Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

пространство

 

1. Смоленская церковь (1745—1753 гг.)

Внутри Смоленская церковь не имеет столбов, и все ее пространство, перекрытое сводом с отверстием для светового барабана, воспринимается единым; большие окна делают интерьер светлым. Первоначально стены внутри церкви были окрашены голубым цветом, который хорошо сочетался с позолотой резного иконостаса (в настоящее время стены покрывает малоинтересная сюжетная роспись XIX в.). Иконостас не сохранился, и в 1956 году здесь был установлен другой, близкий по времени и стилю первоначальному, из разобр...

2. Уточья башня

(Предание рассказывает, будто Петр I стрелял отсюда уток, прилетавших на расположенный рядом Белый пруд.) Внутреннее пространство надстройки открыто на всю высоту; здесь размещаются деревянные лестницы, выводящие на галерею третьего яруса, откуда открывается красивый вид на широко раскинувшуюся панораму города. Уточья башня. XVII в. Удачное соотношение между нижним объемом и венчанием башни, изящные пропорции, прекрасно нарисованные детали, необычайно легкий и ажурный силуэт надстройки и, наконец, оригинальное цветовое решение — белый нижний ярус и красно-кирпичная на...

3. Посадские церкви

В архитектуре Казанской церкви сочетались элементы украинского и русского зодчества. Так, внутреннее пространство церкви было открыто на всю высоту, что характерно для украинских храмов (в условиях долгой и нередко суровой зимы в средней полосе России обычно устраивались подвесные потолки), переход от прямоугольного к вось...

4. Монастырь-крепость и посад во второй половине XVII века

Свободное от застройки пространство вокруг стен крепости делало ее хорошо видимой издалека; однако после надстройки стен и башен монастырю явно не хватало высотной доминанты, которая завершила бы всю композицию его зданий. Поселения вокруг монастыря к концу XVII века складываются уже в единый посад городского типа; по числу жителей он не уступал многим городским центрам того времени. Писцовые книги 1684 года только в одном селе Клементьеве, которое составляло ...

5. Духовская церковь (1476-1477 гг.)

Могучая, широко плывущая мелодия колоколов ее звонницы заполняет все пространство монастыря, сливаясь воедино с его дивной архитектурой. ...

6. Историко-художественный музей-заповедник

1880-е годы Единством и обилием света отмечено внутреннее пространство храма, алтарная часть которого отделяется установленным здесь в 1956 году и близким к несохранившемуся первоначальному деревянным резным иконостасом, украшенным скульптурами. В 1746 году страшный пожар уничтожил многие постройки на территории монастыря. После этого по специальному проекту были предприняты восстановление и перестройка почти всех ...

7. Монастырь-крепость и посад в XVI веке

Чтобы масса огромного собора не подавляла пространство небольшой площади, к его западному фасаду была добавлена низкая сводчатая паперть (не сохранилась), которая создавала необходимый масштабный переход к другим невысоким зданиям, расположенным на этой площади. Центральная часть монастыря в XVI веке. Вид с запада: крепостная стена с Пивной башней (1540—1550), Никоновский придел (1548), Троицкий собор...

8. Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)

Фасады отличают стройность пропорций и богатое убранство, а внутреннее пространство весьма небольшое вследствие того, что шатер отделен от интерьера каменным сводом; иконостас не сохранился. На апсиде церкви Зосимы и Савватия точно повторен оригинальный декор апсид Духовской церкви, а грани шатра украшены множеством тяг, лопаток и поясков со вставками зеленых поливных изразцов. Эти изр...

9. Пивная башня

Устройство Пивной башни значительно отличается от всех других башен крепости. Ее внутреннее пространство разделялось на семь ярусов по 4 м высоты каждый; балки бревенчатых накатов опирались на каменный пилон, расположенный посередине, а между вторым и третьим ярусами устроен каменный свод. Пилон имеет два вертикальных канала (их размеры 94X114 см и 51X81 см), которые, по-видимому, служили для подъема грузов в верхние ярусы. Пиаиая башня. До реставрации. Фотография 1950-х гг. Перед башней за стенами крепости до XVIII века располагался обширный хозяйст...

10. Троице-Сергиева Лавра. Общественное служение. (4)

В обращении выражалась глубокая тревога по поводу проявляемого администрацией США намерения использовать космическое пространство в военных целях и содержался призыв ко всем людям доброй воли добиваться прекращения дальнейшей милитаризации Европы, замораживания ядерных арсеналов, запрещения создания новых видов стратегического вооружения, заключения конвенции о запрещении химического оружия и уничтожения его запасов. ...

11. Надкладезная часовня (конец XVII в.)

Белокаменные витые колонки с причудливыми сплетениями из цветов и плодов располагаются парами по углам четверика, обрамляют окна и, выполненные в другом материале — в цветной майолике, украшают грани и окна второго яруса. Внутреннее пространство Надкладезной часовни открыто от пола до купола; гладкие стены не имеют украшений. После вычурного убранства фасадов зодчие как бы давали возможность отдохнуть глазу внутри часовни, (Окраск...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................