Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

силуэт

 

1. Музей-заповедник: Лицевое шитье

Фигуры на пелене отличаются правильностью пропорций и выразительностью силуэтов. Особенно привлекает внимание изображение архангела Гавриила, наделенное легким, едва уловимым движением. Произведение шито различными оттенками красного, синего, желтого и зеленого шелка...

2. Колокольня (1741-1769 гг.)

Если замена портретов из меди белокаменными картушами не ухудшила, а может быть, даже усилила цельность облика колокольни, то постановка ваз вместо статуй безусловно обеднила силуэт сооружения, а также значительно ослабила его идейную выразительность и триумфальность. Колокольня. Фасад (постановка скульптур по замыслу Д. В. Ухтомского). Реконструкция В. И. Балдина. План Настойчиво добиваясь осуществления своего проекта, Ухтомский настолько обострил свои отношения с духовенством, что уже в 1765 году Синод просил Екатерину II дать ему отставку. А два года спустя, незадолг...

3. Музей-заповедник: Золотое и серебряное дело

Они свидетельствуют не только о мастерстве исполнения, но и о национальном своеобразии русской питьевой посуды. Их выразительные силуэты напоминают очертания ладьи, водоплавающих птиц. Мягкие, округлые формы ковшей повторяют формы народной деревянной утвари. Один из ковшей принадлежал новгородскому посаднику Григорию Кирилловичу Посахно. В XV веке в Москве достигло большого развития сложное филигранное искусство — скань, с характером которого знакомят уникальные произведения. Очень ценно, что известны имена вкладчиков, время исполнения и, самое замечатель...

4. Музей-заповедник: Графика

Весь второй план как бы тает в легкой воздушной дымке, скрывающей очертания горы и растворяющей силуэты деревьев. Мягкое очарование природы контрастирует со сценой первого плана, исполненной театрального пафоса. Русская гравюра XVIII — начала XIX века достигла большого совершенства не только в искусстве портрета, но и в жанре пейзажа. Кроме Скородумова большой известностью пользо...

5. Монастырь-крепость и посад в первой половине XVII века

Искорки золотых крестов и блеск покрытых белым «неметцким» железом куполов, среди которых выделялась горящая золотом глава Троицкого собора, были далеко видны со многих улиц посада; сливаясь на горизонте с силуэтом темного леса, посадские дома широкой полосой охватывали крепость со всех сторон. Наряду с селом Клементьевом и значительно разросшимися Служними, Пушкарской и Стрелецкой слободами Опись 1641 года называет и новые слободы: Иконную и Поварскую — с юга, Тележную, Конюшенную и Кокуеву — с севера от монастыря; самая маленькая из них — Конюшенная — имела 28 дворов, а «конюховых людей в ней 45 человек». Рост мо...

6. Музей-заповедник: Обработка металла

Сквозные растительные переплетения, заполняющие собой вазы, шкатулки, подставки, образуют красивые, причудливые силуэты. Авторами многих оригинальных произведений последних лет являются С. П. Манаенков, О. А. Скачков и другие. Каслинское литье получило большое применение и в декоративном оформлении современного градостроительства. Широкую известность приобрели тончайшие узоры златоустовской гравюры на художественных изделиях из стали. В Златоусте Челябинской области особенно блестяще развивается мастерство по декоративному оформлению холодн...

7. Музей-заповедник: Роспись и резьба по дереву

Другой прием росписи «круглого» письма, или «Кудрины», характерен несколько стилизованными, четко обрисованными узорами, выступающими золотым силуэтом на черном фоне или пламенеющими на киновари. Состоят они из более крупных растительных побегов с мягкими, округлыми очертаниями и кудреватых завитков. Наиболее сложным является письмо «под фон». Эти росписи, сверкающие золотом то на блестящем черном, то на ярко-красном фоне, отличаются особой торжественностью. Здесь крупные, причудливые, густые растительные узоры с дивными махро...

8. Историко-художественный музей-заповедник

Во время правления келаря Булатникова в архитектурный ансамбль монастыря включается целый комплекс зданий, в который входят и так называемые Больничные палаты с шатровой церковью Зосимы и Савватия Соловецких. Нарядный силуэт этой церкви, как бы заполнившей пространственную паузу между двумя корпусами, привлекает своей стройностью и гармонией архитектурных членений. И. Ф. Зубов. Троицкая лавра. Фрагмент гравюры. 1725 год В этом памятнике русских зодчих можно видеть проявление наметившейся в архитектуре первой половины XVII столетия тенденции к сглаживанию контраста между ц...

