Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

площадь

 

1. Основание монастыря. XIV век

Монастырь получил, таким образом, регулярный план в виде правильного прямоугольника: по его сторонам стояли кельи, обращенные окнами на центральную площадь, где возвышались церковь и трапезная; весь монастырь, включая огороды, житницы и другие хозяйственные постройки, располагавшиеся позади келий, окружила рубленая ограда (тын); над ее главным входом была поставлена еще одна церковь, посвященная Дмитрию Солунскому. К концу XIV века появляются и первые поселения в окрестностях обители Сергия. Епифаний свидетельствует, что если ко времени основания монастыря «не было близ тогда ни сел, ни д...

2. Успенский собор (1559—1585 гг.)

В отличие от собора Московского Кремля к его западному фасаду, выходящему на площадь, примыкала низкая сводчатая паперть (разобрана в XVIII в.). Успенский собор. Разрез восток — запад. Обмерный чертеж Ф. Комарова. 1946 Успенский собор. Разрез север — гог. Обмерный чертеж Ф. Комарова. 1946 Внутренний вид Успенского собора прежде всего поражает своим простором и светом: шесть массивных опор несут высоко расположенные крестовые своды со световыми бар...

3. Монастырь и посад в XVIII веке

Строительство этого времени не нарушило сколько-нибудь значительно планировочной структуры монастыря, хотя и внесло в нее определенные коррективы. Древняя площадь перед Успенским собором сохранила свои прежние размеры; колокольня и Смоленская церковь, возведенные на месте трапезной и поварни XV века, как бы обновили собой древнее ядро обители, а обелиск в память заслуг Троицкого монасты...

4. Монастырь-крепость и посад в первой половине XVII века

Иконописец изображает Троицкий монастырь с запада, как бы сверху, благодаря чему четко виден принцип его построения: кельи и другие здания располагаются параллельно крепостным стенам, обрамляя центральную площадь, где возвышаются белокаменный Троицкий собор с Никоновским приделом, Духов-ская церковь, пятиглавый Успенский собор, трапезная и поварня. Материалы описи свидетельствуют, что активная строительная деятельность первой половины XVII века коснулась и этих древнейших зданий обители: к восточной стене ермо-линской трапезной примкнула новая каменная церковь, Михаила Малеина (1621, не сохранилась), несколько расширен (сделан «болши первые») Никоновский придел (1623), д...

5. Колокольня (1741-1769 гг.)

Мичурин, которому было поручено строительство колокольни, убедительно доказал, что поставленная на этом месте колокольня не только загромоздила бы всю площадь перед Троицким собором, но и «от того малого расстояния народом видна много быть не могла». Он предложил разместить новое сооружение не в центре, а на северной стороне площади, там, где в те годы еще стояла старая, ермолинская трапезная XV века. Смещение колокольни с оси Успенского собора освобождало ее от тесной связи только с одним зданием, и она становилась как бы равнодействующ...

6. Уточья башня

При этом венчавший стены башни традиционный парапет зубцов с боевыми амбразурами был заменен открытой аркадой с белокаменными шарами («глобусами») над ее карнизом и с башенками по углам; аркада эта служит ограждением площадки-гульбища, занимающей здесь всю площадь башни. Уточья башня. XVII век В центре гульбища возвышается надстройка из кирпича и белого камня, равная по высоте всему нижнему объему башни. Она образована рядом последовательно уменьшающихся и по-разному оформленных восьмериков. Первый из них состоит из восьми массивных пятигранных пилонов, рустованных блоками белого камня, с перекинутыми между ними арками; фасады его украшают богато декорированные модульо...

7. Город и монастырь в XIX - начале XX века

В 1836 году на специальном совещании военного генерал-губернатора, митрополита и директора Комиссии была выработана программа «для приведения строений в Сергиевском посаде в законный порядок»; в Положении из двадцати двух пунктов подчеркивалась необходимость «сохранить во всей точности» утвержденный план планировки Посада, ни в коем случае не занимать намеченные свободные территории вокруг лавры; вновь подтверждалось, что Красногорская площадь «не должна ничем быть застраиваемая, а потому существующие на ней временные лавочки велеть снести»; определялся порядок освобождения от «обывательских строений» территорий, где по плану назначалась свободная площадь; запрещался ремонт домов и в зависимости от их состояния назначался трех- или пятилетний срок для переноса на другое место. Однако вопросы, связанные с застройкой «главнейшей улицы» и административной площади Посада, так и не нашли своего разре...

8. Троицкий собор (1422—1423)

Он отмечает собой тот исторический центр, вокруг которого происходило все последующее формирование монастырского ансамбля. Небольшая площадь перед ним до сих пор сохраняет те же размеры, что и во времена скромной обители Сергия. Но за шесть столетий непрерывного строительства вокруг этого здания появилось такое многообразие первоклассных памятников разных времен и стилей, какое вряд ли можно увидеть вместе где-либо еще. Так, непосредственно к Троицкому собору примкнул небольшой одноапсидный ...

9. Город и монастырь после 1917 года

Романтика тех лет отразилась в упразднении старых названий площадей и улиц «как не соответствующих действительности настоящего времени». Красногорская площадь стала Советской, Вознесенская — Спортивной, улицы Вифанская — Комсомольской, Белая — Красной и т. д. Сам город получил название Сергиев, а в 1930 году был переименован в Загорск, в память известного революционера, соратника В. И. Ленина — Владимира Михайловича Загорского (...

10. Трапезная с церковью Сергия (1686—1692 гг.)

Притвор, или сени, ведет в просторную, залитую светом трапезную палату, площадь которой составляет 510 кв. м (15Х Х34 м), а высота в зените свода 9,8 м; в те годы это было самое большое помещение на Руси, перекрытое сводом без промежуточных опор. (Площади трапезных палат самых богатых столичных монастырей — Симонова, 1680—1683, и Ново-Девичьего...

11. Монастырь и слободы в XV веке

Четырехугольник низких деревянных келий обрамлял открытую площадь, по двум сторонам которой возвышались две группы каменных зданий: с южной — Троицкий собор и Духовская церковь, а с северной, как бы уравновешивая их,— трапезная палата и поварня. Позади келий с восточной стороны располагались хозяйственные службы и огороды. Весь монастырь, территория которого уже приближалась к современным размерам, окружала рубленая стена с башнями и церковью над главным вход...

12. Посадские церкви

Она удачно расположена на холме Волкуша у Московской дороги, где при перепланировке Посада в конце XVIII века была сделана попытка организовать административно-торговую площадь с присутственными местами и магазинами (теперь здесь городской стадион). Церковь Казанской Богоматери. 1752. Макет-Реконструкция В. И. Балдина В отличие от церкви Рождества Христова Вознесенская церковь полностью сохранилась. Бесстолпный одноапсидный храм с трапезной, своды которой опираются на два столба, вблизи выглядит несколько приземистым и даже грузным. Это впечатление усил...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................