4. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (7)
Поэтому и Страшные Таинства, преисполненные величайшего спасения, совершаясь за каждым собранием, именуются Евхаристией,
потому что это есть воспоминание благодеяний и показывает вершину Промысла Божия, научая за все благодарить» [22, с. 124].
Здесь, в Троице-Сергиевой Лавре, с Божественной Евхаристией
связаны особые воспоминания о жизни Преподобного Сергия Радонежского, которые невольно предносятся духовному взору всякого
инока, ежедневно прочитывающего знаменательные строки акафиста: Радуйся, во Святую Литургию в Благодати Божией весь аки во
огни стоящий [29, л. 18]. Господь близ верующих во всех церковных службах (ибо Он сказал: «Гд...
8. Загорск, Сергиев Посад. История, современность, события, люди. Историко-культурный и краеведческий городской портал
Архитектор В. И. Балдин Троице-Сергиева Лавра известна всему
миру. С каждым годом увеличивается здесь число паломников и туристов. Многие стремятся пытливым взором проникнуть в глубь
веков, внимательно вглядываясь в исторические памятники русской культуры, чтобы по творениям ума, сердец и рук человеческих
понять судьбы тех, кто нес в жизнь радость, мир, красоту. Здесь, на горе Маковце...
11. История Загорска. История Сергиева-Посада
Страницы истории 1 2 Поляки предложили осажденным сдаться, но защитники крепости ответили им, что «яко и десяти лет христианское
отроча в Троицком Сергиеве монастыре посмеется вашему безумству
и совету», что нет пользы человеку «возлюбить тьму больше света и переложить ложь на истину, и честь на бесчестие, и свободу
на горькую работу». Каличья башня. Разрез. Чертеж И. Яковлева. XVIIIв. Тогда враги решили взять крепость штурмом. Первый
большой приступ был предпринят Сапегой 13 октября 1608 года. В течение всей осени продолжались частые атаки, но крепость
оставалась неприступной. Не помог полякам и ...
14. Уточья башня
И русские мастера очень талантливо и умело интерпретировали мотивы указанных им иноземных образцов, но не в дереве, а в кирпиче
и камне, и при этом так изобретательно использовали богатую палитру декоративных возможностей этих материалов, что создали
свое, вполне оригинальное и значительно более совершенное произведение архитектуры, достойно украсившее весь ансамбль древних
зданий Троице-Сергиева монастыря.
...
16. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (4)
Подтверждением этому служит наиболее яркая страница истории Троице-Сергиевой
Обители XV века, когда отмечается расцвет книжности и искусства. С увеличением числа списков с творений Преподобных Аввы
Дорофея, Иоанна Лествичника и Исаака Сирина наблюдается рост духовно-нравственной жизни Обители, а также тех, кто приходил
в нее за духовным советом, особенно из среды именитых вкладчиков и посадских умельцев. В их руках рождались тонкие и изящные
произведения, соответствовавшие высокому вдохновению древних подвижников. О чем же говорят ...
19. Музей-заповедник: Фарфор и стекло
Марандин. Блюдо с видом Троице-Сергиевой лавры. Конец XIX
века В отличие от императорского, завод Гарднера ориентировался в основном на выпуск массовых изделий на продажу, поэтому
они были проще, лишены, за редким исключением, даже скромной позолоты. Этот завод выработал устойчивые образцы, по которым
впоследствии выпускали свою продукцию и другие заводы. Однако, несмотря на массовость, качество изделий было настолько высоко,
что завод получил в 1777 году царские заказы на изготовление специальны...
23. Пятницкая и Введенская церкви (1547 г.)
Находясь в непосредственной близости от монастыря, Пятницкая и Введенская церкви и расположенный против них, по другую сторону
Московского шоссе, древний Пятницкий колодец связывают монастырский ансамбль с окружающей местностью. Троице-Сергиева лавра. Вид с юго-востока Проект реставрации В. И. Балдина Троицкий
монастырь был тем центром, вокруг которого развивались села и слободы, положившие начало современному городу Загорску. Но,
в отличие от ряда других русских поселений, где жилая застройка посада нередко подходила непосредственно к кремлю или крепости,
у стен Троицкого монастыря всегда сохранялась обширная свободная от застройки зона; она отвечала требованиям о...
