5. Троице-Сергиева Лавра. Общественное служение. (3)
Священное Писание осуждает накопление богатства и указывает
на главное средство борьбы с нищетой — устранение несправедливых социальных отношений. Иисус обличает фарисеев и законников,
поедающих дома вдовиц (Лк. 20, 47), осуждает на мучения богача, не призревшего нищего Лазаря (Лк. 16, 23—28). В самом стремлении
к стяжанию собственности святой Иоанн Златоу...
6. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (5)
Составитель антологии «Троица Андрея Рублева» отмечает: «В житии Преподобного Никона имеется указание, что Рублев написал «Троицу» в похвалу Сергию Радонежскому. Очевидно, многое в убеждениях
Рублева соответствовало убеждениям Сергия Радонежского... но если Преподобный Сергий предпочитал в жизни не слово, а дело,
то Рублев, следуя призванию живописца, предпочитал не слово, а образ. В иконе Троицы он говорит с нами на языке...
9. Обелиск (1792 г.)
Последняя надпись, на западной стороне пьедестала, напоминает, как здесь, в стенах Троицкого монастыря, Петр I «толико собою
славный и столько Россию прославивший, для сохранения своей жизни двукратно находил убежище». Завершается текст указанием, что памятник поставлен «в прославление сея обители и в вечную
память великих мужей». Овальные доски с текстами первоначально были мраморными, но затем их заменили медными; снятые в 1930-х
годах, они затерялись и в 1952 году были отлиты заново по рисунк...
10. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (5)
Сила и жизненность Русской Православной Церкви — в духе Христовой любви, в благодатных Таинствах, в чистоте и силе веры,
указывающей путь деланию правды на земле» [Журнал Московской
Патриархии, 1980, № 9, с. 16, 26, 29]. Как член Всемирного Совета Мира, Советского комитета защиты мира и член Советского
комитета по культурным связям с соотечественниками за рубежом, участник многих международных форумов борцов за мир Святейший
Патриарх Московский...
11. Троице-Сергиева Лавра. Общественное служение. (2)
«Мы просим Церкви не забывать об этих взаимосвязях»,— было подчеркнуто в Заявлении. Указав на необходимость устроения «более человечного мира» и оказания развивающимся странам такой
помощи, которая бы не посягала на их право самостоятельно устраивать свои внутренние дела и свободно выбирать тот тип общества,
который они предпочитают, участники заседания высказали надежду, что усилия всех церковных людей помогут прийти к та...
12. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (1)
Далее приводится «Предисловие Типику» Святителя Иоанна Златоуста с указанием
основных общежительных монастырей, в которых применялся этот Устав на Востоке. И, наконец, делается следующее уточнение:
«Упование по вере имея, коснухжеся трудолюбие книзе сей, устав, еже есть Око Церковное, избран Святыми Отцы. От многих типик,
Иерусалимскаго, и Святыя Горы. И от Студитова, и от многих святых отец, и от вселеньских святых собор. И предан Святей Божией
Церкви, еже исправляти чин тоя и пение церковное. Без того мняися исполнити правило церковно...
16. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (3)
И только углубившись в существо высказываемых мыслей и обдумав даваемые ими указания,
понимаешь, сколь тесно они спаяны [145, с. 126—135, 145]. Эти книги являются своего рода определителем «Школы Преподобного
Сергия». Эти творения мы можем увидеть в одном переплете в библиотеке Кирилло-Белозерского монастыря (ГПБ, ф. 350, № 120).
Среди них — автограф его основателя Преподобного Кирилла Белозерского, к которому приходил Преподобный Сергий в бытность
его послушником на поварне Богоявленского монастыря в Москве, чтобы поведать законы духовной жизни ...
24. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (7)
Божественная Евхаристия является пасхальной вечерей нового избранного народа — Церкви. Бог указует нам, как выражать Ему наше благодарение, потому что хочет избавить нас от греха и привести
к Небу, чтобы мы участвовали в Ангельском славословии. Святитель Иоанн Златоуст.— один из составителей чина Божественной
литургии — отмечает: «Если мы, вспоминая благодеяния людей, больше согреваемся любовью, то тем более, постоянно вспоминая
дары ...
25. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (4)
Во время воздвижения креста на восток, запад, юг, север и снова на восток все молящиеся преклоняются пред ним, простирая
свой духовный взор к созерцанию собственного жизненного креста, на который указал
Сам Спаситель: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8.34). Спас в Силах. Икона
из собора Живоначальной Троицы. Светилен: Процвел ecu, яко финике Давидски, отче, и обитель явился ecu Духа Всесвятаго, иже
славна тя вселённей показа, о нас непрестанно Христа моли, почитающих верою пречестную память твою, Преподобие Сергие. С
рассветом братия собирается к честным и многоцелебным мо...
29. Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Но «неудобь сказуемая» роскошь жизни монастырской администрации и злоупотребления казной привели к тому, что в 1738 году
царским указом в Троицком монастыре было введено соборное
правление: «. . .чтоб архимандрит один, ниже келарь, ни казначей особливой власти отнюдь не имели, как прежде бывало, и что
всяк из обители бра...
31. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (6)
Русские богословы-литургисты XIX — XX веков, воспринимая духовный опыт своих предшественников, указывают, что «Литургия своими наружными обрядами представляет всю жизнь и дела Спасителя нашего»
[11, с. 132]. Если в Проскомидии заключены образы воплощения и страдания Христа Спасителя, то в Великом входе, когда Предложение
[предложен...
33. Монастырь-крепость и посад во второй половине XVII века
Вслед за ними, уверовав в силу молодого царя, заспешили в монастырь представители высшей знати и духовенства. Первые суровые
указы Петра, объявленные с высоких крылец царских хором,
эхом отозвались по всей стране. Под сводами глубоких монастырских подвалов пытали сторонников Софьи, а на площади перед монастырем
вершился над ними кровавый суд. Здесь, в Троицком монастыре, как бы расправляя могуч...
34. Уточья башня
И русские мастера очень талантливо и умело интерпретировали мотивы указанных
им иноземных образцов, но не в дереве, а в кирпиче и камне, и при этом так изобретательно использовали богатую палитру декоративных
возможностей этих материалов, что создали свое, вполне оригинальное и значительно более совершенное произведение архитектуры,
достойно украсившее весь анс...