Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

реставратор

 

1. Город и монастырь после 1917 года

Щусева при Загорском музее было организовано училище по подготовке кадров реставраторов-строителей с трехлетней программой обучения. Сочетая учебную деятельность с практической реставрацией памятников Загорска, Московского Кремля, Новгорода Великого, училище за пять лет своего существования (1945—1950) подготовило свыше двухсот мастеров каменного и белокаменного дела, плотников и краснодеревцев, лепщиков и художников-монументалистов. Выпускники училища работают во многих реставрационных мастерских страны. Подготовка научной документации на рес...

2. Троице-Сергиева Лавра. Церковноархеологический кабинет. (2)

Церковноархеологический кабинет регулярно организует показ работ учащихся, занимающихся в иконописном кружке. Научные сотрудники и реставраторы ЦАК постоянно делятся своим опытом со студентами. За годы пребывания в стенах Академии перед ними раскрывается глубокий смысл православного искусства, возрастает чувство ответственности за те духовные сокровища, которые вверяет им Церковь. ЦАК становится для учащихся подлинной школой возвышения человеческого духа от образов к И...

3. Музей-заповедник: Древнерусская живопись XIV—XVII веков

Большинство экспонируемых в залах музея памятников живописи, шитья, ювелирного искусства стали доступными как для изучения, так и для обзора благодаря кропотливому и благородному труду советских реставраторов. Покров с изображением Сергия Радонежского. Шитье. 1424. Фрагмент В богатом многообразии древнерусского искусства одно из главных мест занимает живопись. Наиболее распространенным в Древней Руси ее видом является икона. Писались иконы на хорошо обработанных досках, чаще всего липовых и сосновых. Для предотвращения деформации на обратной стороне доски врезались шпонки; лицевая ее сторона, как правило, проклеивалась ...

4. Троицкий собор (1422—1423)

В результате кропотливого труда большого коллектива реставраторов собор освобожден от грубых пристроек, наружные стены и барабан очищены от оклейки холстом, возвращена древняя форма оконным проемам, в 1966 году восстановлено позакомарное покрытие. Проведена огромная работа по расчистке и реставрации живописи иконостаса и сохранившихся фрагментов фресковой живописи 1635 года. Белокаменный Троицкий собор стоит на месте трех последовательно сменявшихся деревянных церквей — 1345, 1356 и 1412 годов. Он отмечает собой тот истори...

5. Историко-художественный музей-заповедник

Вполне возможно, что схема этой позднейшей росписи почти целиком повторяет рублевскую, как мы ее представляем по источникам и исследованиям реставраторов. Уникальным по своему значению является иконостас собора, один из прекраснейших памятников древнерусского искусства, сорок две иконы которого созданы Рублевым и мастерами его круга. Иконостас отличает прежде всего удив...

6. Историко-художественный музей-заповедник

Только благодаря самоотверженному труду советских реставраторов этим, как и многим другим памятникам ансамбля, был возвращен их первоначальный облик, искаженный многочисленными перестройками. Несколько десятилетий Троицкий собор оставался единственной каменной постройкой монастыря, так как начавшийся период феодальных междоусобиц привел к прек...

7. Историко-художественный музей-заповедник

Не хватало квалифицированных специалистов, и потому было принято решение вести их подготовку прямо на месте; так появилось в 1945 году на территории бывшего монастыря Художественное училище строителей-реставраторов. Троицкий собор. 1422 год В первые послевоенные годы музей восстанавливается на новых принципах: составляется генеральный план его экспозиций, открываются отделы народного творчес...

8. Каличья башня

Каличья башня в основном сохранила свой вид, какой она имела в XVIII веке, реставраторы лишь укрепили ее конструкции, разобрали позднюю кровлю над гульбищем первого яруса, вернули первоначальную покраску фасадов и сделали лестницу в верхний фонарь, ставший теперь смотровой пло...

9. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (5)

304/Ш, № 21 (М. 8663), л. 122. Опыт реставраторов-иконописцев передастся здесь и молодым монахам. ...

10. Троицкий собор (1422—1423)

Троицкий собор «О широком применении прорисей при возобновлении стенописи Троицкого собора в 1635 году, — пишет художник-реставратор С. Чураков, участвовавший в реставрационных работах,— нам говорят такие его композиции, как «Собор Богоматери», темы «Страстей» и «Евхаристии» в алтаре, такие праздники в сводах, как «Распятие с предстоящими», «Вход в Иерусалим», «Воскрешение Лазаря», поясной «Иоанн Предтеча» между парусами и целый ря...

11. Водяная башня

Протекающая рядом речка Кончура постепенно вымывала грунт в основании Водяной башни, и уже в XVIII веке в ее стенах стали появляться трещины, которые к началу 1960-х годов достигли угрожающих размеров. Реставраторы несколькими поясами металлических бандажей стянули каменное тело башни, скрыв их в массиве кладки; это предохранило башню от обрушения. Водяные ворота. XVI в., XVII в. После реставрации. Крепостная стена на южной стороне монастыря отличается большой высотой (15 м); каменные контрфорсы в нескольких местах подкрепляют ее основание, поскольку уровень земли со двора монастыря здесь значительно выш...

12. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (6)

Восстановлены в традиционном благолепии и содержатся в прекрасном состоянии храмы. Трудами ученых-реставраторов, мастеров, рабочих и братии воссоздана древняя красота многих памятников зодчества. С 1957 года при Московских Духовных школах в иконописном классе проводятся занятия по изучению техники рисунка, живописи и реставрации. До 1981 года эти занятия проходили под руководством М. Н. Сокол...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................