24. Троице-Сергиева Лавра. Собор Радонежских святых
память 14 июля Преподобные Григорий и Кассиан Авнежские † 1392, память 15 июня Преподобный Феодор Ростовский † 1409, память
22 октября Преподобный Павел Ростовский †после 1409, память 22 октября Преподобный Кирилл Белоезерский † 1427, память 9 июня
Преподобный Ферапонт Белоезерский † 1426, память 27 мая и 27 декабря (обретение мощей, 1514) Преподобный Мартиниан Белозерский,
игумен Троице-Сергиевой Обители (1447—1455) † 1483, память
12 января Святитель Вассиан I (Рыло), архиепископ Ростовский; игумен Троице-Сергиевой Обители (1455—1466) † 1481, память
23 марта Святитель Серапион, архиепископ Новгородский; игумен Троице-Сергиевой Обители (1495—1505) † 15...
25. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (8)
(2) В посылаемые из Святейшаго Синода во оной, по-прежнему титлу, Троицкой Сергиев монастырь о всяких делах указ, оной монастырь
от ныне, в силу онаго ея императорскаго величества указа, имяновать и писать Троицкою Сер-гиевою Лаврою, а дабы и в подчиненных
Святейшему Синоду местах, когда кому о чем-либо случится со оною Лаврою иметь сношение, от ныне потому ж поступаемо, о том
синодалным членом в епархии к архиереом и в протчие подчиненныя святейшему Синоду места, куда надлежит послать указы и посланы,
а о том же для ведома и правительствующему Сенату сообщено ведение и синодалному члену Троицкия Сергиевы Лавры архимандриту Арсению о том ведать и чинить по сему ея императорскаго величества указу»
(ГБЛ, ф. 303/1, № 1003, л. 1 — 1 об.). Выдающимся строителем Троице-Сергиевой Лавры был святой Иоасаф Горленко, когда стал
ее наместником (1745—1748). Он восстановил Лавру после большого пожара, случившегося 17 мая 1746 года. В Л...
30. Обелиск (1792 г.)
Сложенный из дикого камня (песчаника), традиционный по форме, четырехгранный обелиск стал как бы тем последним штрихом или
точкой, которую поставил символический Зодчий, завершая свой многовековой труд по формированию архитектурного ансамбля Троице-Сергиева монастыря. Обелиск. 1792 На обелиске укреплены солнечные часы
и четыре овальные доски с текстами, рассказывающими о событиях, связанных с историей монастыря. Обелиск поставлен в 1792
году «тщением и иждивением» митрополита Платона, который на протяжении сорока шести лет (1767—1812) был также архимандритом
монастыря. (После него стало традици...
33. Посадские церкви
Балдина Успенская церковь была самой богатой и самой большой в Сергиевском
Посаде. И даже теперь, лишенная высокой колокольни, она хорошо заметна в общей панораме города. До тех пор, пока Московская
дорога не была отведена от села Клементьева, эта церковь была первой, которую посещали паломники из Москвы перед тем, как
они направлялись в монастырь; на площади вокруг церкви постоянно шумели базары, на которые съезжались купцы из многих городов
и даже других стран. И не случайно местные жители до сих пор продолжают находить на своих огородах...
34. Троице-Сергиева Лавра. Церковноархеологический кабинет. (1)
Большой любовью на Руси пользовались металлические литые иконы, а также резьба по дереву, одним из центров которой была с
XV века Троице-Сергиевская обитель. Для православной пластики
характерно одухотворенное чувство формы, строгая ритмичность композиций, виртуозное мастерство Почетное место в собрании
ЦАК занимает также коллекция старопечатных книг и рукописей XVI—XVIII веков. В экспозиции представлены основные работы русского
первопечатника диакона Иоанна Федорова: Московский Апостол 1564 года с раскрашенным от руки гравированным фронтисписом, изображающим
святого апостола и евангелиста Луку, Львовск...
