Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

роспись

 

1. Троицкий собор (1422—1423)

Торжественная архитектура Троицкого собора, строгость и монументальность форм хорошо соответствовала его назначению в качестве усыпальницы одного из популярных поборников единения земли Русской. Въезд в Иерусалим. Роспись западного коробового свода Троицкого собора. 1635 Фрагмент росписи откоса дверногс проема в дьяконник Троицкого собора. XV в. Реконструкция К. И. Балдина Троицкий собор был расписан фресками и украшен иконами вскоре после его сооружения. Летописи отмечают, что игумен Никон ««умолил» взять на себя этот труд лучших иконопи...

2. Предтеченский корпус (XVII в.)

На стенах под штукатуркой были обнаружены следы раскраски в виде панелей высотой 123 см из вертикальных полос шириной в 6—7 см, чередующихся цветов — белого, оранжевого, голубого, желтого, зеленого, коричневого; были найдены также фрагменты красных опушек вокруг окон и орнаментальная роспись на их откосах. Предтеченский корпус братских келий. 1640. Реконструкция первоначального вида. Чертеж В. И. Балдина Внутренняя структура Предтеченского корпуса четко выражена на его фасаде: горизонтальные тяги членят здание на этажи, а вертикальные лопатки соответству...

3. Музей-заповедник: Домовая резьба по дереву

Особенно широко в отделе представлены резьба и роспись по дереву, которыми украшались фасады крестьянских изб, интерьеры, посуда и всевозможные бытовые вещи: рубели, вальки, прялки и т. д. Наличник окна светелки. Среднее Поволжье. XIX в. Резьба по дереву издавна была распространенным видом народного творчества, это объяснялось наличием огромных лесных богатств на Руси. На протяжении м...

4. Смоленская церковь (1745—1753 гг.)

Первоначально стены внутри церкви были окрашены голубым цветом, который хорошо сочетался с позолотой резного иконостаса (в настоящее время стены покрывает малоинтересная сюжетная роспись XIX в.). Иконостас не сохранился, и в 1956 году здесь был установлен другой, близкий по времени и стилю первоначальному, из разобранной церкви Параскевы Пятницы на Пятницкой улице в Москве. Окраска фасадов Смоленской церкви повторяла бирюзовый тон колокольни, но с конца XVIII века была заменена красным колером. (Первоначальный цвет фасадов был восстановлен в 1964 г....

5. Музей-заповедник: Обработка металла

В музее представлены основные виды декоративно-прикладного искусства: резьба по дереву, кости и камню, роспись по дереву, папье-маше и металлу, художественная обработка металла и ювелирное искусство, кружевоплетение, вышивка, ковроткачество и декоративные ткани, изделия из стекла, фарфора, фаянса, керамики. Художественная обработка металла является одним из древних и распространенных видов русского ремесла. Сложившимися художественными традициями выделяются произведения потомственных красносельских ювелиров Костромской области. Изделия изготовляются из серебр...

6. Художественно-педагогический музей игрушки

Им присущ особый художественный язык, Филимоновские глиняные игрушки-фигурки имеют вытянутые пропорции и «внутренне напряжены», расписаны ритмично повторяющимися полосами зеленого, желтого или красного цвета. Роспись зрительно усиливает необычность их формы, Особенно выразительны коровы, козлы, медведи, бараны— они воспринимаются как экзотические существа, имеющие свой особый характер. Традиции филимоновской игрушки успешно продолжают современные мастерицы. Помимо названных промыслов в музее представлены игрушки других районов России — Каргополя (Архангельская обл.), Скопина и Выркова (Ряз...

7. Музей-заповедник: Золотое и серебряное дело

Декоративность их изделий основывается на сочетании ослепительно белого фона с яркой цветочной росписью в желтых, красных, синих, розовых и лиловых тонах. Основным центром золотого и серебряного дела, откуда выходили лучшие произведения, являлись мастерские Оружейной палаты Московского Кремля. Златокузнецы и серебряники, работа...

8. Музей-заповедник: Живопись

Об этом свидетельствует плафон второго зала, покрытый лепниной и яркой росписью. А. П. Антропов. Портрет Петра III. 1762 год В коллекции представлены предметы церковного культа и убранства жилых покоев духовенства, предметы светского быта XVIII—XIX веков, некогда украшавшие дворцовые интерьеры, и изделия, широко бытовавшие среди зажиточных слоев русского общества. В отделе экспонируется много замечательных изделий русских серебряников, мастеров фарфора и стекла, уникальные коллекции жемчужного шитья и двор...

9. Успенский собор (1559—1585 гг.)

Внутренний вид Успенского собора Особую праздничность интерьеру придает роспись стен, выдержанная в ярких синевато-фиолетовых тонах. Пять горизонтальных поясов фресок, расположенных на трех стенах, посвящены евангельским сюжетам, сценам из акафиста Богоматери и Вселенским соборам; нижний пояс расписан традиционными полотенцами, а вся западная сте...

