Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

портал

 

1. Пятницкая и Введенская церкви (1547 г.)

Единственный вход в церковь расположен с запада, со стороны трапезной, и украшен перспективным порталом с тонкой геометрической резьбой. Непосредственно над входом возвышается небольшая восьмигранная «колокольница», увенчанная высоким каменным шатром со «слухами» (открытыми проемами для лучшей резонации звука) и изящной главкой на тонкой шее. Основанием «колокольницы» служат стена трапезной и два отдельно стоящих рустованных пилона с перекинутыми между ними циркульными арками. Следует отметить, однако, что облик и декор этой колокольни явно не соответствуют традиционной ...

2. Трапезная с церковью Сергия (1686—1692 гг.)

) Крупные по рисунку и сочные по формам скульптурные картуши и вставки из растительных мотивов украшают своды этой величественной палаты, а переходы в малую трапезную и церковь обрамлены порталами с парными витыми колонками. Описи первой половины XVIII века отмечали, что в Трапезной палате «стены и своды убраны штукатурною работою и лишь местами расписаны разными красками». В одно из посещений монастыря Екатерин...

3. Духовская церковь (1476-1477 гг.)

В отличие от Троицкого собора Духовская церковь имеет не три, а только два входа, оформление которых не одинаково; обрамление западного портала, обращенного в сторону собора, повторяет обрамления входов последнего, но с добавлением своеобразных «пик» по сторонам капителей полуколонок и на острие килевидного завершения портала (их следы можно видеть на стене церкви); капители и перевязки на колонках южного входа имеют другой, более тонкий рисунок. При реставрации Духовской церкви в 1960 году искали ...

4. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (5)

8663), л. 230. Красочный портал собора Живоначальной Троицы и каменное узорочье у его главы свидетельствуют о плодах рук преемников Преподобного Сергия Радонежского, которые произросли от него, как «от добраго корене». Они помогают увидеть, как восприняты лучшие традиции предшествовавшей культуры, воплощенные в камне, красках и в самой жизни теми, кто черпал здесь духовные силы. МОЛИТВА Преподобному Сергию Радонежскому О великий заступниче рода христианс...

5. Часовня Пятницкого колодца

Узорчатый крест «с репьями», венчающий постройку, точно повторяет крест Надкладезной часовни. Входной портал украшен колонками и киотом с пышными волютами по сторонам. Часовня Пятницкого колодца отличается оригинальностью композиции и совершенством архитектурных форм. Она играет заметную роль в общей па...

6. Памятники монастырского некрополя XV—XVIII веков

Усыпальница Годуновых и портал Успенского собора. 1780 год В 1606 году их останки по приказу царя Василия Шуйского были с почетом перевезены с кладбища Варсонофьевского монастыря в Троице-Сергиев монастырь. В 1622 году здесь была погребена и Ксения, умершая монахиней в суздальском Покровском монастыре. 26 октября 1945 го...

7. Красная башня

Малышева, по которому она была значительно увеличена в высоту, увенчана сферическим куполом церковного типа, а к арке ворот пристроен богато декорированный лепными украшениями портал. На боевую башню, оборонявшую главный вход в монастырь-крепость, как бы надели не по росту сшитую придворную ливрею, которую она и носит до сих пор. Красная башня перестраивалась. Кирпичн...

8. Троицкий собор (1422—1423)

На западной стене Троицкого собора по обе стороны от расписного портала были раскрыты фрески, изображающие Сергия и Никона (слева) и их учеников — Савву и Михея (справа), которые также относятся к XVI веку. Скрытые установленным здесь позднее иконостасом, они избежали записей и поновлений и сохранили колорит первоначальной живописи ...

9. Историко-художественный музей-заповедник

Несомненный интерес представляет также лепной декор, украшающий своды и стены зала и церкви Сергия, переход в которую, равно как и входы в вестибюль и ризницу, оформлен порталом с резными колоннами. Несохранившийся до нашего времени иконостас храма удачно заменил другой — установленный в 1948 году — из московской церкви Никола „Большой Крест" (1688 г.), который органично вошел в единую образно-пластическую систему интерьера церкви Сергия Радонежского. Почти одновременно с Трапезной и параллельно ей — у северной монастырской стены возводится сооружение, получившее название Царских Чертогов. Эти две постройки, по замыслу зо...

10. Посадские церкви

Повторяя все ту же традиционную схему бесстолпного храма с трапезной и колокольней, Ильинская церковь выгодно отличается от других посадских церквей города изяществом пропорций, тонким рисунком беленых порталов и наличников окон, ярко выделяющихся на темно-красном фоне ее стен, а также выразительным силуэтом кровли и стройного шатра колокольни. В 1876 году по проекту архитектора И.А.Малышева квадратная трапезная была расширена на запад, включив в свой объем нижний ярус ...

11. Музей-заповедник: Роспись и резьба по дереву

Ворносковы. Погранохрана. Портал. 1937 год. Фрагмент Оригинальная загорская роспись по выжженному рисунку получила свое развитие в конце XIX — начале XX столетия под руководством художника В. И. Соколова. В большинстве его произведений едва уловимый выжженный контур рисунка органически сливается с яркими краска...

12. Успенский собор (1559—1585 гг.)

Сводчатую паперть с западной стороны заменили другой, барочной формы (1780), а с севера и юга к открытым прежде входам с мощными обрамлениями порталов добавили крытые паперти-крыльца (XIX в.). Еще ранее были растесаны окна нижнего пояса, В 1967 году тяжелая четырехскатная кровля собора была разобрана и восстановлено его покрытие по сводам, что значительно ул...

13. Историко-художественный музей-заповедник

Это проявилось и в использовании той же, что и в Троицком соборе, традиционной для XV века планировки, применении сходных с „троицкими" кокошников, устройстве перспективных порталов, оформляющих входы, и трехчастного фриза на наружных стенах здания. Однако фриз здесь уже не резной, — с появлением кирпича зодчие отказываются от белокаменной резьбы, заменяя ее керамическими рельефами. На Духовской церкви два ряда таких изразцов с поя...

14. Троицкий собор (1422—1423)

С трех сторон собор имеет перспективные порталы (архитектурно оформленные входы), обрамления которых повторяют килевидную форму закомар. На западном фасаде — огромный киот с живописным изображением Троицы. Над диагональными кокошниками — декоративными подобиями закомар — высится массивный, несколько смещенный к востоку башнеобразный барабан с десятью высокими окнами, увенчанный шлемовидной главой. Благодаря стройной системе искусственных ракурсов и оптич...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................