2. Каличья башня
Он заложил открытую арку проема во втором ярусе, убрал украшавшие
башню вазы и картуши, придал венчающему шатру более обычную форму, с «фонарем» вверху,— все это значительно обеднило первоначальный
замысел. Как и колокольня, Каличья башня была окрашена в зеленоватобирюзовый цвет с белыми пилястрами и карнизами; полотна
ее железных ворот были сделаны «точно таким манером, не отменяя ничего и с такими же репейками и гвоздями, как ...
3. Уточья башня
Грани следующего, небольшого по высоте восьмерика имеют сквозные проемы
— окна или в виде круга, обрамленного кольцом модульонов, или в виде фигурного криволинейного креста, врезанного в массив
белокаменной вставки; углы граней восьмерика подчеркнуты вкраплениями блоков белого камня. Выше, над сильно развитым многопрофильным
карнизом с кронштейнами, размещается открытая обходная галерея с белокаменной балюстрадой и высокими столбами по углам; от
столбов перекинуты арки к находящимся в глубине надстройки пилонам, которые...
4. Царские Чертоги (конец XVII в.)
Две ленты спаренных окон опоясывают все здание, подчеркивают его протяженность. Оконные проемы подсобного, нижнего этажа оформлены относительно скромными белокаменными наличниками, зато
окна верхних, парадных палат украшены богатыми фигурными обрамлениями из многоцветных поливных изразцов: над тремя обвитыми
виноградной лозой колонками расположен картуш изящного рисунка со скульптурным рельефом, перекрывающий сразу два окна; изразцы
сплошными лентами украшают также междуэтажную тягу и фриз здания, крупными вставками включены в верхнюю часть ...
5. Луковая башня
В связи с этим перестроили и верхний ярус Луковой башни, придав ему характер открытой нарядной беседки с большими проемами окон, фигурными балясинами и парными пилястрами на фасадах; тогда
же над башней была устроена сложная криволинейная кровля, отдаленно напоминающая форму воинского шлема. Так, боевая крепостная
башня, утратив свое оборонительное назначение и приспособленная для иных нужд, приобрела нарядный вид. Монастырский огород,
расположенный близ Луковой и Водяной башен, где росли плодовые деревья, со временем превратился в сад (а затем парк)...
6. Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Так, над ее четвериком еще в начале XVIII века был устроен каменный свод, проемы
звонницы заложены кирпичом, кокошники срублены и все это скрыто под высокой четырехскатной кровлей; купол получил луковичную
форму, окна растесаны, а со всех сторон (кроме восточной) к ее стенам примкнули каменные пристр...
9. Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Если помещения двух нижних этажей, где размещались «погреб теплый с каменными перегородками» и восемь келий «с сеньми», а
также поварня и кладовая, в основном сохранили первоначальные формы со спокойными линиями сводов, с нишами печур по стенам,
с арочными проемами окон и дверей, то весь верхний этаж,
служивший личными покоями московских митрополитов, в XVIII веке был капитально перестроен. Все его апартаменты получили пышную
отделку в соответствии с изменившимся укладом жизни высшего духовенства, старавшегося не отставать по роскоши и показной
торжественности от придв...
12. Пятницкая и Введенская церкви (1547 г.)
Непосредственно над входом возвышается небольшая восьмигранная «колокольница», увенчанная высоким каменным шатром со «слухами»
(открытыми проемами для лучшей резонации звука) и изящной
главкой на тонкой шее. Основанием «колокольницы» служат стена трапезной и два отдельно стоящих рустованных пилона с перекинутыми
между ними циркульными арками. Следует отметить, однако, что облик и декор этой колокольни явно не соответствуют традиционной
архитектуре XVI века, а отражают характерные формы, получившие развитие в следующем столетии. В Описи 1641 года в тексте
о П...
14. Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Каличья башня (1758—1778) и Смоленская церковь (1745—1748) Восстановленный переход, соединяющий Больничные палаты с еще не
реставрированной частью Казначейского корпуса, наглядно показывает, что и дальше за однообразием его переделанного фасада
скрыты другие древние сооружения: в подвале и двух нижних этажах сохранились сводчатые палаты, а под поздней штукатуркой
местами обнаружены первоначальные оконные и дверные проемы.
Крепостная палата. XVI—XVII вв. После реставрации 1958 г. Пройдя под аркой между Больничными палатами и Казначейским корпусом
и повернув налево, можно увидеть небольшую прямоугольную башню, выступающую из общей линии здания,— это так называемая Крепостная
палата. Каждый из четырех ее ярусов (один ниже уровня земли) перекрыт сомкнутым сводом с распалубками; некоторые сообщаются
каменными лестницами в то...
15. Троицкий собор (1422—1423)
В результате кропотливого труда большого коллектива реставраторов собор освобожден от грубых пристроек, наружные стены и
барабан очищены от оклейки холстом, возвращена древняя форма оконным проемам,
в 1966 году восстановлено позакомарное покрытие. Проведена огромная работа по расчистке и реставрации живописи иконостаса
и сохранившихся фрагментов фресковой живописи 1635 года. Белокаменный Троицкий собор стоит на месте трех последовательно
сменявшихся деревянных церквей — 1345, 1356 и 1412 годов. Он отмечает собой тот исторический центр, вокруг которого происходило
все последующее формирование монастырского ансамбля. Небольша...
16. Историко-художественный музей-заповедник
Установленный на высоком постаменте, мощный барабан собора имеет десять узких оконных проемов. Отмеченный стройностью пропорций, он как бы придает постройке устремленность ввысь, подчеркнутую
также необычным наклоном стен к центру сооружения. Можно предположить, что своеобразным прообразом архитектурного облика
Троицкого собора было серебряное кадило, сделанное в 1405 году по заказу игумена Никона. Неизвестный мастер придал ему форму
кубического храма с позакомарным покрытием, которая, по мнению исследователей, напоминает своими очертаниями воз...
17. Историко-художественный музей-заповедник
В это же время в другой части Троицкого монастыря рядом со Святыми воротами возводится еще одно жилое помещение — Предтеченский
корпус келий — строгая постройка с небольшими оконными проемами
и пилястрами по фасаду, с внутренней планировкой, представляющей собой ряд изолированных секций-келий. Одновременно с ним
строятся и другие келейные корпуса — Варваринский, Казначейский, Экономовский, Успенский и Инспекторский, в дальнейшем сильно
перестраивавшиеся и пе...