Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

рисунок

 

1. Музей-заповедник: Обработка металла

В уникальных изделиях Гаджибахмуда Магомедова, заслуженного художника РСФСР, и Расула Алиханова, заслуженного деятеля искусств РСФСР, этот изысканный рисунок сочетается с тонкой гравировкой, чеканкой и позолотой. В годы Советской власти широкое развитие получило искусство художественного литья из чугуна мастеров Каслинского и Кусинского заводов Челябинской области. Большого эмоционального воздействия достигает в своей динамической композиции «За власть Советов» В. Л. Симонов, заслуженный деятель искусств РСФСР. Это...

2. Успенский собор (1559—1585 гг.)

Это определило более простой рисунок его деталей и массивность конструкций. Так, если толщина стен московского собора составляет 1,5 м, а диаметр круглых столбов 1 м, то стены монастырского храма имеют толщину 2,25 м, а сечение прямоуголь...

3. Колокольня (1741-1769 гг.)

Архитектору пришлось заменить портреты белокаменными картушами с алебастровыми рельефными коронами вверху, включив в их рисунок монограммы царских инициалов. Прекрасно вкомпонованные в тимпаны фронтонов и несколько варьированные по рисунку, искусно резанные картуши органически включились в общий белокаменный убор колокольни. Предложение Ухтомского поставить на парапете гульбища скульптуры имело целью, очевидно, организовать более органичный переход от широкого основания колокольни к ее стройному верху, а та...

4. Музей-заповедник: Вышивка

Крупный белый геометрический рисунок с многоцветными синими, желтыми, зелеными вкраплениями четко вырисовывается на красном ажурном фоне. Обычно сетка фона, плотно перевиваемая темными или ярко-красными нитками, используется как один из составных элементов орнамента. Помимо ромбических и растительных узоров встречаются различные сюжетные изображения. Многоцветная, довольно плотная, с незначительными ажурными просвета...

5. Пятницкая и Введенская церкви (1547 г.)

Точно повторены, например, тонкие профилированные лопатки Духовской церкви, сложный рисунок ее цоколя, а также оригинальные украшения алтарных апсид и своеобразные «пики» на западном портале. Вместе с тем, поставленный на подклет и лишенный звонницы в основании главы, Введенский храм принципиально отличается от монастырской церкви, как бы сочетая в себе архитектурные традиции XV и XVI столетий. Расположенная рядом Пятницкая церковь проста и вместе с тем очень на...

6. Монастырь и посад в XVIII веке

Таким образом, система окраски зданий продолжала традиционный принцип концентрации цвета в узловых участках композиции и ослабление его к периферии, к беленым ограде и башням. «Рисунок как городскую стену с наружи раскрашивать». 1780 Однако спустя десять лет после завершения строительства колокольни эта логика цветового решения всех сооружений монастырского ансамбля грубо нарушается: по специальному указанию митрополита ...

7. Троицкий собор (1422—1423)

В 1826 году колонны паперти заменили пилястрами, сделав для них новые «тумбы» и капители; был изменен также рисунок карниза и фронтонов. Позднее был пробит новый вход в церковь с запада и заложены все три открытых прежде проема «фонарной паперти» (1840). Иконостас Никоновского придела и рака над гробом Никона не сохранились (сделаны вновь в 1950-х гг. под руководством профессора Ф. Н. Мишу...

8. Музей-заповедник: Кружевные изделия

На мелкой сквозной сетке фона обрисовывается легкий геометрический рисунок с цветочными розетками. Эти ритмически повторяющиеся узоры заполнены тонкой штопкой и обведены белыми нитками. ...

9. Музей-заповедник: Живопись второй половины XIV века

О нерусском происхождении иконы говорят и темное письмо ликов, и изысканный колорит лиловато-коричневых, темно-синих, золотисто-оранжевых тонов, и превосходный рисунок, подчеркивающие необыкновенную утонченность и аристократичность образов. Богоматерь Владимирская. Икона московской школы. Конец XIV — начало XV века. Вклад М. В. Образцова Неповторима и своеобразна живопись древнего П...

