1. Монастырь-крепость и посад во второй половине XVII века
Поселения вокруг монастыря к концу XVII века складываются уже в единый посад
городского типа; по числу жителей он не уступал многим городским центрам того времени. Писцовые книги 1684 года только в
одном селе Клементьеве, которое составляло не более трети, а может быть, даже и четверти всего посада, указывают 894 жителя
мужского пола, что превосходило численность населения таких известных городов, как, например, Переславль-Залесский (879 человек)
или Ростов Великий (765 человек). Посад Троицкого монастыря стал и крупнейшим торговым центром...
2. Монастырь-крепость и посад в XVI веке
Служние слободы и село Клементьево в это время составляли основу Троицкого посада.
Другие подмо-настырские селения развивались значительно медленнее, а население некоторых из них даже шло на убыль, Деревня
Кокуево и слобода Конюшенная, возникшие позади монастырских хозяйственных служб с северной стороны монастыря, также были
немноголюдны. Популярность, а вместе с этим и богатство Троицкого монастыря росли и ширились. К концу XVI века в его владениях
было уже более 2780 поселений. Монастырские власти не упус...
3. Монастырь и посад в XVIII веке
В связи с этим был сделан первый инструментальный «геометрический план» посада
и его земель, который дает точное представление о расположении сел и слобод на 1775 год. На плане хорошо видно, что к этому
времени отдельные селения сомкнулись между собой, а их основные улицы направлены к монастырю-крепости по исторически сложившимся
дорогам. Так, главная улица села Клементьева проходит по Московской дороге, повторяя ее изломы; по северному берегу Келарского
пруда проходит дорога на Дми...
7. Музей-заповедник: Декоративные ткани
Платок «Круги». Павловский Посад Редчайшее по красоте богатство
составляют орнаменты — то с пышными букетными узорами, то с мелкими, словно бисерными, рисунками, то с причудливыми восточными
мотивами. Предельная насыщенность и яркое цветовое горение достигается живой игрой света и тени, придающей краскам удивительную
глубину и звучность, а также неожиданными красочными переходами с богатой градацией оттенков и интенсивны...
11. Колокольня (1741-1769 гг.)
Колокол был подвешен на мощных дубовых столбах перед колокольней, которая была еще одета лесами и не достроена. Три тысячи
посадских людей под управлением десяти конных распорядителей
три дня тянули сюда колокол от места отливки, которое находилось ссего в нескольких сотнях метров от монастыря. Колокольня
(1740—1770) и звонница Духовской церкви (1476) В 1747 году Мичурин был послан на ответственные работы в Киев, и дальнейшее
строительство этого уникального сооружения связано с именем его ученика — другого талантливого русского архитектора, Д. В.
Ухтомского. Как и Мичурин, Ухтомский...
12. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (4)
Различные события, связанные с жизнью Посада, легли в основу
местных легенд. «Кругом Троицы действительно нет змей,— сообщает исследователь,— и местное предание объясняет, что Преподобный
Сергий заклял змей, и там, где слышен звон колокола его Обители, змеи жить не могут. Троица избегла всех ужасов чумы XVIII
в. и холерных эпидемий в XIX в., а также нашествия французов в 1812 году,— эти обстоятельства также послужили темой различных
ск...
13. Историко-художественный музей-заповедник
Большое распространение в Сергиевском посаде получила игрушка
из папье-маше, для создания которой мастерами исполнялись резные формы из дерева — болвашки. Прекрасный образец таких произведений
— болвашка-конь, выполненная во второй половине XIX века А.А.Рыжовым, родоначальником целой династии талантливых резчиков.
Помимо игрушечников в городе жили и работали прекрасные резчики-миниатюристы Хрустачевы, расписчики Марандины, мастера лаковой
росписи по папье-маше и металлу А.Г.Вишняков и О.В. Фаворская. Тесно...
16. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (2)
Покров милости Божией над Лаврою Преподобного Сергия и Сергеевым Посадом
во время губительных болезней [ 1830-е — 1870-е гг.].— Богословский вестник, 1892, № 10, с. 89—121. То же. Отд. отт. Сергиев
Посад, 1892. 35 с. 113. Смирнов С. К. Церковно-исторический месяцеслов Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 2-е изд. испр. и значит,
пополн. М., тип. В. Готье, 1854. 125 с. 1-е изд.: 1850. Содержание: Дни праздничные ...
