1. Монастырь-крепость и посад в первой половине XVII века
Иконописец изображает Троицкий монастырь с запада, как бы сверху, благодаря чему четко виден принцип его построения: кельи
и другие здания располагаются параллельно крепостным стенам, обрамляя центральную площадь, где возвышаются белокаменный Троицкий
собор с Никоновским приделом, Духов-ская церковь, пятиглавый Успенский собор, трапезная
и поварня. Материалы описи свидетельствуют, что активная строительная деятельность первой половины XVII века коснулась и
этих древнейших зданий обители: к восточной стене ермо-линской трапезн...
4. Трапезная с церковью Сергия (1686—1692 гг.)
1686—1692 Являясь самым значительным сооружением того времени (длиной 86 м) Трапезная
с церковью Сергия (1686—1692) расположена на южной стороне монастыря. Она имеет высокий подклетный этаж, в многочисленных
помещениях которого размещались хозяйственные службы: кухни, амбары, кладовые, хлебопекарни и даже столовые для паломников.
Открытая галерея (гульбище) окружает здание; с гульбища входы ведут в церковь и обширную Трапезную палату, где проводились
торжественные приемы и ц...
6. Историко-художественный музей-заповедник
Лишь в 1469 году на месте, занимаемом ныне колокольней, известным зодчим XV века В.Д.Ермолиным возводится трапезная, которая послужила в дальнейшем одним из прообразов Грановитой палаты Московского Кремля
и многочисленных трапезных XVI века этого типа в монастырях центральной и северной Руси. Трапезная с поварней, построенные
Ермолиным, не дошли до настоящего времени, уцелел лишь небольшой рельеф с изображением Одигитрии (ныне находится в экспозиции
музея), украшавший некогда западную стену поварни. Директор музея В.Д.Дервиз (слев...
7. Монастырь-крепость и посад во второй половине XVII века
Монастырь-крепость и посад во второй половине XVII века После обширного строительства первой половины столетия, значительно
обновившего весь облик монастыря, крайне невыразительно выглядели оставшиеся деревянными царские хоромы и царицыны кельи,
а старая трапезная, поставленная двести лет назад, по своим
размерам и состоянию уже не соответствовала возросшим потребностям монастыря. Келарские службы, недавно отстроенные на западной
крепостной стене, хотя и давали возможность проводить там приемы знатных гостей, но не могли заменить собой традиционной
монастырской трапезной. Воссоединение Украины с Россией, законодательно оформленное в 1654 году, имевшее общеполит...
8. Духовская церковь (1476-1477 гг.)
В конце XV века облик Троицкого монастыря получил большую ясность; две каменные церкви и трапезная с поварней, поставленные попарно на противоположных сторонах площади, образованной прямоугольником
келий, придали ей торжественную уравновешенность. Общую панораму оживляли села и слободы, располагавшиеся на расстоянии 1—3
километров, и только Служняя слобода, где селились доверенные монастырские чиновники, близко подходила к стен...
9. Историко-художественный музей-заповедник
Двухэтажные, выстроенные из кирпича Чертоги, так же как и Трапезная,
украшены белокаменной резьбой и характерной для московского барокко росписью. Здание украшают многоцветные поливные изразцы,
покрывающие наличники окон и гармонирующие с их яркой звучной росписью. Покои дворца, располагающиеся двумя анфиладами, перекрыты
сводами и декорированы лепниной, выполненной в 40-е годы XVIII века. Наиболее интересно лепное украшение потолка д...
11. Троицкий собор (1422—1423)
Он получил вид строго распланированного городка, состоящего из прямоугольника келий, обращенных окнами на площадь, где возвышались
церковь, трапезная и поварня. Все здания были обнесены тыном
(оградой) с церковью над главным входом. Троицкий собор. 1422 год. Никоновский придел. 1548 год Троицкий собор. Западный
портал Интерьер Интерьер Интерьер В 1408 году при преемнике Сергия — Никоне деревянный монастырь был дотла сожжен татарским
ханом Едигеем, предпринявшим очередной опустошительный поход на Москву и ее окрестности. Восстановленный после пожара монастырь
сохранил прежнюю...
13. Посадские церкви
Архитектура церкви выдержана в формах позднего барокко: здесь и рельефный руст, и парные пилястры, и развитые лепные украшения
вокруг окон, и необычный скос стен по двум углам четверика. Трапезная
имеет в плане сложную форму трехконечного креста, также со скосами на всех шести углах. Интерьер трапезной выглядит необычно
из-за причудливой игры линий пересекающихся сводов, поддерживаемых восемью свободно расположенными опорами. У западного фасада
трапезной можно видеть основания ч...
14. Царские Чертоги (конец XVII в.)
) Почти одновременно со зданием Трапезной вдоль северной стены монастыря, на месте деревянного царского дворца Ивана Грозного,
строилось здание Царских Чертогов, имеющее в плане оригинальную блочную систему с анфиладой комнат в первом и втором этажах.
Как и Трапезная, Чертоги расписаны «в шахмат», сдвоенные
окна украшены изразцовыми наличниками, над окнами узкой лентой располагается фриз из полихромных изразцов. Южный фасад был
украшен двумя широкими парадными крыльцами, ведущими на второй этаж. Вначале наружная красота Чертогов не соответствовала
внутреннему убранству. В 40-х годах XVIII века штукатурный мастер Илья Саевич, присланный тверс...
15. Монастырь и слободы в XV веке
Балдина Почти пятьдесят лет Троицкий собор оставался единственным каменным сооружением монастыря, пока не были выстроены
из камня трапезная и поварня (не сохранились), заменившие
собой деревянные здания того же назначения. В русских монастырях трапезные палаты играли важную роль: в них собиралась братия
для общего приема пищи, проводились торжественные церемонии и принимались знатные посетители. Недаром иностранцы отмечали,
что «в монастырях московской земли. . . более всего тщеславятся благолепием, величиной и обширностью пом...
17. Колокольня (1741-1769 гг.)
Заметим, что все высокие постройки монастыря (Трапезная церковь
Сергия, надвратная церковь Иоанна Предтечи и башни) не превышают и половины высоты колокольни, и только один Успенский собор
благодаря своим перестроенным куполам превышает этот рубеж, составляя почти три четверти ее высоты. Располагаясь рядом, Успенский
собор не спорит, а поддерживает вертикаль колокольни, обеспечивая гармоничный переход от ее вершины к силуэту остальных зданий.
Интересно отметить, что точно такие же соотношения имеют между собой Филаретовска...