9. Часовня Пятницкого колодца

С площади перед монастырем раскрывается широкая панорама города на юг: у основания холма виднеются золотые купола Пятницкой и Введенской церквей с «колокольницей», а недалеко от них, по другую сторону дороги, серебрится покрытая осиновым лемехом ярусная кровля часовни Пятницкого колодца; Московская дорога поднимается в гору, к белому силуэту Вознесенской церкви бывшей Иконной слободы. ...

10. Каличья башня

В ее архитектуре заметно сказывалось подражание возводившейся рядом колокольне: такой же ступенчатый силуэт из двух ярусов с огромными арочными проемами, такое же гульбище и парапет над нижним рустованным объемом. Много общего с колокольней было также в убранстве башни декоративными пинаклями и картушами. К постройке башни приступили в 1759 г...

11. Музей-заповедник: Искусство ранней Москвы

Рука выдающегося мастера чувствуется во всем, начиная с рисунка, плавные и упругие линии которого создают четкий и цельный силуэт изображения, и кончая изысканным колоритом. Впечатлению необыкновенного совершенства письма способствует искусно наложенная тончайшая сеть золотых и серебряных штрихов. Икона «Варвара».Конец XVв, Школа Дионисия Огромный интерес вызывает большая икона «Троица».Она, по всей видимости, была создана в Троицком монастыре и являлась образом одного из храмов, освященных в честь Троицы. До сих пор исследователи расходятся во мнении, для какого именно храма написана...

12. Музей-заповедник: Андрей Рублев

Простая и хорошо продуманная композиция, мягкие, певучие, вторящие друг другу линии выразительных силуэтов, спокойный колорит красноречиво свидетельствуют о том, что произведение создавалось если не самим Рублевым, то под непосредственным его влиянием. Останавливает на себе внимание клеймо с изображением благовещения, где художник мастерски передает легкое, стремительное движение архангела Гавриила и трепетно-взволнованное состояние Марии. Какую-то особу...

13. Пятницкая и Введенская церкви (1547 г.)

В перспективах улиц и над низкими домами виден постоянно меняющийся силуэт зданий монастырской цитадели; они или раскрываются широкими панорамами, или зрительно замыкают улицы разнообразными видами на отдельные сооружения. Поселения, окружавшие монастырь, и после слияния их в единый посад по-прежнему продолжали сохранять определенную самостоятельность. Этому способствовало и то обс...

14. Город и монастырь после 1917 года

Такой анализ позволил проследить закономерности формирования художественного облика всего ансамбля — его объемно-планировочной структуры, силуэта, цветового решения — и на этой основе разработать комплексную программу реставрации. Освобождение зданий и сооружений монастыря от разных учреждений и переселение свыше 1300 жильцов в специально отстроенные для них дома в северной части города (1959) обеспечили широкий фронт реставраци...

15. Музей-заповедник: Изделия из металла

Кованые железные светцы, в которых силуэт имел ведущее значение, скромны по форме, незатейливо украшены пучками побегов и несложными изгибами стержней. Кувшин и часть клада медных монет. XVIII в. Среди маленьких светцов, вбиваемых в деревянный стояк, особенно выделяются два: светец из Ярославской области с двум...

16. Музей-заповедник: Живопись

Это своеобразное произведение русского декоративного искусства находилось раньше в алтаре Успенского собора. Выразительный силуэт орла мастер искусно дополнил декоративными вазами и завитками, создающими красивую пирамидальную композицию, увенчанную царской короной. ...

17. Музей-заповедник: Живопись второй половины XIV века

На золотом фоне красивым силуэтом вырисовывается фигура богоматери с младенцем. Все изображение проникнуто духом торжественной церемониальное™. Древние документы свидетельствуют, что икона — «царьградского письма». Примечательно и то, что она сохранила свое греческое название. Перивлепта в переводе с греческого означает «прекрасная видом». О нерусском происхождении иконы говорят и темное...

18. Плотничья башня

Возвышаясь над обрывом у слияния двух речек и несколько выступая вперед, Плотничья башня как бы прикрывает каменной «грудью» причудливо группирующиеся за ней силуэты колокольни, куполов Успенского собора, изящного шатра больничной церкви Зосимы и Савватия и других сооружений монастыря. Западная крепостная стена проходит по крутому склону холма, у подножия которого течет мелководная речка Кончура. Эта сторона крепости больше всего пострадала в период боевых действий в начале XVII века—...

19. Музей-заповедник: Стекло и фарфор

Отдельные элементы восточного узора, нанесенные механической печатью, выявляются на интенсивно окрашенном фоне или цветным силуэтом выступают на белом фарфоре. Производственное объединение «Гжель», расположенное по соседству с Гжелью, является известным старинным керамическим центром Московской области. В первой половине XIX века здесь производили изделия из фарфора, полуфаянса и фаянса. В 1930-е годы завод стал возрождать производство гжельского фарфора. Б...

