2. Предтеченский корпус (XVII в.)
На стенах под штукатуркой были обнаружены следы раскраски в виде панелей высотой 123 см из вертикальных полос шириной в 6—7
см, чередующихся цветов — белого, оранжевого, голубого, желтого, зеленого, коричневого; были найдены также фрагменты красных
опушек вокруг окон и орнаментальная роспись на их откосах.
Предтеченский корпус братских келий. 1640. Реконструкция первоначального вида. Чертеж В. И. Балдина Внутренняя структура
Предтеченского корпуса четко выражена на его фасаде: горизонтальные тяги членят здание на этажи, а вертикальные лопатки соответству...
3. Музей-заповедник: Домовая резьба по дереву
Особенно широко в отделе представлены резьба и роспись по
дереву, которыми украшались фасады крестьянских изб, интерьеры, посуда и всевозможные бытовые вещи: рубели, вальки, прялки
и т. д. Наличник окна светелки. Среднее Поволжье. XIX в. Резьба по дереву издавна была распространенным видом народного творчества,
это объяснялось наличием огромных лесных богатств на Руси. На протяжении м...
4. Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Первоначально стены внутри церкви были окрашены голубым цветом, который хорошо сочетался с позолотой резного иконостаса (в
настоящее время стены покрывает малоинтересная сюжетная роспись
XIX в.). Иконостас не сохранился, и в 1956 году здесь был установлен другой, близкий по времени и стилю первоначальному,
из разобранной церкви Параскевы Пятницы на Пятницкой улице в Москве. Окраска фасадов Смоленской церкви повторяла бирюзовый
тон колокольни, но с конца XVIII века была заменена красным колером. (Первоначальный цвет фасадов был восстановлен в 1964
г....
5. Музей-заповедник: Обработка металла
В музее представлены основные виды декоративно-прикладного искусства: резьба по дереву, кости и камню, роспись по дереву, папье-маше и металлу, художественная обработка металла и ювелирное искусство,
кружевоплетение, вышивка, ковроткачество и декоративные ткани, изделия из стекла, фарфора, фаянса, керамики. Художественная
обработка металла является одним из древних и распространенных видов русского ремесла. Сложившимися художественными традициями
выделяются произведения потомственных красносельских ювелиров Костромской области. Изделия изготовляются из серебр...
6. Художественно-педагогический музей игрушки
Им присущ особый художественный язык, Филимоновские глиняные игрушки-фигурки имеют вытянутые пропорции и «внутренне напряжены»,
расписаны ритмично повторяющимися полосами зеленого, желтого или красного цвета. Роспись
зрительно усиливает необычность их формы, Особенно выразительны коровы, козлы, медведи, бараны— они воспринимаются как экзотические
существа, имеющие свой особый характер. Традиции филимоновской игрушки успешно продолжают современные мастерицы. Помимо названных
промыслов в музее представлены игрушки других районов России — Каргополя (Архангельская обл.), Скопина и Выркова (Ряз...
7. Музей-заповедник: Золотое и серебряное дело
Декоративность их изделий основывается на сочетании ослепительно белого фона с яркой цветочной росписью в желтых, красных, синих, розовых и лиловых тонах. Основным центром золотого и серебряного
дела, откуда выходили лучшие произведения, являлись мастерские Оружейной палаты Московского Кремля. Златокузнецы и серебряники,
работа...
8. Музей-заповедник: Живопись
Об этом свидетельствует плафон второго зала, покрытый лепниной и яркой росписью.
А. П. Антропов. Портрет Петра III. 1762 год В коллекции представлены предметы церковного культа и убранства жилых покоев
духовенства, предметы светского быта XVIII—XIX веков, некогда украшавшие дворцовые интерьеры, и изделия, широко бытовавшие
среди зажиточных слоев русского общества. В отделе экспонируется много замечательных изделий русских серебряников, мастеров
фарфора и стекла, уникальные коллекции жемчужного шитья и двор...
9. Успенский собор (1559—1585 гг.)
Внутренний вид Успенского собора Особую праздничность интерьеру придает роспись
стен, выдержанная в ярких синевато-фиолетовых тонах. Пять горизонтальных поясов фресок, расположенных на трех стенах, посвящены
евангельским сюжетам, сценам из акафиста Богоматери и Вселенским соборам; нижний пояс расписан традиционными полотенцами,
а вся западная сте...
