Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

проем

 

1. Историко-художественный музей-заповедник

Кирпичные оштукатуренные стены церкви с двумя рядами оконных проемов украшены сдвоенными плоскими пилястрами, поставленными на белокаменный цоколь. Венчают композицию стен полукруглые фронтоны, высокий восьмигранный купол и небольшой барабан с грушевидной барочной главой. Большую художественную выразительность сооружению придают четыре крыльца с двусходными лестницами. А.А.Рыжов. Конь. Болвашка - форма для игрушки из папье-маше. 1880-е годы Единством и обил...

2. Каличья башня

Он заложил открытую арку проема во втором ярусе, убрал украшавшие башню вазы и картуши, придал венчающему шатру более обычную форму, с «фонарем» вверху,— все это значительно обеднило первоначальный замысел. Как и колокольня, Каличья башня была окрашена в зеленоватобирюзовый цвет с белыми пилястрами и карнизами; полотна ее железных ворот были сделаны «точно таким манером, не отменяя ничего и с такими же репейками и гвоздями, как ...

3. Уточья башня

Грани следующего, небольшого по высоте восьмерика имеют сквозные проемы — окна или в виде круга, обрамленного кольцом модульонов, или в виде фигурного криволинейного креста, врезанного в массив белокаменной вставки; углы граней восьмерика подчеркнуты вкраплениями блоков белого камня. Выше, над сильно развитым многопрофильным карнизом с кронштейнами, размещается открытая обходная галерея с белокаменной балюстрадой и высокими столбами по углам; от столбов перекинуты арки к находящимся в глубине надстройки пилонам, которые...

4. Царские Чертоги (конец XVII в.)

Две ленты спаренных окон опоясывают все здание, подчеркивают его протяженность. Оконные проемы подсобного, нижнего этажа оформлены относительно скромными белокаменными наличниками, зато окна верхних, парадных палат украшены богатыми фигурными обрамлениями из многоцветных поливных изразцов: над тремя обвитыми виноградной лозой колонками расположен картуш изящного рисунка со скульптурным рельефом, перекрывающий сразу два окна; изразцы сплошными лентами украшают также междуэтажную тягу и фриз здания, крупными вставками включены в верхнюю часть ...

5. Луковая башня

В связи с этим перестроили и верхний ярус Луковой башни, придав ему характер открытой нарядной беседки с большими проемами окон, фигурными балясинами и парными пилястрами на фасадах; тогда же над башней была устроена сложная криволинейная кровля, отдаленно напоминающая форму воинского шлема. Так, боевая крепостная башня, утратив свое оборонительное назначение и приспособленная для иных нужд, приобрела нарядный вид. Монастырский огород, расположенный близ Луковой и Водяной башен, где росли плодовые деревья, со временем превратился в сад (а затем парк)...

6. Духовская церковь (1476-1477 гг.)

Так, над ее четвериком еще в начале XVIII века был устроен каменный свод, проемы звонницы заложены кирпичом, кокошники срублены и все это скрыто под высокой четырехскатной кровлей; купол получил луковичную форму, окна растесаны, а со всех сторон (кроме восточной) к ее стенам примкнули каменные пристр...

7. Колокольня (1741-1769 гг.)

Отлично найденные пропорции, сквозные проемы уменьшающихся ярусов, украшенных колоннами с резными капителями, декоративными вазами, придают колокольне изящную стройность и легкость. На ярусах колокольни были повешены 42 колокола, самый большой из которых был отлит в ла...

8. Монастырь и посад в XVIII веке

Поэтому для пушек были пробиты проемы в башнях, через которые их можно было выкатывать за стены крепости и вести огонь под прикрытием специально насыпанных высоких земляных брустверов. В короткий срок такие бастионы с брустверами выросли у каждой из угловых башен, а также против середины восточной и северной стен Троицкого монастыря. Их изображения хорошо видны на гравюрах и планах XVIII века. Но эти земляные укрепления не пришлось испытыва...

9. Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)

Если помещения двух нижних этажей, где размещались «погреб теплый с каменными перегородками» и восемь келий «с сеньми», а также поварня и кладовая, в основном сохранили первоначальные формы со спокойными линиями сводов, с нишами печур по стенам, с арочными проемами окон и дверей, то весь верхний этаж, служивший личными покоями московских митрополитов, в XVIII веке был капитально перестроен. Все его апартаменты получили пышную отделку в соответствии с изменившимся укладом жизни высшего духовенства, старавшегося не отставать по роскоши и показной торжественности от придв...

10. Трапезная с церковью Сергия (1686—1692 гг.)

