Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

резьба

 

1. Музей-заповедник: Прялки и донца

Вероятно, поэтому за прялками закрепилось название «теремковые». Не менее широко, чем резьба, применялась в декоре прялок и роспись. Особенно значительна по разнообразию и богатству художественных мотивов роспись, распространенная на обширной территории Северной Двины. Особое место среди северодвинских росписей занимает Пермогорье. Мастер сначала на лопасть прялки нано...

2. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (6)

ЗГИХМЗ, № 307. «Святая Троица». Резьба по кипарису. XV в. В серебряной сканной оправе. Вокруг образа за пись: «Видехом свет истный, прияхом дх нбный [Духа Небесного], обретохом веру истну и неразделну Троице поклоняемся та». 8,8x7,5x1,2 см. ЗГИХМЗ, № 1454. С каждым священным предметом связана судьба не одного человека, и потому эти произведения высокого искусства становятся своеобразным историческим источни...

3. Музей-заповедник: Мелкая пластика

В конце XIV — начале XV века резьба по камню уступает место серебряному литью, резьбе по дереву и кости. Одним из важнейших элементов украшения художественных произведений являлось литье. Оно было распространено как в Москве, так ...

4. Музей-заповедник: Предметы быта

Есть форма для пряника, которым заканчивалось свадебное торжество. Резьба доски в целом выглядит как красивый ковровый узор, состоящий из 69 квадратов, в которых вписаны изображения цветов, листьев, различных фигурок. Коврижку резали на 69 частей и обносили гостей. Маленький пряник был извещением об окончании праздника. Поэтому он назывался «разгонный» или «разгоня». Бурак. Северная Двина. XIX в. На другой день после свадьбы молодожены шли в дом к родителям молодой с пряником, на него там клали подарки и деньги. Свадебные пряники пекли по заказу и...

5. Трапезная с церковью Сергия (1686—1692 гг.)

С пышным убранством церкви хорошо сочетается золоченая резьба тябл иконостаса с обвитыми виноградной лозой колонками, изящными кронштейнами и витиеватыми подвесами лампад. Этот иконостас был перенесен сюда в 1948 году из московской церкви Николы «Большой к...

6. Музей-заповедник: Резная кость

В первой половине XIX века преобладала сквозная резьба с подкладкой цветного фона. Вышла из употребления подкраска кости и цветная гравировка. Мастера в XIX веке любили сопоставлять сквозной узор с гладкими отполированными плоскостями кости и с рядами круглых бусинок, что придавало особую нарядность и изящество предметам. Народное искусство оказывало и оказывает огромное воздействие на развитие русской художественной культуры. Лучшие памятники крестьянского искусства свидетельствуют о большой одаренн...

7. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (3)

Крест должен быть особо детально исследован: его резьба с лицевой и оборотной стороны уникальна (на с. 112 помещен лишь общий его фотоснимок). Русские мастера, воспринимая опыт своих предшественников, вкладывали в произведения своих рук все новое и новое осмысление каждой новой темы. Одна из таких тем воспринята из 1-й песни великого канона святого Андрея Критского: Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог и прославлю его, Бог отца моего и вознесу Его: славно бо прославися [18, с. 153—154]. Другая тема, созв...

8. Троице-Сергиева Лавра. Церковноархеологический кабинет. (1)

Большой любовью на Руси пользовались металлические литые иконы, а также резьба по дереву, одним из центров которой была с XV века Троице-Сергиевская обитель. Для православной пластики характерно одухотворенное чувство формы, строгая ритмичность композиций, виртуозное мастерство Почетное место в собрании ЦАК занимает также коллекция старопечатных книг и рукописей XVI—XVIII веков. В экспозиции представлены основные работы русского пе...

9. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (2)

— Серебряное литье и чеканка.— Резьба по дереву.— Резьба по кости. 219. Олсуфьев Ю. А. Опись серебряных чарок с плоскими полками и опись серебряных братин б. Троице-Сергиевой Лавры IXVI —XVII вв.]. Сергиев, [Комиссия по охране памятников искусства и старины.] 1925. 118 ...

10. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (4)

Со временем иконопись, ювелирное дело и особенно резьба по дереву становятся вторым занятием крестьян. «Здесь не только соха и коса, топор и пила, но и станок токаря, и кисть живописца, и трость книжника-скорописца были в действии»,— писал в прошлом веке хранитель монастырской библиотеки. Привитые монастырем художест...

11. Музей-заповедник: Домовая резьба по дереву

Особенно широко в отделе представлены резьба и роспись по дереву, которыми украшались фасады крестьянских изб, интерьеры, посуда и всевозможные бытовые вещи: рубели, вальки, прялки и т. д. Наличник окна светелки. Среднее Поволжье. XIX в. Резьба по дереву издавна была распространенным видом народного творчества, это объясн...

12. Музей-заповедник: Роспись и резьба по дереву

Роспись и резьба по дереву Наиболее крупным и прославленным центром так называемой хохломской росписи по дереву является Семеновский район Горьковской области. Свое развитие промысел получил в XVIII—XIX столетиях. В музее имеется большая колл...

13. Музей-заповедник: Резьба по камню

Резьба по камню Русские мастера издавна славились искусством резьбы по камню. Самый крупный и прославленный центр камнерезного искусства — Урал. Свердловские мастера, использующие твердый пестрый камень, удивитель...

14. Царские Чертоги (конец XVII в.)

Своды и оконные откосы просторных палат украсили тонкая лепка и резьба неповторяющегося рисунка, дощатые полы заменил наборный паркет из богатых пород дерева, стены были обтянуты шелковыми обоями. Особенно выделяется убранство палат в западной части здания, над украшением которых работали резчики Михаил и Василий Зимины. На потолке одной из комнат (царского кабинета или столовой) помещено 32 алебастровых клейма овальной формы с искусно вырезанными «баталиями» Петра Великого и с «девизами (надписями.— В. Б.) не худо ...

15. Музей-заповедник: Обработка металла

В музее представлены основные виды декоративно-прикладного искусства: резьба по дереву, кости и камню, роспись по дереву, папье-маше и металлу, художественная обработка металла и ювелирное искусство, кружевоплетение, вышивка, ковроткачество и декоративные ткани, изделия из стекла, фарфора, фаянса, керамики. Художественная обработка металла является одним из древних и распространенных видов русского ремесла. Сложившимися художественными традициями выделяются произведения потомственных красносельск...

16. Историко-художественный музей-заповедник

Интересна техника исполнения этой скульптурной композиции: резьба по гипсу и алебастру. Во второй комнате — спальне — гладкое зеркало потолка окружено десятью большими продолговатыми панно с амурами, изображенными среди деревьев и архитектурных сооружений, и пояснительными надписями под ними. Одним из главных украшений интерьера этих помещений стали печи, облицован...

17. Музей-заповедник: Живопись

Здесь и старинная техника ювелирного дела, шитье, резьба по дереву и кости, и новые виды искусства, возникшие благодаря развитию отечественной художественной промышленности. В конце XVII века центром, где работали лучшие русские мастера, была московская Оружейная палата. Экспонируемый в музее деревянный позолоченный двуглавый орел — герб Русского государства — сделан мастером Оружейной палаты...

18. Музей-заповедник: Резьба по кости

Резьба по кости Художественные традиции косторезного искусства издавна развивались на Севере. Здесь изделия изготовляются из добываемой на месте моржовой кости. Она обладает достаточной твердостью, имеет теплые оттенки и едва уловимую игру естественных прожилок. Холмогорские...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................