3. Историко-художественный музей-заповедник
Исходя из манеры ее исполнения, ярко индивидуализированного почерка этого памятника мастеру приписывается ряд других незаурядных
произведений мелкой пластики: хранящиеся в Загорском музее-заповеднике напрестольные
крест, деревянная резная панагия, крест наперсный, ковчег-мощевик, украшенный сканью и гравировкой. Возможно, именно Амвросий
стал родоначальником школы местных троицких резчиков и ювелиров, работы которых широко представлены в экспозиции музея. Время
не оставило нам их имен, лишь „не мирское, а иноческое, отреченное от мира" имя Амвросия донесли до нас века... XV столетие
оставило на территории архит...
6. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (2)
304/Ш, № 21 (М. 8663), л. 211. Запрестольный крест работы
Преподобного Амвросия, Троицкого резчика. Оборотная сторона. ЗГИХМЗ, № 2389. Покров с гробницы Преподобного Никона. ЗГИХМЗ,
№ 2418. Колокол Никона Чудотворца. В XVI веке в монастыре были построены здания, которые получили окончательное архитектурное
завершение в последующих веках: Предте-ченский корпус келлий (XVI — XVII), Митрополичьи покои (XVI—XVIII), Инспекторский
корпус келлий (XVI — XIX), Успенский корпус келлий (XVI — XIX), К...
7. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (3)
Ты же, възлюблен-ный о Святом Дусе, о священне Матфее, Христа ради не сътвори мя забвена, егда предстоиши пред престолом славы, и ту да помянеши мя в священных ти молитвах, а не сътвори
мя забвена грубости ради писаниа. В лето 6920 (1412) написася Божественнаа Лествица месяца октовриа в 14 день, на память
святых мученик: Назариа, Гервасиа, Протасиа, Келесиа, в обители преподобнаго игумена Сергиа. В тоже лето и священа бысть
церкви в тойже обители месяца семптямвриа в 25 день. О ленивый Варламе, готовися ранам, близь есть конец» (ГБЛ, ф. 304/1,
№ 156, л. 252). Видение Пре...
8. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (6)
Единство Неба и земли, Престола Небесного и жертвенника земного, на проскомидии символизируется и теми святыми, имена которых
запечатлеваются в частицах на дискосе около Агнца в храме земном, вместе с тем пребывают одновременно и молитвенниками пред
Агнцем, «закланном от сложения мира» и Восседающим одесную Славы на Престоле
Небесном. Ангельские силы, как участники Евхаристии Небесной, участвуют и в Евхаристии земной. Потому они и призываются в
«Молитве входа»: «Владыко, Господи Боже наш... сотвори со входом нашим входу святых ангелов быти, сослужащих нам и сославословящих
Твою благость». «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат»,— произносится в алтаре и поется на клиросе при перенесении Преждеосвященных
Даров с жертвенника на престол во в...
11. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (2)
— Каталог (камеи; змеевки; кресты-мощевики; иконы нагрудные, иконы-складни; панагии; ковчеги-моще-вики: кресты-мощевики наперсные;
кресты, наперсные; кресты напрестольные; крест запрестольный;
иконы моленные). 218. Николаева Т. В. Древнерусская мелкая пластика. XI — XVI вв. [Альбом. Вступит, статья и коммент. Т.
В. Николаевой]. М., Сов. художник, 1968. 47 с: 116 с. ил. Разделы: Резьба по камню.— Серебряное литье и чеканка.— Резьба
по дереву.— Резьба по кости. 219. Олсуфьев Ю. А. Опись серебряных чарок с плоскими полками и опись серебряных братин б. Троице-Сергиевой
Лавры IXVI —XVII вв.]. Сергиев, [Комиссия по охране п...
13. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (10)
В результате деяний этого выдающегося Собора в истории Православной Церкви была одобрена деятельность Священного Синода во
главе с блаженнопочившим Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием и Местоблюстителем Московского Патриаршего
престола Высокопреосвященным Пименом, Митрополитом Крутицким
и Коломенским, по управлению Русской Православной Церковью с 1945 года. Авторитетным голосом этого Поместного Собора были
закреплены решения Священного Синода во главе со Святейшим Патриархом Алексием, проведенные на основании согласия епископата
Русской Православной Церкви, о даровании автокефалии тем Поместным Церквам, которые входили в состав Московского Патриархата
и обладали каноническими условиями д...
15. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (5)
В Описи 1641 года о ней говорится на лл. 24 — 25. Крест запрестольный
работы Преподобного Амвросия, Троицкого резчика. XV в. 159x73 см, 5x9x3 см; размеры костяных вкладышей: 5,5x5,5 см; размер
распятия: 25,5x21 см. ЗГИХМЗ, № 2389. В Описи 1649 года упоминается на л. 69. Кадило Преподобного Никона Радонежского, 1405
год. Серебряное золоченое. Архитектоника его соотнесена с архитектурой...
16. Музей-заповедник: Лицевое шитье
Все содержание произведения проникнуто горячей мольбой о рождении наследника престола,
которого так ждала бездетная Соломония. Об этом говорит и конец вкладной надписи: «...подай же им господи плод чрева». Рисовальщик
произведения принадлежал, по всей вероятности, к дионисиевскому направлению. Стройные, удлиненные фигуры святых как бы застыли
в торжественном предстоянии. Характерна и колористическая гамма пелены. Она шита светлыми оттенками красных, голубых, желтых,
зеленоватых шелковых...
18. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (7)
Порядок смыслового прочтения образа круговой — от Книги Священного Писания с пророчествами о Богоматери, на «Престоле уготованном» или «Кивота Завета», в окружении Херувима и Серафима
— к пророкам, возвестившим о пришествии в мир Спасителя, открывающему «Дверь спасения», и Евангелистам, свидетельствующим
об исполнении обетования Божия. Надмирным утверждением этого свидетельства изображены по углам четыре Херувима, Честнейшей
которых явилась Приснодева Мария. Икона Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевьг Марии из иконостаса Троицкого
собора. Посредницей м...
19. Пятницкая и Введенская церкви (1547 г.)
В 1621 году патриарх Филарет своим указом отмечал, что враги эти церкви «разорили и престол ободрали» и если одну из них (Пятницкую) к этому времени «уже поделали и освятили», то другая
«по ся мест стоит нестроена, пенья в ней нет, верх разломан и стороны развалились». Велено было «изготовя камень и кирпичь
и известь», отс...
21. Царские Чертоги (конец XVII в.)
Лепнина потолка другой палаты (спальни), состоящая из аллегорических сюжетов, эмблем и надписей, призвана выражать «радость
России видеть на престоле Елизавету». Примечательны две огромные
нарядные печи в этих палатах: одна из них сложена из цветных изразцов с растительным орнаментом и имеет причудливую форму
со множеством колонок, полочек, карнизов, выступов и ниш; вторая печь более проста по форме, но ее изразцы украшены неповторяющимися
тематическими сюжетами. Обе печи являются прекрасными образцами иск...
24. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (5)
Но и в этих традиционных формах проявляются самобытные черты духовной культуры Троице-Сергиевой Лавры, ставшей своеобразным
историческим звеном в развитии шитья (облачения, покровы, пелены, плащаницы), литья (потиры, напрестольные кресты, оклады, образа), резьбы и других видов церковного искусства. В иконостасах и
киотах удивительно тонко раскрыта тема «лозы», восходящая к Евангельской теме. «Я есмь истинная виноградная лоза, и Отец
Мой — Виноградарь.— Свидетельствует Христос Спаситель.— Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе:
так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто С глубоким внутренним трепетом пере...
25. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (6)
Особое место в этом святом всенародном подвиге принадлежит пламенному патриоту родной земли Преподобному и Богоносному отцу
нашему Сергию, игумену Радонежскому, основателю Свято-Троицкого монастыря — духовной, а нередко и военной опоры первопрестольной Москвы. Благословение Аввы Преподобного Сергия, преподанное
великому Московскому князю Димитрию Иоанновичу, и его патриотическое воззвание к русским войскам явились вечным символом
участия Русской Церкви в исторических судьбах нашей Родины. Житийная икона Преподобного Сергия. XVII в. Победа на Куликовом
поле, эхо которой было услышано во всей Европе и в Византии, имела огромное историческое значение. Ценой величайших жертв
Русь не только нанесла с...
26. Музей-заповедник: Живопись
Доверенное лицо Екатерины II, законоучитель наследника престола,
друг известного екатерининского вельможи князя Потемкина, Платон стремился играть роль просвещенного иерарха, которому не
чужды современный светский образ жизни, прогресс науки и искусства, нововведения в быту и обрядах, но всегда оставался при
этом верным идеологом самодержавия. Большо...
28. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (7)
Темже мы днесь, совершая священную память твою, духовными тя песньми ублажаем, и смиренно молим: да предстоя Престолу Господа Бога, ходатайству -еши о спасении душ наших. Кондак, глас
4: Правило веры, столп благочестия, был еси Богоносне Дионисие, явив в себе образ и пример преуспеяния добродетели и подвигов:
сею Евангельскою мрежею многих уловил еси подражателей, подая блестящею на Пебеси славою своею ревность к содействованию
на пользу правоверных. Тем же мы ныне восп...
29. История Загорска. История Сергиева-Посада
Здесь торжественным «кресто-целованием» скрепляли они свои договоры и союзы, отмечали «молебными пениями» начало и окончание
военных походов, крестили наследников престола и т. д. Одновременно
с увеличением политической роли монастыря росло и его значение как центра культуры. В монастыре накапливались драгоценные
рукописи, выполненные троицкими монахами, а также попадавшие в монастырь путем вкладов, хранились берестяные тексты. В описи
монастыря 1641 года названы свитки на бересте, Служебник, Евангелие и Псалтырь XIV века. Эти первые рукописные книги ...
30. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (1)
В 1356 году в Германии принята «Золотая Булла»— документ, в котором говорилось, что папский престол не должен принимать участия в выборах императора. К середине XIV века обстановка в Западной
Европе чрезвычайно обострилась: в 1350 году между Францией и Англией началась Столетняя война. Противоречия между духовной
и светской властью в Европе проявлялись, с одной стороны, в предреформационных и откровенно еретических движениях, с другой—в
усилении духовного традиционализма и всевозможных охранительных тенденций. В Византии и на Афоне разви...
31. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (2)
λιτη) — моление) с пением литийных стихир в монастыре — в похвалу Пресвятой Троицы, Матери Божией или
Преподобного Сергия. В дни престольных праздников иноки Обители
обходят Успенский собор крестным ходом при покаянном возношении литийных прошений и молитв. В другие праздники и за воскресными
всенощными бдениями лития совершается в западном притворе храма. «Мы молимся как бы пред вратами Небесными... подобно Адаму,
мытарю, блудному сыну... В литии церковь исходи! из своей облагодатствованной среды во внешний мир — в собственном смысле,
или же в притвор, как часть хр...