С восточной стороны Трапезной палаты, за стеной с широким порталом и оконными проемами по сторонам, расположена Трапезная церковь Сергия; эти проемы обрамлены характерными витыми колоннами, несущими антаблемент с изящными вазами над каждой из колонн; в верхней части стены изображен Страшный суд. Искусно кованные решетчатые врата украшают вход в церко...

11. Троицкий собор (1422—1423)

Позднее был пробит новый вход в церковь с запада и заложены все три открытых прежде проема «фонарной паперти» (1840). Иконостас Никоновского придела и рака над гробом Никона не сохранились (сделаны вновь в 1950-х гг. под руководством профессора Ф. Н. Мишукова). К южной стороне Троицкого собора примыкает еще одна пристройка, с широкими окнами и лепным карнизом, — это палатка, устроенная в 1559 году над гробом новгородского епископа Серапио...

12. Пятницкая и Введенская церкви (1547 г.)

Непосредственно над входом возвышается небольшая восьмигранная «колокольница», увенчанная высоким каменным шатром со «слухами» (открытыми проемами для лучшей резонации звука) и изящной главкой на тонкой шее. Основанием «колокольницы» служат стена трапезной и два отдельно стоящих рустованных пилона с перекинутыми между ними циркульными арками. Следует отметить, однако, что облик и декор этой колокольни явно не соответствуют традиционной архитектуре XVI века, а отражают характерные формы, получившие развитие в следующем столетии. В Описи 1641 года в тексте о П...

13. Звонковая башня

О месте расположения этой башни строились различные догадки, пока в 1960 году не было обнаружено ее основание посредине прясла стены между Звонковой и Каличьей башнями: с напольной стороны крепости это место определяется кладкой фундамента (выше уровня земли), а со стороны монастыря — тремя более узкими арочными проемами среднего яруса крепостной стены. При усилении крепостных сооружений в XVII веке Соляную башню по каким-то причинам не стали надстраивать, и она была разобрана. ...

14. Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)

Каличья башня (1758—1778) и Смоленская церковь (1745—1748) Восстановленный переход, соединяющий Больничные палаты с еще не реставрированной частью Казначейского корпуса, наглядно показывает, что и дальше за однообразием его переделанного фасада скрыты другие древние сооружения: в подвале и двух нижних этажах сохранились сводчатые палаты, а под поздней штукатуркой местами обнаружены первоначальные оконные и дверные проемы. Крепостная палата. XVI—XVII вв. После реставрации 1958 г. Пройдя под аркой между Больничными палатами и Казначейским корпусом и повернув налево, можно увидеть небольшую прямоугольную башню, выступающую из общей линии здания,— это так называемая Крепостная палата. Каждый из четырех ее ярусов (один ниже уровня земли) перекрыт сомкнутым сводом с распалубками; некоторые сообщаются каменными лестницами в то...

15. Троицкий собор (1422—1423)

В результате кропотливого труда большого коллектива реставраторов собор освобожден от грубых пристроек, наружные стены и барабан очищены от оклейки холстом, возвращена древняя форма оконным проемам, в 1966 году восстановлено позакомарное покрытие. Проведена огромная работа по расчистке и реставрации живописи иконостаса и сохранившихся фрагментов фресковой живописи 1635 года. Белокаменный Троицкий собор стоит на месте трех последовательно сменявшихся деревянных церквей — 1345, 1356 и 1412 годов. Он отмечает собой тот исторический центр, вокруг которого происходило все последующее формирование монастырского ансамбля. Небольша...

16. Историко-художественный музей-заповедник

Установленный на высоком постаменте, мощный барабан собора имеет десять узких оконных проемов. Отмеченный стройностью пропорций, он как бы придает постройке устремленность ввысь, подчеркнутую также необычным наклоном стен к центру сооружения. Можно предположить, что своеобразным прообразом архитектурного облика Троицкого собора было серебряное кадило, сделанное в 1405 году по заказу игумена Никона. Неизвестный мастер придал ему форму кубического храма с позакомарным покрытием, которая, по мнению исследователей, напоминает своими очертаниями воз...

17. Историко-художественный музей-заповедник

В это же время в другой части Троицкого монастыря рядом со Святыми воротами возводится еще одно жилое помещение — Предтеченский корпус келий — строгая постройка с небольшими оконными проемами и пилястрами по фасаду, с внутренней планировкой, представляющей собой ряд изолированных секций-келий. Одновременно с ним строятся и другие келейные корпуса — Варваринский, Казначейский, Экономовский, Успенский и Инспекторский, в дальнейшем сильно перестраивавшиеся и пе...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................