Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

престол

 

1. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (8)

Один из преемников Преподобного Дионисия архимандрит Иоасаф II (1656—1667) был избран на Всероссийский Патриарший престол после Патриарха Никона — в 1668 году. В 1697 году другой Троицкий архимандрит Иов был хиротонисан во епископа и возведен на древнюю митрополичью кафедру в Новгороде; в 1704 году архимандрит Иларион (1701 —1704) рукоположен во епископа и возведен в сан митрополита на...

2. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (8)

Пасха изо дня в день и из года в год ведет иноков по пути к торжеству престольного праздника Обители — Дню Святой Троицы. На пути к восприятию сугубой благодати Святого Духа иночествующие притекают к Пресвятой Деве Марии. Чашею спасения именует Церковь Матерь Божию, как преисполненную благодати и щедрот, к...

3. Историко-художественный музей-заповедник

Исходя из манеры ее исполнения, ярко индивидуализированного почерка этого памятника мастеру приписывается ряд других незаурядных произведений мелкой пластики: хранящиеся в Загорском музее-заповеднике напрестольные крест, деревянная резная панагия, крест наперсный, ковчег-мощевик, украшенный сканью и гравировкой. Возможно, именно Амвросий стал родоначальником школы местных троицких резчиков и ювелиров, работы которых широко представлены в экспозиции музея. Время не оставило нам их имен, лишь „не мирское, а иноческое, отреченное от мира" имя Амвросия донесли до нас века... XV столетие оставило на территории архит...

4. Историко-художественный музей-заповедник

1685 год В 1689 году царевна Софья решила с помощью стрельцов и поддерживавшей ее части бояр поднять восстание и захватить царский престол. Вовремя предупрежденный об опасности, Петр в ночь на 9 августа поспешил вторично укрыться в Троице-Сергиевом монастыре. За ним отправились верные ему воинские части. Вскоре последовали т...

5. Музей-заповедник: Живопись XVII века

Поэтому такое большое внимание уделено здесь украшению престола, за которым происходит трапеза; в высоких палатах с узорными оконцами видно, как хозяева готовятся к встрече гостей. Интересно отношение мастера к изображению пейзажа: традиционные условные горки поросли здесь пышными низкими кустиками, вместо пальмовидного деревца — дерево с толстым круглым изогнутым стволом и пы...

6. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (2)

304/Ш, № 21 (М. 8663), л. 211. Запрестольный крест работы Преподобного Амвросия, Троицкого резчика. Оборотная сторона. ЗГИХМЗ, № 2389. Покров с гробницы Преподобного Никона. ЗГИХМЗ, № 2418. Колокол Никона Чудотворца. В XVI веке в монастыре были построены здания, которые получили окончательное архитектурное завершение в последующих веках: Предте-ченский корпус келлий (XVI — XVII), Митрополичьи покои (XVI—XVIII), Инспекторский корпус келлий (XVI — XIX), Успенский корпус келлий (XVI — XIX), К...

7. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (3)

Ты же, възлюблен-ный о Святом Дусе, о священне Матфее, Христа ради не сътвори мя забвена, егда предстоиши пред престолом славы, и ту да помянеши мя в священных ти молитвах, а не сътвори мя забвена грубости ради писаниа. В лето 6920 (1412) написася Божественнаа Лествица месяца октовриа в 14 день, на память святых мученик: Назариа, Гервасиа, Протасиа, Келесиа, в обители преподобнаго игумена Сергиа. В тоже лето и священа бысть церкви в тойже обители месяца семптямвриа в 25 день. О ленивый Варламе, готовися ранам, близь есть конец» (ГБЛ, ф. 304/1, № 156, л. 252). Видение Пре...

8. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (6)

Единство Неба и земли, Престола Небесного и жертвенника земного, на проскомидии символизируется и теми святыми, имена которых запечатлеваются в частицах на дискосе около Агнца в храме земном, вместе с тем пребывают одновременно и молитвенниками пред Агнцем, «закланном от сложения мира» и Восседающим одесную Славы на Престоле Небесном. Ангельские силы, как участники Евхаристии Небесной, участвуют и в Евхаристии земной. Потому они и призываются в «Молитве входа»: «Владыко, Господи Боже наш... сотвори со входом нашим входу святых ангелов быти, сослужащих нам и сославословящих Твою благость». «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат»,— произносится в алтаре и поется на клиросе при перенесении Преждеосвященных Даров с жертвенника на престол во в...

