2. Колокольня (1741-1769 гг.)
Если замена портретов из меди белокаменными картушами не ухудшила, а может быть, даже усилила цельность облика колокольни,
то постановка ваз вместо статуй безусловно обеднила силуэт
сооружения, а также значительно ослабила его идейную выразительность и триумфальность. Колокольня. Фасад (постановка скульптур
по замыслу Д. В. Ухтомского). Реконструкция В. И. Балдина. План Настойчиво добиваясь осуществления своего проекта, Ухтомский
настолько обострил свои отношения с духовенством, что уже в 1765 году Синод просил Екатерину II дать ему отставку. А два
года спустя, незадолг...
3. Музей-заповедник: Золотое и серебряное дело
Они свидетельствуют не только о мастерстве исполнения, но и о национальном своеобразии русской питьевой посуды. Их выразительные
силуэты напоминают очертания ладьи, водоплавающих птиц. Мягкие,
округлые формы ковшей повторяют формы народной деревянной утвари. Один из ковшей принадлежал новгородскому посаднику Григорию
Кирилловичу Посахно. В XV веке в Москве достигло большого развития сложное филигранное искусство — скань, с характером которого
знакомят уникальные произведения. Очень ценно, что известны имена вкладчиков, время исполнения и, самое замечатель...
5. Монастырь-крепость и посад в первой половине XVII века
Искорки золотых крестов и блеск покрытых белым «неметцким» железом куполов, среди которых выделялась горящая золотом глава
Троицкого собора, были далеко видны со многих улиц посада; сливаясь на горизонте с силуэтом темного леса, посадские дома широкой полосой охватывали крепость со всех сторон. Наряду
с селом Клементьевом и значительно разросшимися Служними, Пушкарской и Стрелецкой слободами Опись 1641 года называет и новые
слободы: Иконную и Поварскую — с юга, Тележную, Конюшенную и Кокуеву — с севера от монастыря; самая маленькая из них — Конюшенная
— имела 28 дворов, а «конюховых людей в ней 45 человек». Рост мо...
6. Музей-заповедник: Обработка металла
Сквозные растительные переплетения, заполняющие собой вазы, шкатулки, подставки, образуют красивые, причудливые силуэты. Авторами многих оригинальных произведений последних лет являются
С. П. Манаенков, О. А. Скачков и другие. Каслинское литье получило большое применение и в декоративном оформлении современного
градостроительства. Широкую известность приобрели тончайшие узоры златоустовской гравюры на художественных изделиях из стали.
В Златоусте Челябинской области особенно блестяще развивается мастерство по декоративному оформлению холодн...
7. Музей-заповедник: Роспись и резьба по дереву
Другой прием росписи «круглого» письма, или «Кудрины», характерен несколько стилизованными, четко обрисованными узорами,
выступающими золотым силуэтом на черном фоне или пламенеющими
на киновари. Состоят они из более крупных растительных побегов с мягкими, округлыми очертаниями и кудреватых завитков. Наиболее
сложным является письмо «под фон». Эти росписи, сверкающие золотом то на блестящем черном, то на ярко-красном фоне, отличаются
особой торжественностью. Здесь крупные, причудливые, густые растительные узоры с дивными махро...
11. Музей-заповедник: Искусство ранней Москвы
Рука выдающегося мастера чувствуется во всем, начиная с рисунка, плавные и упругие линии которого создают четкий и цельный
силуэт изображения, и кончая изысканным колоритом. Впечатлению
необыкновенного совершенства письма способствует искусно наложенная тончайшая сеть золотых и серебряных штрихов. Икона «Варвара».Конец
XVв, Школа Дионисия Огромный интерес вызывает большая икона «Троица».Она, по всей видимости, была создана в Троицком монастыре
и являлась образом одного из храмов, освященных в честь Троицы. До сих пор исследователи расходятся во мнении, для какого
именно храма написана...
12. Музей-заповедник: Андрей Рублев
Простая и хорошо продуманная композиция, мягкие, певучие, вторящие друг другу линии выразительных силуэтов, спокойный колорит красноречиво свидетельствуют о том, что произведение создавалось если
не самим Рублевым, то под непосредственным его влиянием. Останавливает на себе внимание клеймо с изображением благовещения,
где художник мастерски передает легкое, стремительное движение архангела Гавриила и трепетно-взволнованное состояние Марии.
Какую-то особу...
15. Музей-заповедник: Изделия из металла
Кованые железные светцы, в которых силуэт имел ведущее значение,
скромны по форме, незатейливо украшены пучками побегов и несложными изгибами стержней. Кувшин и часть клада медных монет.
XVIII в. Среди маленьких светцов, вбиваемых в деревянный стояк, особенно выделяются два: светец из Ярославской области с
двум...
19. Музей-заповедник: Стекло и фарфор
Отдельные элементы восточного узора, нанесенные механической печатью, выявляются на интенсивно окрашенном фоне или цветным
силуэтом выступают на белом фарфоре. Производственное объединение
«Гжель», расположенное по соседству с Гжелью, является известным старинным керамическим центром Московской области. В первой
половине XIX века здесь производили изделия из фарфора, полуфаянса и фаянса. В 1930-е годы завод стал возрождать производство
гжельского фарфора. Б...
20. Музей-заповедник: Живопись троицких мастеров XVI века
Излюбленная русскими иконописцами тема ласкания матерью младенца получает в произведении Давида Сираха совершенно иное звучание.
Изломанные линии силуэтов, характерный разворот правого плеча
богоматери, ее большие глаза, полные тревоги и печали, стремительное движение младенца, прильнувшего к щеке матери, подчеркивают
трагизм переживания обоих. А темный колорит икон...
23. Посадские церкви
Повторяя все ту же традиционную схему бесстолпного храма с трапезной и колокольней, Ильинская церковь выгодно отличается
от других посадских церквей города изяществом пропорций, тонким рисунком беленых порталов и наличников окон, ярко выделяющихся
на темно-красном фоне ее стен, а также выразительным силуэтом
кровли и стройного шатра колокольни. В 1876 году по проекту архитектора И.А.Малышева квадратная трапезная была расширена
на запад, включив в свой объем нижний ярус звонницы. Пристройка была произведена весьма тактично — на новых фасадах точно
повторен изначальный декор Трапезной. Рядом с Ильинской церковью до 1958 год...
24. Троицкий собор (1422—1423)
Можно отметить также особенности в построении лопаток: восточная угловая лопатка выгнута, как бы повторяя кривую линию силуэта апсид, и несколько наклонена на запад, вторая лопатка поставлена
вертикально, третья заметно наклонена на восток, а западная угловая лопатка, как самая удаленная от центра, имеет наибольший
наклон и значит...
28. Уточья башня
Удачное соотношение между нижним объемом и венчанием башни, изящные пропорции, прекрасно нарисованные детали, необычайно
легкий и ажурный силуэт надстройки и, наконец, оригинальное
цветовое решение — белый нижний ярус и красно-кирпичная надстройка с белокаменными вставками — все это придает Уточьей башне
исключительно народный вид и ставит ее в ряд выдающихся архитектурных памятников конца XVII века. За своеобразную красоту
и яркий цвет надстройки Уточья башня долгое время называлась Красной (красивой), а описания монастыря XVIII века отмеча...