1. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (3)
В 1943 году по решению Священного Синода был утвержден проект
организации Богословских школ — высшей и средней, а в следующем, 1944 году на территории Новодевичьего монастыря в Москве
открылись Православный богословский институт и Богословские пастырские курсы, вскоре переименованные в Московскую Духовную
Академию и Московскую Духовную Семинарию. По благословению Святейшего Патриарха Алексия, с отеческой заботой способствовавшего
их процветанию, Московские Духовные школы ...
2. Историко-художественный музей-заповедник
1970 год Вкладные книги, Синодики, которые позволяют в значительной
степени всесторонне изучить это обширное собрание, выявить пути его формирования, рассмотреть историю создания . . . Коллекция
икон, хранившаяся в помещении ризницы, была выделена в самостоятельный отдел в 1969 году. Размещенная в помещении бывшего
Казначейского корпуса, она включает в себя первоклассные произведения XIV—XVII веков. Основу ее, как и коллекции прикладного
искусства Древней Руси, со...
10. Музей-заповедник: Живопись
Антропов родился в семье мастера слесарного и инструментального дела, специального художественного образования не получил,
служил долгое время в «живописной команде» Канцелярии от строений, а затем — при Синоде.
Портрет Петра III был написан Антроповым в Москве в 1762 году в связи с коронационными торжествами. Известно еще два варианта
этого портрета, находящихся в Третьяковской галерее и Русском музее. По правилам парадного портрета Петр III представлен
на фоне роскошного убранства дворцового зала, рядом, на бархатной подушке,— царская корона и держава, на кресле — горностаевая
мантия. Нескладная фигура Петра III как бы придвинута к зрителю, но от этого она не становится более вну...
11. Музей-заповедник: Живопись троицких мастеров XVI века
В интереснейшем историческом документе — монастырском синодике
1575 года—упоминается большое число троицких иконников. Их произведения часто преподносились великим князьям, московским
царям и иностранным гостям, что свидетельствовало о высоких художественных качествах икон. Одним из известных иконописцев
этого времени в Троицком монастыре являлся Евстафий Головкин, оставивший подписи на своих произведениях. Это — не рядовой
монах, а человек, занимавший видное положение в ...
18. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (5)
В Служебнике Преподобного Сергия (ГИМ, Синодальное собрание,
№ 952) чин приготовления к совершению Проскомидии и Литургии изложен так же, как об этом сказано и в нынешних иерейских служебниках.
Прошедшие 600 лет лишь в незначительной мере наложили свой отпечаток на некоторые внешние формы чинопоследований, существо
их осталось тем же, каким оно было в монастыре XIV века. Но и в этих традиционных формах проявляются самобытные черты духовной
культуры Троице-Сергиевой Лавры, ставшей своеобразным историческим ...
19. Музей-заповедник: Древнерусская живопись XIV—XVII веков
Благодаря издавна хорошо поставленному учету поступавших в монастырь вещей и сохранившимся древним вкладным книгам, описям,
синодикам прослеживается одна особенность коллекции Загорского
музея-заповедника: она отражает в основном последовательное развитие московской художественной школы как в живописи, так
и в прикладном искусстве. Кроме московских в собрании музея имеются и древние произведения, связанные с Новгородом, Рязанью,
Ростовом, Устюгом, Ярославлем, Тверью. Никола. Икона ростовской школы. XIV век Многие памятники древнерусского искусства
— своеобразные исторические документы, сообщающие нам и...
22. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (1)
Печатаются по Троицким спискам XVI в., с разночтениями из Синодального
списка Макарьевских Четьи-Миней, присоединением стихир Преподобному Сергию по напеву, именуемому «трезвон», положенных на
церковные линейные ноты в начале XVIII столетия. Сообщ. архимандрит Леонид. СПб., тип. В. Балашева, 1885. XXVIII, 167 с;
14 л. нот. С изображением Святого из Троицкой рукописи XVI в. (Памятники древней письменности. Вып. 58). На слав. яз. Прил.:
Молитва к Преподобному Сергию [составленная священно...
23. Колокольня (1741-1769 гг.)
Однако духовенство, считая постановку статуй в монастыре делом «вообще непристойным», с трудом соглашалось лишь на установку
скульптур, изображающих «от священного писания лиц» — мучеников, евангелистов, апостолов, Ухтомский твердо настаивал на своем,
и эти разногласия приняли крайне острую форму; они стали предметом рассмотрения в Сенате и Синоде, а затем переданы на окончательное решение директору Академии художеств И. И. Бецкому. Последний
дипломатично предложил убрать скульптуры совсем, а вместо них «употребить для украшения приличные орнаменты и вазы», что
и было сделано. Если замена портретов из меди белокаменными картушами не ухудшила, а может быть, даже усилила цельность облика
колокольни, то постановка ваз вместо статуй безусловно обеднила силуэт сооружения, а также значительно ослабила его и...
24. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (2)
Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена и Священного Синода
Русской Православной Церкви к 600-летию победы на Куликовом поле.— Журнал Московской Патриархии, 1980, № 9, с. 5 — 6. 143.
Книга записей почетных гостей Троице-Сергиевой Лавры, 1974—1978 гг. 144. Книга записей почетных гостей Троице-Сергиевой Лавры,
1978—1983 гг. См. также № 52, 86. Памятники искусства Троице-Сер...