10. Духовская церковь (1476-1477 гг.)

Однако мастера отказались при этом от традиционного щипцового покрытия над пролетами звона, заменив его ки-левидными кокошниками, повторяющими «московский» рисунок закомар четверика. Кроме того, в отличие от большинства подобного рода сооружений Пскова, звонница Духовской церкви не представляет отдельный объем, а образует с ней единое целое. Декоративное убранство церкви повторяет систему Троицкого собора, но в другом материале. Узорчатые пояса из терракотовых балясин, окаймленных сверху и снизу лентами изразцов, как бы стягивают стены храма ...

11. Музей-заповедник: Орнаментальное шитье

Композиция ее строга и проста, рисунок легко читается, несмотря на большое разнообразие и необыкновенную роскошь материалов: здесь прекрасно сочетаются золотые дробницы с чернью и гравировкой, поразительной красоты и величины драгоценные камни, крупный кафимский жемчуг. Троица. Сударь. 1598-1604 годы. Вклад Борис...

12. Музей-заповедник: Живопись XV века

Безукоризненно правильный рисунок подчеркивает красоту лика и грациозность фигуры Марии. Необычайно свежая цветовая гамма, оживленная деликатным применением яркой киновари и звонкого голубца, как нельзя лучше отвечает внутренней гармонии и совершенству произведения. Икона-складень. 1456 г. Работа мастера Амвросия Совсем иная трактовка образа отличает икону ...

13. Музей-заповедник: Русская набойка

Воском с глиной на белую ткань набивали рисунок, затем ткань опускали в куб. После окраски воск и глину, защищавшие узор от краски, смывали. Получалась синяя ткань с белым рисунком. Русская набойка XIX века широко представлена искусством Севера России. В районах реки Пинег...

14. Пивная башня

Пивная башня. Проект реставрации. Рисунок В. И. Балдина В Пивной башне размещались пивная и квасная палаты; в глубоких каменных погребах или ледниках, примыкающих к ней со стороны монастыря, хранились различные припасы, а перед башней, на берегу реки, располагался бочарный дв...

15. Музей-заповедник: Лицевое шитье

Их роднит не только аналогичность тематики изображений, но и большая роль иконописца в создании шитого произведения, который выполнял рисунок и намечал колорит. Поэтому то,чтобыло характерно для основных периодов развития древнерусской живописи, находило отражение и в шитье. Однако иные материал и техника накладывали отпечаток своеобразия на произведения шитья. Выполнявшиеся стежками разноцветных шелковых, золотых и серебряных нитей на тканях с заранее опреде...

16. Музей-заповедник: Роспись и резьба по дереву

Они очень твердые, имеют совершенно необычный природный рисунок из круговых разводов с темными мелкими вкраплениями. Расположенные то редко, то в виде густых причудливых гнезд, они составляют основное украшение простых, удачных по пропорциям изделий, зеркально отполированных, с глубоким золотист...

17. Музей-заповедник: Домовая резьба по дереву

Для Малышева характерен ясный, четкий рисунок орнамента, довольно высокий рельеф резьбы. Мастер поставил на лобовой доске фронтона свои инициалы МММ, придающие красивое декоративное завершение композиции. Пряничная доска. Кировская область. XIX в. Резьба, которой в Поволжье украшали фасады домов, часто называлась «корабельной», иногда «глухой» (так ее называли в отличие от пропильной, ажурной) или «долбленой» (название, связанное с техникой исполнения). Для глухой резьб...

18. Троицкий собор (1422—1423)

Интересно отметить, что в западном членении северного фасада нижняя лента орнамента имеет иной рисунок; отсюда, очевидно, начинали мастера насечку, выбирая характер узора. Особым своеобразием отличалось первоначальное завершение памятника. Массивный башнеобразный барабан с десятью огромными окнами и главой установлен на высоком прямоугольном постаменте; с четырех сторон к постаменту примыкали объемы ступенчатых арок, офо...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................