2. Троице-Сергиева Лавра. Обеты монашества
Сохраниши ли даже до смерти послушание ко игумену и ко всей
о Христе братии? — Ей, Богу содействующу, честный отче. Пребудеши ли до смерти в нестяжании и вольней Христа ради во общем
житии сущей нищете, ничтоже себе самому стяжавая, или храня, разве яже на общую потребу, и се от послушания, а не от своего
произволения? — Ей, честный отче, пребуду Богу споспешествующу. Виждь, чадо, как...
3. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (3)
Напоминанием о ввержении пророка Ионы в море за непослушание
(4 Цар. 14, 25; Иона, гл. 2) и о его раскаянии во чреве кита Церковь указывает на исполнение надежды в Новом Завете (Мф.
12, 40; 16, 4; Лк. 11, 29; 1 Кор. 15, 4; Еф. 4, 10) и на обновление человека через Приобщение Божественной Крови (Иер. 31,
31; Мф. 26, 28). В...
4. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (4)
Истинное смиренномудрие не в словах только или во внешнем образе смирения, но собственно смиренный залог, утвердившийся в
самом сердце» (Преподобный Авва Дорофей). «... Послушание
есть отложение рассуждения при богатстве рассуждения. Когда мы впали в ров беззаконий, то не можем выйти из него, если не
погрузимся в бездну смирения кающегося. Прежде падения нашего бесы представляют нам Бога человеколюбивым, после падения —
жестоким. Кто стяжал страх Божий, тот устрашился лжи, имея в себе неподкупного судию — свою совесть. Как при явлении света
исчезает тьма, так и от благовония смирения истребляется всякое огорчение и раздражитель...
5. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (3)
Иноки Церкви Русской несут послушание на Афоне. Если вникнуть
в содержание этих книг, оставляя в стороне внешнюю форму — форму наставления монахам, то можно убедиться, что едва ли есть
в мировой литературе столь удачно выполненная задача — указать путь к духовному устроению души, от немир-ствующего состояния
к источникам высокого творчества, к красоте духа, к царству любви, стремление к которому заложено в глубине каждого человека....
6. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (1)
Основу духовной жизни Обители составляют молитва, послушание,
труд и покаяние с последующим глубоким внутренним исправлением. «Троицкий кондакарь». Начало XIII в. ГБЛ, ф. 304, № 23. День
за днем суточный круг монашеской жизни переходит в седмичный и затем в годовой. По совокупности исторически сложившихся священных
обрядов и действий все они через внешние знаки выражают внутреннее содержание веры. Так, изображением крестного знамения
выражается вера в силу воплощения и спасит...