9. Троице-Сергиева Лавра. Общественное служение. (2)

В XVII веке, во время лихолетья и смуты, когда российский престол стал объектом притязаний самозванцев и разбойничьи шайки чужестранных завоевателей безнаказанно грабили беззащитные села и города, Архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Преподобный Дионисий вместе с келарем монастыря Авраамие...

10. Монастырь и слободы в XV веке

Главный собор монастыря долгое время служил крещальней для наследников московского престола; в нем крестили Василия III (1479), его сына Ивана IV (1530), который в свою очередь крестил здесь своих сыновей. Панорама монастыря в XV веке. Реконструкция В. И. Балдина Монастырь в XV веке. Вид с юго-запада. Макет-Реконструкция В. И. Балдина Почти пятьд...

11. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (2)

— Каталог (камеи; змеевки; кресты-мощевики; иконы нагрудные, иконы-складни; панагии; ковчеги-моще-вики: кресты-мощевики наперсные; кресты, наперсные; кресты напрестольные; крест запрестольный; иконы моленные). 218. Николаева Т. В. Древнерусская мелкая пластика. XI — XVI вв. [Альбом. Вступит, статья и коммент. Т. В. Николаевой]. М., Сов. художник, 1968. 47 с: 116 с. ил. Разделы: Резьба по камню.— Серебряное литье и чеканка.— Резьба по дереву.— Резьба по кости. 219. Олсуфьев Ю. А. Опись серебряных чарок с плоскими полками и опись серебряных братин б. Троице-Сергиевой Лавры IXVI —XVII вв.]. Сергиев, [Комиссия по охране п...

12. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (3)

1809—Тщанием митрополита Платона устроена серебряная кованая, местами золоченая сень над святым престолом Троицкого собора. 1812 — Во время Отечественной войны отряд французских войск дважды отправлялся в Лавру с целью захватить ее сокровища. Но благодаря молитвам Преподобного Сергия ему не удалось дойти до Обители: в первый раз отряд сбился с пути, во второй — помешал густой туман. Митрополит Платон послал московскому ополчению икону «Явление Божией ...

13. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (10)

В результате деяний этого выдающегося Собора в истории Православной Церкви была одобрена деятельность Священного Синода во главе с блаженнопочившим Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием и Местоблюстителем Московского Патриаршего престола Высокопреосвященным Пименом, Митрополитом Крутицким и Коломенским, по управлению Русской Православной Церковью с 1945 года. Авторитетным голосом этого Поместного Собора были закреплены решения Священного Синода во главе со Святейшим Патриархом Алексием, проведенные на основании согласия епископата Русской Православной Церкви, о даровании автокефалии тем Поместным Церквам, которые входили в состав Московского Патриархата и обладали каноническими условиями д...

14. Музей-заповедник: Мелкая пластика

Одно из них — большой восьмиконечный запрестольный крест. Переделанный в XVII веке, он в основе своей сохранил детали старого. Ими являются 28 резных по кости миниатюр XV века с изображениями распятия, праздников и святых. При внимательном рассмотрении можно заме...

15. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (5)

В Описи 1641 года о ней говорится на лл. 24 — 25. Крест запрестольный работы Преподобного Амвросия, Троицкого резчика. XV в. 159x73 см, 5x9x3 см; размеры костяных вкладышей: 5,5x5,5 см; размер распятия: 25,5x21 см. ЗГИХМЗ, № 2389. В Описи 1649 года упоминается на л. 69. Кадило Преподобного Никона Радонежского, 1405 год. Серебряное золоченое. Архитектоника его соотнесена с архитектурой...

16. Музей-заповедник: Лицевое шитье

Все содержание произведения проникнуто горячей мольбой о рождении наследника престола, которого так ждала бездетная Соломония. Об этом говорит и конец вкладной надписи: «...подай же им господи плод чрева». Рисовальщик произведения принадлежал, по всей вероятности, к дионисиевскому направлению. Стройные, удлиненные фигуры святых как бы застыли в торжественном предстоянии. Характерна и колористическая гамма пелены. Она шита светлыми оттенками красных, голубых, желтых, зеленоватых шелковых...

17. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (9)

11 апреля 1981 года трудами наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Иеронима (†30 марта 1982 года) в крипте Успенского собора был устроен и освящен в честь Святителя престол в южном приделе храма Всех святых, в земле Российской просиявших. НАСТОЯТЕЛИ-ИГУМЕНЫ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ 1344—1392 (1) Преподобный Сергий, Игумен Радонежский 1391, Преподобный Никон, 1398—1426 (2) Игумен Радонежский 1392—1398 (3) Преподобный Савва Звенигородский ? ? 1429—1432 (4) Преподобный Савва II 1432—1443 (5) Игумен Зиновий 1443—1445 (6) Игу...

18. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (7)

Порядок смыслового прочтения образа круговой — от Книги Священного Писания с пророчествами о Богоматери, на «Престоле уготованном» или «Кивота Завета», в окружении Херувима и Серафима — к пророкам, возвестившим о пришествии в мир Спасителя, открывающему «Дверь спасения», и Евангелистам, свидетельствующим об исполнении обетования Божия. Надмирным утверждением этого свидетельства изображены по углам четыре Херувима, Честнейшей которых явилась Приснодева Мария. Икона Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевьг Марии из иконостаса Троицкого собора. Посредницей м...

19. Пятницкая и Введенская церкви (1547 г.)

В 1621 году патриарх Филарет своим указом отмечал, что враги эти церкви «разорили и престол ободрали» и если одну из них (Пятницкую) к этому времени «уже поделали и освятили», то другая «по ся мест стоит нестроена, пенья в ней нет, верх разломан и стороны развалились». Велено было «изготовя камень и кирпичь и известь», отс...

20. Троице-Сергиева Лавра. Церковноархеологический кабинет. (2)

Деревянный резной крест, XVII в. Напрестольный крест, XVIII в. Острожская Библия, 1581 г. Праотец Ной с сыновьями, XVIII в. Богоматерь с Младенцем. Эскиз В. М. Васнецова к росписи алтарной апсиды Владимирского собора в Киеве В. И. Суриков. Исцеление слепорожденного К. В. Лебедев. Рождество Христово (акварель) М. В. Нестеров. Страстная седмица М. В. Нестеров. Христос благословляет отрока Варфоломея (Преподобного Сергия Радонежского) 1 ...

21. Царские Чертоги (конец XVII в.)

Лепнина потолка другой палаты (спальни), состоящая из аллегорических сюжетов, эмблем и надписей, призвана выражать «радость России видеть на престоле Елизавету». Примечательны две огромные нарядные печи в этих палатах: одна из них сложена из цветных изразцов с растительным орнаментом и имеет причудливую форму со множеством колонок, полочек, карнизов, выступов и ниш; вторая печь более проста по форме, но ее изразцы украшены неповторяющимися тематическими сюжетами. Обе печи являются прекрасными образцами иск...

22. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (2)

Местоблюститель Патриаршего престола Митрополит Рязанский Стефан (Яворский; 1658—1722) Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил (Петров; 1730—1801) Митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин; 1737—1812) Славяно-греко-латинская Академия, именовавшаяся первоначально греческими или Спасскими школами, унаследовала лучшие церковно-богословские традиции Православия. Уже первые ее выпускники внесли значительный...

23. Музей-заповедник: Древнерусская живопись XIV—XVII веков

Так, цари и великие князья делали дары монастырю по случаю восшествия на престол, рождения наследника, а также одержания важных побед; часто вклады давались «на помин души», «ради сохранения древнего письма», за право пострижения в монастырь и право погребения на его территории. При захороне...

24. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (5)

Но и в этих традиционных формах проявляются самобытные черты духовной культуры Троице-Сергиевой Лавры, ставшей своеобразным историческим звеном в развитии шитья (облачения, покровы, пелены, плащаницы), литья (потиры, напрестольные кресты, оклады, образа), резьбы и других видов церковного искусства. В иконостасах и киотах удивительно тонко раскрыта тема «лозы», восходящая к Евангельской теме. «Я есмь истинная виноградная лоза, и Отец Мой — Виноградарь.— Свидетельствует Христос Спаситель.— Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто С глубоким внутренним трепетом пере...

25. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (6)

Особое место в этом святом всенародном подвиге принадлежит пламенному патриоту родной земли Преподобному и Богоносному отцу нашему Сергию, игумену Радонежскому, основателю Свято-Троицкого монастыря — духовной, а нередко и военной опоры первопрестольной Москвы. Благословение Аввы Преподобного Сергия, преподанное великому Московскому князю Димитрию Иоанновичу, и его патриотическое воззвание к русским войскам явились вечным символом участия Русской Церкви в исторических судьбах нашей Родины. Житийная икона Преподобного Сергия. XVII в. Победа на Куликовом поле, эхо которой было услышано во всей Европе и в Византии, имела огромное историческое значение. Ценой величайших жертв Русь не только нанесла с...

26. Музей-заповедник: Живопись

Доверенное лицо Екатерины II, законоучитель наследника престола, друг известного екатерининского вельможи князя Потемкина, Платон стремился играть роль просвещенного иерарха, которому не чужды современный светский образ жизни, прогресс науки и искусства, нововведения в быту и обрядах, но всегда оставался при этом верным идеологом самодержавия. Большо...

27. Троицкий собор (1422—1423)

Две другие иконы — «Спас Нерукотворный» (1674) и «Спас на престоле» (1684) — подписаны известным царским изографом Симоном Ушаковым. Манера его письма значительно отличается от традиций древнерусской живописи. Стремление придать персонажам телесную осязаемость проработкой объема и при помощи светотени привело к тому, что иконописные лики у него превратились в человеческие лица, а привне...

28. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (7)

Темже мы днесь, совершая священную память твою, духовными тя песньми ублажаем, и смиренно молим: да предстоя Престолу Господа Бога, ходатайству -еши о спасении душ наших. Кондак, глас 4: Правило веры, столп благочестия, был еси Богоносне Дионисие, явив в себе образ и пример преуспеяния добродетели и подвигов: сею Евангельскою мрежею многих уловил еси подражателей, подая блестящею на Пебеси славою своею ревность к содействованию на пользу правоверных. Тем же мы ныне восп...

29. История Загорска. История Сергиева-Посада

Здесь торжественным «кресто-целованием» скрепляли они свои договоры и союзы, отмечали «молебными пениями» начало и окончание военных походов, крестили наследников престола и т. д. Одновременно с увеличением политической роли монастыря росло и его значение как центра культуры. В монастыре накапливались драгоценные рукописи, выполненные троицкими монахами, а также попадавшие в монастырь путем вкладов, хранились берестяные тексты. В описи монастыря 1641 года названы свитки на бересте, Служебник, Евангелие и Псалтырь XIV века. Эти первые рукописные книги ...

30. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (1)

В 1356 году в Германии принята «Золотая Булла»— документ, в котором говорилось, что папский престол не должен принимать участия в выборах императора. К середине XIV века обстановка в Западной Европе чрезвычайно обострилась: в 1350 году между Францией и Англией началась Столетняя война. Противоречия между духовной и светской властью в Европе проявлялись, с одной стороны, в предреформационных и откровенно еретических движениях, с другой—в усилении духовного традиционализма и всевозможных охранительных тенденций. В Византии и на Афоне разви...

31. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (2)

λιτη) — моление) с пением литийных стихир в монастыре — в похвалу Пресвятой Троицы, Матери Божией или Преподобного Сергия. В дни престольных праздников иноки Обители обходят Успенский собор крестным ходом при покаянном возношении литийных прошений и молитв. В другие праздники и за воскресными всенощными бдениями лития совершается в западном притворе храма. «Мы молимся как бы пред вратами Небесными... подобно Адаму, мытарю, блудному сыну... В литии церковь исходи! из своей облагодатствованной среды во внешний мир — в собственном смысле, или же в притвор, как часть хр...

32. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (5)

На них отмечаются знаменательные события в жизни Духовных школ и всей Русской Православной Церкви. Ежегодно в день престольного праздника академического храма Покрова Пресвятой Богородицы (1/14 октября), который исторически связан с началом пребывания Московской Духовной Академии в стенах Троице-Сергиевой Лавры (1814), церковной...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................