20. Музей-заповедник: Живопись троицких мастеров XVI века

Излюбленная русскими иконописцами тема ласкания матерью младенца получает в произведении Давида Сираха совершенно иное звучание. Изломанные линии силуэтов, характерный разворот правого плеча богоматери, ее большие глаза, полные тревоги и печали, стремительное движение младенца, прильнувшего к щеке матери, подчеркивают трагизм переживания обоих. А темный колорит икон...

21. Троицкий собор (1422—1423)

Эти ангелы нераздельно связаны друг с другом, они выражают какую-то единую сущность. Изящные силуэты фигур как бы образуют невидимый круг — символ вечности. Спокойствие поз, плавный ритм линий выливаются в безупречно-кристальную композицию, а чистые и звучные краски рождают ощущение мира, тишины и удивительной гармонии. Краски «Троицы» нежны и прозрачны; сочетание знаменитого рублевского «голубца» с общей золотистой гаммой иксны невольно ассоц...

22. Музей-заповедник: Кружевные изделия

Образуются они из беспрерывной, одинаковой по ширине и плотности плетения извилистой белой плетеной тесьмы — полотнянки, называемой вилюшкой, четко выступающей белым силуэтом на сквозной решетке фона. Г. Я. Гусева. Платок «Загорск». Текстильно-галантерейная фирма «Весна» Елецкое кружево Орловской области отличается большим изяществом и легкостью. Этому способствует неоднородность тесьмы, имеющей различные дополнительные разработки. Они искусно используются для чередования ажурных и плотных участков растительного узора. Значительное внимание удел...

23. Посадские церкви

Повторяя все ту же традиционную схему бесстолпного храма с трапезной и колокольней, Ильинская церковь выгодно отличается от других посадских церквей города изяществом пропорций, тонким рисунком беленых порталов и наличников окон, ярко выделяющихся на темно-красном фоне ее стен, а также выразительным силуэтом кровли и стройного шатра колокольни. В 1876 году по проекту архитектора И.А.Малышева квадратная трапезная была расширена на запад, включив в свой объем нижний ярус звонницы. Пристройка была произведена весьма тактично — на новых фасадах точно повторен изначальный декор Трапезной. Рядом с Ильинской церковью до 1958 год...

24. Троицкий собор (1422—1423)

Можно отметить также особенности в построении лопаток: восточная угловая лопатка выгнута, как бы повторяя кривую линию силуэта апсид, и несколько наклонена на запад, вторая лопатка поставлена вертикально, третья заметно наклонена на восток, а западная угловая лопатка, как самая удаленная от центра, имеет наибольший наклон и значит...

25. Музей-заповедник: Лаковая роспись

Реже употребляется менее эффектное лаковое письмо «по-сквозному», при котором одноцветный цветочный графически прорисованный узор выявляется алюминиевым и бронзовым порошком. Выступает он светлым силуэтом на цветном фоне изделий. В собрании музея имеются работы старейшего художника И. С. Леонтьева, его ученика А. П. Гогина, В. В. Кледова, заслуженных художников РСФСР Н. П. Антипова и Б. В. Графова. ...

26. Художественно-педагогический музей игрушки

Кони из Городца поражают выразительностью силуэта и экспрессией движения. Интересны расписные игрушки из глины. Один из крупных центров их производства еще в начале прошлого века сложился в слободе Дымково близ Вятки (ныне город Киров). Зарождение и развитие этого промысла связыва...

27. Монастырь и посад в XVIII веке

С сооружением пятиярусной колокольни получили логическое завершение панорама и силуэт монастырского ансамбля. Дальнейшее развитие получило также цветовое решение всех зданий. Так, первоначальная окраска только что отстроенной колокольни в зеленовато-бирюзовый цвет («дикой») удачно подчеркивала легкость всего сооружения. В такой же цвет были выкрашены стены расположенных рядом с ней Смоленской церкви и Каличьей башни. Заново отделанный в 1778 году фасад Митр...

28. Уточья башня

Удачное соотношение между нижним объемом и венчанием башни, изящные пропорции, прекрасно нарисованные детали, необычайно легкий и ажурный силуэт надстройки и, наконец, оригинальное цветовое решение — белый нижний ярус и красно-кирпичная надстройка с белокаменными вставками — все это придает Уточьей башне исключительно народный вид и ставит ее в ряд выдающихся архитектурных памятников конца XVII века. За своеобразную красоту и яркий цвет надстройки Уточья башня долгое время называлась Красной (красивой), а описания монастыря XVIII века отмеча...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................