Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

серебро

 

1. Музей-заповедник: Лицевое шитье

Весь фон его шит «на аксамитное дело», то есть шит золотом и серебром так, что производит впечатление драгоценной ткани — аксамита. Интересные произведения выполнялись в мастерских именитых людей Строгановых. Художественные и технические приемы вышивальщиц своеобразны и отличаются особой тонкостью. В шитье одежд применялись только золотые и серебряные нити с малозаметно...

2. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (2)

—-12 говорится: «Образ чюдотворный пречистые богородицы одигитрия обложен серебром басмою золоченъ у спаса и у пречистые венцы скаъные по полем писаны святые в трех местах преподобные анофрей сергий и никои у пречистые оглавие и ожерелие и у спаса ожерелье низано жемчюгом возглавие межь жемчюгу камень яхонт лазорев у пречистые ж в прикладе цата серебрена резная золочена и в сий пять камней виниса и достоконъцы да серги яхонты лазоревыа на них по два зерна гурмыжьских рясы жемчюжные по три пряли на колодачных по два камышка смазни прокладочки и наконечьники серебреные золочены да сережки серебреные золочены а на них по три жемчюжька в прикладе ж двадцать золотых Пелена у того ж образа в середках тлас червчет кругом опушена отласом золотым на пелене крест низан жемчюгом з дробницами около веревочка жемчюжная Молени чюдотворца Серги Да под тем же образом образ чюдотворца николы обложен серебром басмою золочен венец сканнои с е иниеты цата серебрянная чеканная золочена а в ней три бирюзы да два смазня червчаты у тово же образа пелена щит образ николы ж чюдотворца золотом и серебром на червчатом отласе подпись около щита серебром моления чюдотворца Сергия». Послы Святителя Филофея, Патриарха Константинопольского, вручают Преподобному Сергию грамоту, крест, параман и схиму в 1354 году. Миниатюра из Лицевого Летописного свода. XVI в. БАН, 3J. 7. 30—2, л. 409. Совет Преподобного Сергия со Святителем Московским Алексием по Посланию Святителя Филофея, Патриарха Константинопольского, об устроении общежития в монастыре Живон...

3. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (6)

На внутренних створках гравированы образы Святой Троицы и Знамения Божией Матери. XV в. Серебро с позолотой. ЗГИХМЗ, № 307. «Святая Троица». Резьба по кипарису. XV в. В серебряной сканной оправе. Вокруг образа за пись: «Видехом свет истный, прияхом дх нбный [Духа Небесного], обретохом веру истну и неразделну Троице поклоняемся та». 8,8x7,5x1,2 см. ЗГИХМЗ, № 1454. С каждым священным предметом связана судьба н...

4. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (2)

— Оклады книг.— Ковчеги.— Разное серебро. Указ. имен и фамилий, встречающихся на описанных предметах или с ними связанных. 217. Николаева Т. В. Произведения мелкой пластики XIII — XVII вв. в собрании Загорского музея. Каталог. Загорск, 1960. 338 с; 160 ил. (Загорский ...

5. Музей-заповедник: Золотое и серебряное дело

Нарядность подсвечника подчеркнута деликатным применением позолоты, которая в сочетании с мягким мерцающим голубоватым серебром создает красивый декоративный эффект. Богата и разнообразна коллекция произведений XVII века. Наметившееся в начале столетия стремление к пышности декора продолжает расти. Большинство изделий мастеров золотого и серебряного дела этого времени отличает любовь к полихромности и нарядной узорчатости. Ведущая роль в их декоративном убранстве отводится эмалям, чеканке и драгоценным камням. Характернейшим произведением эпохи является митра князей Мстиславс...

6. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (3)

1853—1855 — Лавра предоставила правительству 50.000 рублей серебром для войны с Турцией. 1853—Устроена церковь святых великомучениц Варвары и Анастасии в здании странноприимной больницы. 1854—Обновлена роспись Троицкого собора. —5 июня митрополит Филарет освятил возобновленную церковь в честь иконы Божией Матери Одигитрии. 1866—Церковь Сошествия Святого Духа возобновлена после восстановления обветшавших стенописи и иконостаса. ...

7. Музей-заповедник: Древнерусская живопись XIV—XVII веков

Наряду с земельными владениями и деньгами монастырю дарили произведения искусства: иконы, древние книги, выполненные из драгоценных металлов церковные сосуды, шитые шелком, золотом, серебром и жемчугом подвесные пелены, покровы, плащаницы. Причины вкладов были самые различные. Так, цари и великие князья делали дары монастырю по случаю восшествия на престол, рождения наследника, а также одержания важных побед; часто вклады давались «на помин души», «ради сохранения древнего письма», за право пост...

8. Музей-заповедник: Орнаментальное шитье

Это в основном облачения духовенства, а также пелены и покровцы, шитые золотом, серебром, жемчугом, украшенные драгоценными камнями, золотыми и серебряными пластинками с чернью, гравировкой, чеканкой. Используя все эти разнообразные материалы, русские мастерицы создавали вещи, отличавшиеся строгим великолепием. Самые ранние произведения орнаментального шитья, имеющиеся в музее, относятся к XVI веку. Заслуживает внимания фелонь, вложенная в Троицкий монастырь князем Петром Щенятевым в 1...

9. Троицкий собор (1422—1423)

Рака Сергия (1585) с поднятой крышкой (1835). Серебро. Троицкий собор «О широком применении прорисей при возобновлении стенописи Троицкого собора в 1635 году, — пишет художник-реставратор С. Чураков, участвовавший в реставрационных работах,— нам говорят такие его композиции, как «Собор Богоматери», темы «Страстей» и «Евхаристии» в алтаре, такие праздники в сводах, как «Распятие с предстоящими», «Вход в Иерусалим», «Воскрешение Лазаря», поясной «Иоанн Предтеча» между парусами и целый ряд других композиций и о...

10. Музей-заповедник: Стекло и фарфор

Изящные плавные формы с затейливым кружевным ажуром по краям, белый фарфор и сверкающий хрусталь, изысканная кобальтовая роспись на мерцающем серебром фоне очень тонко раскрывают поэтический образ произведения. Яркой индивидуальностью пронизаны произведения молодой талантливой художницы И. С. Олевской, творчески осваивающей художественные традиции русской культуры. Лучшие произведения художников завода завоевали широкое признание в нашей стране и за ее пределами. Золотой медалью на выставке в Брюсселе в 1958 г...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................