36. Музей-заповедник: Андрей Рублев
Англичанин Вильям Парри видел и описал торжественную процессию с участием самого царя, царицы и царевича, а также патриарха,
епископов и многих именитых бояр, которая сопровождала оклад на икону от Москвы до Сергиева монастыря. Сам оклад везли в «большом ящике под охраной пожилого сановника, у которого
под начальством было до 500 человек». В конце процессии 3500 человек канатами тащили колокол весом 1850 пудов (29,6...
39. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (1)
Первую попытку сравнительного анализа основных русских монастырских уставов, включая Устав и «Обиходники» Троице-Сергиевой Лавры, с Иерусалимским Уставом XV—XVI вв. сделал известный литур-гист
Русской Церкви профессор Киевской, затем Петербургской Духовной Академии Алексей Афанасьевич Дмитриевский [13, с. 145—240].
ВЕЧЕРНЯ. Порядок Богослужений в монастыре слагается из молитвенного чтения и пения в определенное время суток. Церковный
день в Лавре начинается с вечера. Около 17 часов зимой, летом около 18 часов благовест к Богослужению собирает всех в храм.
Здесь совершается тот же чин Богослуж...
43. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (3)
Литургическая жизнь 1 2 3 4 5 6 7 8 После Шестопсалмия в Троице-Сергиевой
Лавре, как и во всех храмах Православной Церкви, совершается «Великая», или «Мирная», ектения (с греч. εχτενεια—
прилежное моление). Ею все приступающие к Богослужению и иноки, и миряне призываются к стяжанию мирного духа, без чего нельзя
приступать ни к Вечерней молитве, ни к Утрени, ни тем более к Божественной литургии, ради которой совершается весь суточный
круг Богослужения. Молитва ...
47. Историко-художественный музей-заповедник
Основу ее, как и коллекции прикладного искусства Древней Руси, составляет собрание Троице-Сергиева монастыря, и, подобно коллекции прикладного искусства, почти теми же путями шло ее формирование.
Часть икон попала в монастырь в качестве вкладов. Среди них древние семейные реликвии княжеских и боярских родов, привезенные
на гробах умерших, подаренные с целью сохранения наиболее ценных памятников для потомков либо в память о каком-то важном
событии в жизни членов той или иной семьи. Выда...
51. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (5)
Служебник Преподобного Никона Чудотворца. Из Ризницы Троице-Сергиевой
Лавры. ГБЛ, ф. 304/Ш, № 8 (М. 8670). На с. 51 приведены лл. 1 об.—2. Сколько любви, чувства прекрасного видится в тех носителях
православного духа, которые умели сочетать в своих книгах пурпур с небесной лазурью, чернила растворять с золотом, выражая
тем определенное отношение к слову, которое они проносили через свой подвиг, и у них оно не расходилось с делом. Троицкое
искусство, соединившее в себе искусство книги, ...
54. Музей-заповедник: Живопись XVII века
«В казенных же верхних палатах тысяча сто шестьдесят три образа Сергиева
видения, писаны на золоте и на красках»,— свидетельствует опись 1641 года. В своих творческих исканиях троицкие иконописцы
следовали столичным московским мастерам. Их произведениям, как и всей русской живописи XVII века, свойственна необычайная
декоративность. Но то обстоятельство, что им приходилось писать часто одни и те же изображения, и главным образом Сергия
и Никона Радонежских, Троицы, явления Богоматери Серг...
55. Монастырь-крепость и посад в XVI веке
В те годы вдоль всей дороги от Москвы до Троице-Сергиева
монастыря уже стояли царские путевые дворцы — в селах Копылово (Алексеевское), Тайнинское, Братовщина, Пушкино, Воздвиженское,
а в Мытищах и Талицах раскидывались временные «путевые станы в шатрах». Эти путевые дворцы сохранялись и использовались царской
фамилией до конца XVIII века. Братские кельи и царские хоромы в монастыре строились попрежнему из дерева, но большинство
других зданий — из камня и ...