120). Среди них — автограф его основателя Преподобного Кирилла Белозерского, к которому приходил Преподобный Сергий в бытность его послушником на поварне Богоявленского монастыря в Москве, чтобы поведать законы духовной жизни ...

17. История Загорска. История Сергиева-Посада

Начало его было положено указом императора Павла I, по которому монастырям было отмежевано «по 30 десятин удобных земель». Затем последовали «высочайшие разрешения» на приобретение новых земель в 1805 и в 1810 годах, в результате Троице-Сергиеву монастырю было отмежевано 1250 десятин «удобных» земел...

18. Монастырь-крепость и посад в первой половине XVII века

Количество «троицких слуг» росло так быстро, что царь специальным указом 1651 года предписал сократить их до 140 человек. Этим же указом ограничивался состав гарнизона крепости: не более ста человек стрельцов, десять пушкарей, «а лишних стрельцов и всяких чинов людей посажать монастырем и на ближних пустошах. . . на пашню». И хотя эти предписания не очень четко выполнялись, однако они определенным обра...

19. Красная башня

Кирпичная надстройка XVII века ясно отличается от облицованного белым камнем основания и как бы указывает границу объема древней башни. Существующее оформление башни и ее пристройки относятся к 1855 году (четырехскатная кровля устроена после пожара 1920 года). В конце 1950-х годов проведено исследование Красной башни и создан проект ее реставрации. Изучение кладки стен башни дало возможность составить представление об этапах ее строительства: так, на высоту 7,5 м сте...

20. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (1)

Краткий указатель книг, статей 1 2 I Преподобный Сергий Радонежский — Игумен Земли Русской Литургические тексты. Комментарии 1. Устав, сиречь Церковное око. М., 1641 (ЦАК МДА, А-2 ц-79), 244 2. Мансветов И. [Д.1 Церковный Устав (Типик). Его образование и судьба в Греческой и Русской Ц...

21. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (7)

Сохранилось несколько посланий Преподобного Максима к Иоанну Грозному, в которых он указывает на умение человека управлять собой. Князь Курбский, хорошо знавший характер царя и относившийся с глубоким уважением к мудрому старцу— Преподобному Максиму, во встрече двух великих мужей видит глубоко символический и назидательный смы...

22. Музей-заповедник: Золотое и серебряное дело

По завершению работ над ней четырнадцать мастеров его указом в 1585 г. были награждены отрезами дорогого сукна и тафты. В экспозиции музея широко представлена серебряная церковная и светская утварь XVI века. Многие из этих произведений связаны с конкретными историческими лицами, о чем сообщают записи вкладных книг монастыря или выполненные вязью надписи на самих вещах, являвшиеся часто единственным украшением их. Таковы оригинальное кандило Ивана Грозного в форм...

23. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (3)

Песнь 1-я канона раскрывает смысл жизни в Церкви Христовой, указывая на исторический опыт древней, или Ветхозаветной Церкви. Как пророк Моисей и сестра его Мариам (Исх. 15) воспевали победную и благодарственную песнь Богу по избавлении от рабства Египетского и после чудесного перехода через Чермное (Красное) море, так и ныне христиане в Церкви Новозаветной ежедневно благодарят Бога за избавление от рабства греха и моря греховных наваждений и страстей (моря «фараона мы...

24. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (7)

Божественная Евхаристия является пасхальной вечерей нового избранного народа — Церкви. Бог указует нам, как выражать Ему наше благодарение, потому что хочет избавить нас от греха и привести к Небу, чтобы мы участвовали в Ангельском славословии. Святитель Иоанн Златоуст.— один из составителей чина Божественной литургии — отмечает: «Если мы, вспоминая благодеяния людей, больше согреваемся любовью, то тем более, постоянно вспоминая дары ...

25. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (4)

Во время воздвижения креста на восток, запад, юг, север и снова на восток все молящиеся преклоняются пред ним, простирая свой духовный взор к созерцанию собственного жизненного креста, на который указал Сам Спаситель: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8.34). Спас в Силах. Икона из собора Живоначальной Троицы. Светилен: Процвел ecu, яко финике Давидски, отче, и обитель явился ecu Духа Всесвятаго, иже славна тя вселённей показа, о нас непрестанно Христа моли, почитающих верою пречестную память твою, Преподобие Сергие. С рассветом братия собирается к честным и многоцелебным мо...

26. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (2)

Общественность в борьбе за мир. Указатель советской литературы на рус. яз. 1973—1979 гг. М., 1980. (Науч. совет по исследованию проблем мира и разоружения. Советский фонд мира). Раздел: Религиозные силы в борьбе за мир, с. 215 — 234. Условные сокращения БАН — Библиотека Академии наук ГБЛ—Государственная библиотека СССР им. В...

27. Музей-заповедник: Серебряные изделия

В XVIII веке центр ювелирного дела переместился в новую столицу. Указом Петра I лучшие мастера «разных художеств» были переведены из Оружейной палаты в Петербург, где было организовано два цеха мастеров-ювелиров: русский и иностранный. Однако старинные центры продолжали свою деятельность, и в их изделиях наряду с новыми веяниями были сильны традиции более раннего времени. В коллекции музея особенно много произведений московских мастеров. Таковы, например, оклад иконы Тихвинской богоматери и оклад Евангелия р...

28. Монастырь и посад в XVIII веке

-Петербурга и Москвы», а год спустя издан указ «О сдела-нии всем городам строению и улицам специальных планов по каждой губернии особо». На Комиссию было возложено не только общее руководство съемкой планов, но и обеспечение разработки проектов новой планировки и застройки городов по всей стране. За относительно короткий срок деятельности Комиссии (1763—1796) более трехсот городов, в том числе и Сергиевский Посад, получили тщательно разработанные генеральные планы. Необходимость упорядочения стихийной застрой...

29. Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)

Но «неудобь сказуемая» роскошь жизни монастырской администрации и злоупотребления казной привели к тому, что в 1738 году царским указом в Троицком монастыре было введено соборное правление: «. . .чтоб архимандрит один, ниже келарь, ни казначей особливой власти отнюдь не имели, как прежде бывало, и что всяк из обители бра...

30. Историко-художественный музей-заповедник

В 1744 году согласно специального императорского указа он был удостоен высшего титула — лавры. Но уже во второй половине XVIII столетия обстановка в стране изменяется. Крестьянские волнения и необходимость раздачи земель дворянам заставили царское правительство в 1764 году издать манифест о полной секуляризации церковных земель. Все земли Троице-Сергиевой лавры и монастырские крестьяне были переданы в ведение Коллегии экономии. Однако, возмещая эти существенные для лавры убытки, государство определило монастырю солидную...

31. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (6)

Русские богословы-литургисты XIX — XX веков, воспринимая духовный опыт своих предшественников, указывают, что «Литургия своими наружными обрядами представляет всю жизнь и дела Спасителя нашего» [11, с. 132]. Если в Проскомидии заключены образы воплощения и страдания Христа Спасителя, то в Великом входе, когда Предложение [предложен...

32. Музей-заповедник: Живопись XVII века

Человек образованный, разносторонне одаренный, Симон Ушаков вместе со своим другом Иосифом Владимировым был и одним из первых теоретиков искусства. В своих трактатах они указывали на высокое назначение искусства, обосновывали преимущества «световидной» и «живоподобной» живописи по сравнению со старыми темноликими условными изображениями на иконах, призывали художников изображать человека во всей его земной красоте. ...

33. Монастырь-крепость и посад во второй половине XVII века

Вслед за ними, уверовав в силу молодого царя, заспешили в монастырь представители высшей знати и духовенства. Первые суровые указы Петра, объявленные с высоких крылец царских хором, эхом отозвались по всей стране. Под сводами глубоких монастырских подвалов пытали сторонников Софьи, а на площади перед монастырем вершился над ними кровавый суд. Здесь, в Троицком монастыре, как бы расправляя могуч...

34. Уточья башня

И русские мастера очень талантливо и умело интерпретировали мотивы указанных им иноземных образцов, но не в дереве, а в кирпиче и камне, и при этом так изобретательно использовали богатую палитру декоративных возможностей этих материалов, что создали свое, вполне оригинальное и значительно более совершенное произведение архитектуры, достойно украсившее весь анс...

35. Пятницкая и Введенская церкви (1547 г.)

В 1621 году патриарх Филарет своим указом отмечал, что враги эти церкви «разорили и престол ободрали» и если одну из них (Пятницкую) к этому времени «уже поделали и освятили», то другая «по ся мест стоит нестроена, пенья в ней нет, верх разломан и стороны развалились». Велено было «изготовя камень и кирпичь и ...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................