10. Музей-заповедник: Изделия из металла
Смелым сочетанием контрастных цветов народный мастер достиг горения красок, роспись
напоминает узор, составленный из самоцветных каменьев. Кувшин-рукомой. XVIII в. Не менее интересны и медные спицы-зеркальца,
которыми крепился лен на гребни прялок. Спицы декорированы головками коней, иногда над конскими головами помещалось изображение
двух утиц, напоминающих ладью. Такое сочетание элементов декора говорит о древнейших традициях этих произведений. Из меди
и олова делали также посуду: всевозможные братины с чеканн...
11. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (3)
Купол, восстановленный в 1979 году, свод и стены внутри покрыты росписью
современной работы. Резной, выполненный из дерева иконостас состоит из деисусного, праздничного и местного рядов. Иконы XVI—XVII
столетий с возвышенным строем образов, одухотноренной символикой красок способствуют созданию атмосферы молитвенности и благоговейной
сосредоточенности. К наиболее древним относятся: храмовый образ Покрова Пресвятой Богородицы (XVI в.), а также икона преподобного
Харитона Исповедника с житийны...
13. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (5)
347 (952), лл. 7 об.— 8, 62. Роспись собора Живоначальной
Троицы Преподобными Андреем Рублевым и Даниилом Черным под руководством игумена Преподобного Никона Радонежского. Миниатюра
из Лицевого Жития Преподобного Сергия. XVI в. ГБЛ, ф. 304/III, № 21 (М. 8663), л. 230. Красочный портал собора Живоначальной
Троицы и каменное узорочье у его главы свидетельствуют о плодах рук преемников Преподобного Сергия Радонежского, которые
произросли ...
17. Музей-заповедник: Фарфор и стекло
Изделия отличались монументальностью формы, строгой, почти геометрической росписью.
Представленная в экспозиции фаянсовая миска— один из редких сохранившихся образцов того времени. После открытия Д. И. Виноградовым
секрета отечественного производства фарфора в 1744 году в Петербурге был основан императорский фарфоровый завод, а вскоре
— еще несколько частных предприятий, среди которых в XVIII—XIX веках особенно славились изделия заводов Гарднера и Попова.
В музее хранятся фарфоровая посуда, статуэтк...
18. Историко-художественный музей-заповедник
Здание украшают многоцветные поливные изразцы, покрывающие наличники окон и гармонирующие с их яркой звучной росписью. Покои дворца, располагающиеся двумя анфиладами, перекрыты сводами
и декорированы лепниной, выполненной в 40-е годы XVIII века. Наиболее интересно лепное украшение потолка двух западных угловых
палат второго этажа (бывших столовой и спальни императрицы Елизаветы Петровны). В первой из них на своде изображена фигура
Виктории, как бы несущая в левой руке два медальона с погрудными портретами Петра и Екатерины. Богиня победы окружена ...
20. Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
(При небольших размерах в плане, 6,5X7,8 м, высота церкви от пола до скуфьи свода барабана составляет более 22 м.) Первоначальная
роспись стен не сохранилась — существующие иконостас и стенопись
относятся к 1872 году (поновлены в 1978 г.). Надвратная церковь Иоанна Предтечи со Святыми воротами. 1693—1699. Вид с запада
В настоящее время облик надвратной церкви Иоанна Предтечи существенно отличается от первоначального. В пожар 1746 года храм
«со всей утварью и украшением» погорел; над ним были вновь сделаны пять барабанов с куполами другой формы («в наилучшей пропорции»);
фасады расписаны «разными красками», ...
23. Музей-заповедник: Лаковая роспись
Помимо ярких локальных цветов используется сложное письмо по перламутру, при котором усиливается игра и звучность красок,
а также монохромная роспись по светлому фону, роспись, подражающая разводам черепаховых пластин, одноцветная роспись золотом и алюминием по черному фону. В мелких изделиях применяется
изящная, требующая большого мастерства роспись под «шотландку» с узором из тоненьких косых полос, имитирующих клетчатые ткани.
Иногда эти изделия украшаются миниатюрным металлическим узором, называемым скань...