1. Музей-заповедник: Обработка металла
В уникальных изделиях Гаджибахмуда Магомедова, заслуженного художника РСФСР, и Расула Алиханова, заслуженного деятеля искусств
РСФСР, этот изысканный рисунок сочетается с тонкой гравировкой,
чеканкой и позолотой. В годы Советской власти широкое развитие получило искусство художественного литья из чугуна мастеров
Каслинского и Кусинского заводов Челябинской области. Большого эмоционального воздействия достигает в своей динамической
композиции «За власть Советов» В. Л. Симонов, заслуженный деятель искусств РСФСР. Это...
2. Успенский собор (1559—1585 гг.)
Это определило более простой рисунок его деталей и массивность
конструкций. Так, если толщина стен московского собора составляет 1,5 м, а диаметр круглых столбов 1 м, то стены монастырского
храма имеют толщину 2,25 м, а сечение прямоуголь...
3. Колокольня (1741-1769 гг.)
Архитектору пришлось заменить портреты белокаменными картушами с алебастровыми рельефными коронами вверху, включив в их рисунок монограммы царских инициалов. Прекрасно вкомпонованные в тимпаны
фронтонов и несколько варьированные по рисунку, искусно резанные картуши органически включились в общий белокаменный убор
колокольни. Предложение Ухтомского поставить на парапете гульбища скульптуры имело целью, очевидно, организовать более органичный
переход от широкого основания колокольни к ее стройному верху, а та...
4. Музей-заповедник: Вышивка
Крупный белый геометрический рисунок с многоцветными синими,
желтыми, зелеными вкраплениями четко вырисовывается на красном ажурном фоне. Обычно сетка фона, плотно перевиваемая темными
или ярко-красными нитками, используется как один из составных элементов орнамента. Помимо ромбических и растительных узоров
встречаются различные сюжетные изображения. Многоцветная, довольно плотная, с незначительными ажурными просвета...
5. Пятницкая и Введенская церкви (1547 г.)
Точно повторены, например, тонкие профилированные лопатки Духовской церкви, сложный рисунок ее цоколя, а также оригинальные украшения алтарных апсид и своеобразные «пики» на западном
портале. Вместе с тем, поставленный на подклет и лишенный звонницы в основании главы, Введенский храм принципиально отличается
от монастырской церкви, как бы сочетая в себе архитектурные традиции XV и XVI столетий. Расположенная рядом Пятницкая церковь
проста и вместе с тем очень на...
9. Музей-заповедник: Живопись второй половины XIV века
О нерусском происхождении иконы говорят и темное письмо ликов, и изысканный колорит лиловато-коричневых, темно-синих, золотисто-оранжевых
тонов, и превосходный рисунок, подчеркивающие необыкновенную
утонченность и аристократичность образов. Богоматерь Владимирская. Икона московской школы. Конец XIV — начало XV века. Вклад
М. В. Образцова Неповторима и своеобразна живопись древнего П...
10. Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Однако мастера отказались при этом от традиционного щипцового покрытия над пролетами звона, заменив его ки-левидными кокошниками,
повторяющими «московский» рисунок закомар четверика. Кроме
того, в отличие от большинства подобного рода сооружений Пскова, звонница Духовской церкви не представляет отдельный объем,
а образует с ней единое целое. Декоративное убранство церкви повторяет систему Троицкого собора, но в другом материале. Узорчатые
пояса из терракотовых балясин, окаймленных сверху и снизу лентами изразцов, как бы стягивают стены храма ...
15. Музей-заповедник: Лицевое шитье
Их роднит не только аналогичность тематики изображений, но и большая роль иконописца в создании шитого произведения, который
выполнял рисунок и намечал колорит. Поэтому то,чтобыло характерно
для основных периодов развития древнерусской живописи, находило отражение и в шитье. Однако иные материал и техника накладывали
отпечаток своеобразия на произведения шитья. Выполнявшиеся стежками разноцветных шелковых, золотых и серебряных нитей на
тканях с заранее опреде...
16. Музей-заповедник: Роспись и резьба по дереву
Они очень твердые, имеют совершенно необычный природный рисунок
из круговых разводов с темными мелкими вкраплениями. Расположенные то редко, то в виде густых причудливых гнезд, они составляют
основное украшение простых, удачных по пропорциям изделий, зеркально отполированных, с глубоким золотист...
17. Музей-заповедник: Домовая резьба по дереву
Для Малышева характерен ясный, четкий рисунок орнамента,
довольно высокий рельеф резьбы. Мастер поставил на лобовой доске фронтона свои инициалы МММ, придающие красивое декоративное
завершение композиции. Пряничная доска. Кировская область. XIX в. Резьба, которой в Поволжье украшали фасады домов, часто
называлась «корабельной», иногда «глухой» (так ее называли в отличие от пропильной, ажурной) или «долбленой» (название, связанное
с техникой исполнения). Для глухой резьб...
18. Троицкий собор (1422—1423)
Интересно отметить, что в западном членении северного фасада нижняя лента орнамента имеет иной рисунок; отсюда, очевидно, начинали мастера насечку, выбирая характер узора. Особым своеобразием
отличалось первоначальное завершение памятника. Массивный башнеобразный барабан с десятью огромными окнами и главой установлен
на высоком прямоугольном постаменте; с четырех сторон к постаменту примыкали объемы ступенчатых арок, офо...