1. Пятницкая и Введенская церкви (1547 г.)
Единственный вход в церковь расположен с запада, со стороны трапезной, и украшен перспективным порталом с тонкой геометрической резьбой. Непосредственно над входом возвышается небольшая восьмигранная
«колокольница», увенчанная высоким каменным шатром со «слухами» (открытыми проемами для лучшей резонации звука) и изящной
главкой на тонкой шее. Основанием «колокольницы» служат стена трапезной и два отдельно стоящих рустованных пилона с перекинутыми
между ними циркульными арками. Следует отметить, однако, что облик и декор этой колокольни явно не соответствуют традиционной
...
3. Духовская церковь (1476-1477 гг.)
В отличие от Троицкого собора Духовская церковь имеет не три, а только два входа, оформление которых не одинаково; обрамление
западного портала, обращенного в сторону собора, повторяет
обрамления входов последнего, но с добавлением своеобразных «пик» по сторонам капителей полуколонок и на острие килевидного
завершения портала (их следы можно видеть на стене церкви); капители и перевязки на колонках южного входа имеют другой, более
тонкий рисунок. При реставрации Духовской церкви в 1960 году искали ...
4. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (5)
8663), л. 230. Красочный портал собора Живоначальной Троицы
и каменное узорочье у его главы свидетельствуют о плодах рук преемников Преподобного Сергия Радонежского, которые произросли
от него, как «от добраго корене». Они помогают увидеть, как восприняты лучшие традиции предшествовавшей культуры, воплощенные
в камне, красках и в самой жизни теми, кто черпал здесь духовные силы. МОЛИТВА Преподобному Сергию Радонежскому О великий
заступниче рода христианс...
7. Красная башня
Малышева, по которому она была значительно увеличена в высоту, увенчана сферическим куполом церковного типа, а к арке ворот
пристроен богато декорированный лепными украшениями портал.
На боевую башню, оборонявшую главный вход в монастырь-крепость, как бы надели не по росту сшитую придворную ливрею, которую
она и носит до сих пор. Красная башня перестраивалась. Кирпичн...
9. Историко-художественный музей-заповедник
Несомненный интерес представляет также лепной декор, украшающий своды и стены зала и церкви Сергия, переход в которую, равно
как и входы в вестибюль и ризницу, оформлен порталом с резными
колоннами. Несохранившийся до нашего времени иконостас храма удачно заменил другой — установленный в 1948 году — из московской
церкви Никола „Большой Крест" (1688 г.), который органично вошел в единую образно-пластическую систему интерьера церкви
Сергия Радонежского. Почти одновременно с Трапезной и параллельно ей — у северной монастырской стены возводится сооружение,
получившее название Царских Чертогов. Эти две постройки, по замыслу зо...
10. Посадские церкви
Повторяя все ту же традиционную схему бесстолпного храма с трапезной и колокольней, Ильинская церковь выгодно отличается
от других посадских церквей города изяществом пропорций, тонким рисунком беленых порталов
и наличников окон, ярко выделяющихся на темно-красном фоне ее стен, а также выразительным силуэтом кровли и стройного шатра
колокольни. В 1876 году по проекту архитектора И.А.Малышева квадратная трапезная была расширена на запад, включив в свой
объем нижний ярус ...
13. Историко-художественный музей-заповедник
Это проявилось и в использовании той же, что и в Троицком соборе, традиционной для XV века планировки, применении сходных
с „троицкими" кокошников, устройстве перспективных порталов,
оформляющих входы, и трехчастного фриза на наружных стенах здания. Однако фриз здесь уже не резной, — с появлением кирпича
зодчие отказываются от белокаменной резьбы, заменяя ее керамическими рельефами. На Духовской церкви два ряда таких изразцов
с поя...