17. Монастырь-крепость и посад в первой половине XVII века
Искорки золотых крестов и блеск покрытых белым «неметцким» железом куполов, среди которых выделялась горящая золотом глава
Троицкого собора, были далеко видны со многих улиц посада;
сливаясь на горизонте с силуэтом темного леса, посадские дома широкой полосой охватывали крепость со всех сторон. Наряду
с селом Клементьевом и значительно разросшимися Служними, Пушкарской и Стрелецкой слободами Опись 1641 года называет и новые
слободы: Иконную и Поварскую — с юга, Тележную, Кон...
18. Пятницкая и Введенская церкви (1547 г.)
Ее образ отмечен интимностью и уютом, характерным для посадских
церквей, сооружаемых прихожанами слободы или улицы. Церковь и примыкающая к ней трапезная перекрыты сомкнутыми сводами без
промежуточных опор, что делает их интерьеры весьма просторными и вместительными. Единственный вход в церковь расположен с
запада, со стороны трапезной, и украшен перспе...
20. Загорск, Сергиев-Посад. От автора
От автора При создании сайта были использованы просветительские и научно-исследовательские материалы, находящиеся в частных
собраниях жителей Сергиева Посада. Оценки деятельности государственных
и религиозных деятелей соответствуют тем, которые были сделаны в годы публикаций материалов. Все географические названия
приведены так, как они представлены в источниках. Если Вы готовы участвовать в развитии данного проекта и у Вас есть материалы,
которые могут быть интересны посетителям данного сайта, пишите document.write('','e','-m','a','i','l',...
22. Историко-художественный музей-заповедник
Это и „Русское гончарное искусство XIX — начала XX века", и „Дымковская игрушка", „Художественные промыслы Сергиевского
посада", и „Русская керамика XVIII — начала XX века".
За последнее время произведения, хранящиеся в Загорском музее, экспонировались во многих городах нашей страны и за рубежом,
они побывали во Франции, Японии, ФРГ, Югославии, Венгрии, Болгарии, Польше, Чехословакии, Монголии. Продолжается и научная
деятельность. Важнейшей областью...
23. Основание монастыря. XIV век
Так началась многовековая история Троицкого монастыря и развившегося вокруг него посада.
Не выдержав, однако, тягот суровой жизни в лесу, старший брат, Стефан, вскоре ушел в московский Богоявленский монастырь,
а младший, приняв после пострижения имя Сергия, остался здесь в одиночестве. Через два-три года около него стали селиться
другие монахи: каждый...
24. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (1)
Его жизнь и деятельность. Сергиев Посад, 1911. 57. Святитель
Иоасаф Горленко, епископ Белгородский и Обоянский. Материалы для биографии, собранные и изданные кн. Н. Д. Жеваховым. Т.
1. Ч. 3. Киев, 1909. См. также № 24, 265. Слова. Речи. 58. Платон, митрополит Московский. Поучительное слово... в Свято-Троицкой
Лавре июля 5 дня 1767 г.— В кн.: Платон, митрополит Московский. Поучи тельные слова, сказанные Свято- Троицкой Сергиевой
Лавры архимандритом Платоном сентября 1767 г. Продолжение 5-е. ...
25. Город и монастырь в XIX - начале XX века
1821 Состояние застройки города к 1832 году характеризует докладная записка директора Комиссии для строений Москвы Башилова
на имя губернатора: «При моем личном обозрении Сергиевского Посада с самого выезда из Москвы я встретил по обе стороны развалившиеся
дома, соломенные полусгнившие крыши и таковое безобразие, что подобного не находил нигде в деревнях от столицы до самого
Посада находящихся, а чем ближе к монастырю, тем безобразие
более увеличивалось ветхими домами ратуши и покачнувшимися целыми линиями гостиного двора (на Вознесенской площади. — В.
Б.). Далее, подъезжая к самому монастырю, на обширной площади, имеющей с одной стороны древние стены монастыря, с другой
гостиницу и с третьей ряды я нашел кучу выстроенных лубочных и дощчатых лавок без всякой правильности и украшения и тем с...
27. Город и монастырь после 1917 года
Осипов. 1926 Многие жители Посада, занимавшиеся ранее обслуживанием
паломников, остались без средств к существованию и потому стали покидать город. Советская власть принимала все возможные
меры к быстрейшему пуску остановленных производств и трудоустройству безработных, организовывала кооперации кустарей, курсы
по ликвидации неграмотности, Советские административные учреждения разместились в лаврской гостинице и Торговых рядах на
Красногорской площади. Здесь в ноябре 1926 го...