10. Музей-заповедник: Изделия из металла

Смелым сочетанием контрастных цветов народный мастер достиг горения красок, роспись напоминает узор, составленный из самоцветных каменьев. Кувшин-рукомой. XVIII в. Не менее интересны и медные спицы-зеркальца, которыми крепился лен на гребни прялок. Спицы декорированы головками коней, иногда над конскими головами помещалось изображение двух утиц, напоминающих ладью. Такое сочетание элементов декора говорит о древнейших традициях этих произведений. Из меди и олова делали также посуду: всевозможные братины с чеканн...

11. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (3)

Купол, восстановленный в 1979 году, свод и стены внутри покрыты росписью современной работы. Резной, выполненный из дерева иконостас состоит из деисусного, праздничного и местного рядов. Иконы XVI—XVII столетий с возвышенным строем образов, одухотноренной символикой красок способствуют созданию атмосферы молитвенности и благоговейной сосредоточенности. К наиболее древним относятся: храмовый образ Покрова Пресвятой Богородицы (XVI в.), а также икона преподобного Харитона Исповедника с житийны...

12. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (3)

1853—Устроена церковь святых великомучениц Варвары и Анастасии в здании странноприимной больницы. 1854—Обновлена роспись Троицкого собора. —5 июня митрополит Филарет освятил возобновленную церковь в честь иконы Божией Матери Одигитрии. 1866—Церковь Сошествия Святого Духа возобновлена после восстановления обветшавших стенописи и иконостаса. ...

13. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (5)

347 (952), лл. 7 об.— 8, 62. Роспись собора Живоначальной Троицы Преподобными Андреем Рублевым и Даниилом Черным под руководством игумена Преподобного Никона Радонежского. Миниатюра из Лицевого Жития Преподобного Сергия. XVI в. ГБЛ, ф. 304/III, № 21 (М. 8663), л. 230. Красочный портал собора Живоначальной Троицы и каменное узорочье у его главы свидетельствуют о плодах рук преемников Преподобного Сергия Радонежского, которые произросли ...

14. Музей-заповедник: Вышивка

К наиболее распространенным относятся косая стежка, счетная гладь и роспись. Помимо шерстяных и шелковых ниток в изделиях широко используются яркие цветные нашивки. В чувашских геометрических узорах преобладают красные цвета с черными по контуру, при нескольких других дополнительных. Особенно изысканны по цвету мелкие, ювелирно проработанные узоры. Большой известностью пользуются произведения Е. И. Ефремовой, заслуженного художника РСФСР из Чувашской АССР. Нарядные марийские вышивки создаются в Йошкар-Оле известной художницей Л...

15. Музей-заповедник: Русская набойка

Большую роль в украшении костюма в этом районе играла вышивка двусторонним швом («роспись») и цветным тамбуром. Интересен костюм с реки Пинеги, состоящий из рубахи и косоклинного холщового сарафана, синий цвет которого прекрасно контрастирует с цветной продольной полосой из тканых лент. Великоустюжские мастерицы из Вологодской области делали свои костюмы особенно декоративными. В отделе экспонируе...

16. Красная башня

Из-за постоянной сырости роспись здесь сохранялась плохо и ее часто переписывали, и даже с изменением сюжетов. Так, в 1857 году палехский иконописец Н.А.Сафонов заново написал здесь 33 фигуры святых, через тридцать лет их ...

17. Музей-заповедник: Фарфор и стекло

Изделия отличались монументальностью формы, строгой, почти геометрической росписью. Представленная в экспозиции фаянсовая миска— один из редких сохранившихся образцов того времени. После открытия Д. И. Виноградовым секрета отечественного производства фарфора в 1744 году в Петербурге был основан императорский фарфоровый завод, а вскоре — еще несколько частных предприятий, среди которых в XVIII—XIX веках особенно славились изделия заводов Гарднера и Попова. В музее хранятся фарфоровая посуда, статуэтк...

18. Историко-художественный музей-заповедник

Здание украшают многоцветные поливные изразцы, покрывающие наличники окон и гармонирующие с их яркой звучной росписью. Покои дворца, располагающиеся двумя анфиладами, перекрыты сводами и декорированы лепниной, выполненной в 40-е годы XVIII века. Наиболее интересно лепное украшение потолка двух западных угловых палат второго этажа (бывших столовой и спальни императрицы Елизаветы Петровны). В первой из них на своде изображена фигура Виктории, как бы несущая в левой руке два медальона с погрудными портретами Петра и Екатерины. Богиня победы окружена ...

19. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (2)

— Табели высокоторжественных викториальных дней, царских панихид.— Роспись кормовых панихид.— Роспись церквей и часовен в Троицкой Лавре.— Времена богослужений в Лавре.- Хронология замечательных событий в Лавре.— История окрестностей Троице-Сергиевой Лавры.— Число братии в Лавре.— Число домов и зданий в Посаде. 114. Патриаршие награды.— Журнал Московской Патриархии, 1981, № 1, с. 5. О награждении Троице-Сергиевой Лавры орденом Преподобного Серги...

20. Надвратная церковь (1693-1699 гг.)

(При небольших размерах в плане, 6,5X7,8 м, высота церкви от пола до скуфьи свода барабана составляет более 22 м.) Первоначальная роспись стен не сохранилась — существующие иконостас и стенопись относятся к 1872 году (поновлены в 1978 г.). Надвратная церковь Иоанна Предтечи со Святыми воротами. 1693—1699. Вид с запада В настоящее время облик надвратной церкви Иоанна Предтечи существенно отличается от первоначального. В пожар 1746 года храм «со всей утварью и украшением» погорел; над ним были вновь сделаны пять барабанов с куполами другой формы («в наилучшей пропорции»); фасады расписаны «разными красками», ...

21. Музей-заповедник: Роспись и резьба по дереву

Состоит она из различных мелких бытовых предметов, а также крупных декоративных произведений. Хохломская роспись свидетельствует о высоком искусстве свободной кистевой манеры письма. Производится она масляными красками по серебряному грунту и покрывается маслом и лаком. После специальной прокалки в печах лак на свободной от краски поверхности сверкает, как золото. К числу известных традиционных приемов росписи относится «травка». Ее изящные узоры в виде черных или красных сплетений из тонких гибких стеблей, с мелкими частыми завитками простых травинок вьются темным конт...

22. Троицкий собор (1422—1423)

Но один фрагмент раскрытой живописи можно уверенно назвать первоначальным — это роспись дверного откоса в дьяконнике (южная апсида алтаря. Случилось так, что при установке серебряной раки над гробом Сергия Радонежского, изготовленной по повелению Ивана Грозного, необходимо было несколько сместить дверь в алтаре: один откос проема растесали, а другой приложили камнем. Благодаря этой прикладке дверной откос сохранил подлинную живопись XV века: по светлому золотистому фону свободно раскинут многоцветный переплетающийс...

23. Музей-заповедник: Лаковая роспись

Помимо ярких локальных цветов используется сложное письмо по перламутру, при котором усиливается игра и звучность красок, а также монохромная роспись по светлому фону, роспись, подражающая разводам черепаховых пластин, одноцветная роспись золотом и алюминием по черному фону. В мелких изделиях применяется изящная, требующая большого мастерства роспись под «шотландку» с узором из тоненьких косых полос, имитирующих клетчатые ткани. Иногда эти изделия украшаются миниатюрным металлическим узором, называемым скань...

24. Музей-заповедник: Стекло и фарфор

До сих пор по ее образцам выпускаются кружки и кувшины с крупными цветами, исполненные характерной для Гжели под-глазурной кобальтовой росписью. В последние годы все чаще производятся росписи золотом по темному кобальту. Много интересных работ создано талантливыми художниками Л. П. Азаровой, заслуженным художником РСФСР, Н. Б. Квитницкой, 3. В. Окуловой и Т. С. Дунашевой. В их темно-синих росписях с своеобразными промежуточными тонами преобладают изобразите...

25. Историко-художественный музей-заповедник

Так, утрачена первоначальная роспись интерьера собора и даже новая, заменившая ее в 1635 году фресковая живопись не сохранилась полностью. Вполне возможно, что схема этой позднейшей росписи почти целиком повторяет рублевскую, как мы ее представляем...

26. Музей-заповедник: Гончарное производство

Интересны пивные кувшины с высоким узким горлышком и небольшим носиком, покрытые поливой и белой подглазурной росписью из кругов и ломаных линий. Поражают своими размерами и красотой огромные вологодские корчаги — широкие, объемистые и тяжеловесные, оживленные светло-зеленой поливой. По тулову корчаг разбросаны большие звезды, исполненные подглазурной росп...

27. Музей-заповедник: Прялки и донца

Особенно значительна по разнообразию и богатству художественных мотивов роспись, распространенная на обширной территории Северной Двины. Особое место среди северодвинских росписей занимает Пермогорье. Мастер сначала на лопасть прялки наносил кистью четкий контур рисунка чер...

28. Надкладезная часовня (конец XVII в.)

После вычурного убранства фасадов зодчие как бы давали возможность отдохнуть глазу внутри часовни, (Окраска и роспись в интерьере появились только в XIX в.). Памятник дошел до наших дней без существенных изменений — были утрачены лишь белокаменные шары над углами нижнего яруса (восстановлены в 1981 г.) да сняты четыре фронтона с криволинейной кровли второго восьмерика. Часовня примыкала к паперти Успенского собора, но после разборки последней стала самостоятельным центрическим объемом, что значительно усилило ее выра...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................