1. Звонковая башня
Звонковая башня, как и Сушильная, имеет прямоугольную («плоскую») форму плана
и отличается от нее лишь более нарядным убором фасадов. Это единственная из всех башен монастыря, которая сохранила шатровое
покрытие со смотрильней, сильно искаженнее, однако, в XIX веке, Ее реставрация была проведена в два этапа: сперва были восстановлены
древние формы интерьера и бойниц (1961), а затем отремонтированы конструкции шатра, который был покрыт тесом (1975). С этой
стороны крепости в XVI веке находилась еще одна боевая башня — Соля...
2. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (2)
Загорск. История города и его планировки. М., Стройиздат,
1981. 157 с, ил. 159. Троицкий собор, церковь Преподобного Никона и келлия Преподобного Сергия в Троице-Сергиевой Лавре.
[Описание]. М., тип. «Ведомостей Моск. гор. полиции», 1854. 16 с, 2 л. ил. 160. Балдин В. И. Архитектура Троицкого собора
Троице-Сергиевой Лавры.— Архитектурное наследство. 1956, сб. 6. с....
3. Историко-художественный музей-заповедник
Это проявилось и в использовании той же, что и в Троицком соборе, традиционной для XV века планировки, применении сходных с „троицкими" кокошников, устройстве перспективных порталов,
оформляющих входы, и трехчастного фриза на наружных стенах здания. Однако фриз здесь уже не резной, — с появлением кирпича
зодчие отказываются от белокаменной ре...
4. Пятницкая башня
Выстроенная в 1640 году на месте разрушенной взрывом «в осадное время», она имеет в высоту 22 м до верха зубцов (без шатра).
Восьмигранная в плане форма придает ей особую конструктквную
устойчивость. Искусные мастера-градодельцы оживили фасады башни тягами из тесаного кирпича, лопатками, полуколонками, арочками
и валиками, включили в общий декор даже орудийные бойницы, придав им фигурную форму. Как и все другие угловые башни, она
разделена по высоте на шесть боевых ярусов: самый ни...
5. Троице-Сергиева Лавра. Общественное служение. (4)
Он призвал всех верующих Земли вместе трудиться на местном, национальном и региональном уровнях для сохранения жизни и утверждения
мира на нашей планете. Участники собрания, представлявшие
различные религии, единодушно подтвердили готовность своих Церквей и религиозных объединений проводить в жизнь идеи и решения
Всемирной конференции, состоявшейся в Москве в 1982 году. Святейший и Блаженнейший Католикос - Патриарх всей Грузии Илия
II сказал: «Мы живем в такое время, когда мало говорить о мире, н...
6. Художественно-педагогический музей игрушки
Их фигурки вдруг начинают двигаться при помощи простых устройств: кнопки, передвижных планочек, подвеса или баланса. И даже листочки на деревьях, укрепленные на спиральных проволочках,
иногда слегка колышутся. Отдельные игрушки, такие, как «Рассказ охотника» В. Ф. Бадаева или «Пожарники» В. С. Шишкина, ...
7. Музей-заповедник: Живопись
Художник предпочитает звучную колористическую гамму, с большой смелостью сочетая яркие зеленые, красные и желтые цвета, тщательно
пишет первый и второй планы, не впадая при этом в мелочную
скрупулезную детализацию. В том же 1762 году им выполнен портрет Екатерины II. Кисти Антропова, по-видимому, также принадлежит
копия с портрета Елизаветы Петровны, написанного придворным живописцем Л. Каравакком. Среди иностранцев, работавших в России
в XVIII веке, был художник Георг Гроот ...
10. Царские Чертоги (конец XVII в.)
С сооружением Трапезной и Царских Чертогов план монастыря
получил свое завершение, закрепив идею «четверообразного», то есть четырехугольного, построения. Царские Чертоги. Фрагмент
свода палаты с изображениями баталий Петра I. 1748 Царские Чертоги на северной стороне монастыря строились одновременно или
сразу же после Трапезной и, очевидно, теми же мастерами. К сожалению, здание дошло до нас со значительными утратами и искажени...
11. Музей-заповедник: Жемчужное шитье
Митра. XVIII в. В ином плане украшена епитрахиль, вложенная
в монастырь императрицей Елизаветой Петровной. Ее отличительная черта — монохромность. Фоном для узора, шитого одним жемчугом,
служит белый атлас. Вдоль всего полотнища епитрахили дан ритмичный узор из трех параллельных извивающихся полос, изображающих
широкие стилизованные листья и цветы, и между ними — повторяющиеся...
16. Посадские церкви
Но тем удивительнее эта неожиданная встреча с древним русским поселением, так напоминающим своей «четверообразной» планировкой деревянный Троицкий монастырь времен Сергия. Успенская церковь.
1769. фотография 1920-х гг. План Благовещенская церковь была поставлена здесь на месте более древней, вероятнее всего, в
середине XVII века, когда село отстраивалось после «осадного разорения». Если мысленно убрать позднюю колокольню, то можно
представить первоначальный объем церкви — это был храм клетского типа с небольшой главкой на коньке кровли и с обширной ...
17. Троицкий собор (1422—1423)
Троицкий собор с пристройками. План: 1 —Троицкий собор (1422);
2 — западная паперть (XVI в., 1642); 3— Никоновский придел (1548, 1623); 4 — Серапионова палатка (XVI в., 1826) Московская
школа живописи к началу XV века достигла высокого расцвета и оказывала значительное влияние на архитектуру. Художник, которому
предстояло расписывать храм и изготовлять для него иконостас, должен был ясно представлят...
25. Монастырь и слободы в XV веке
Преемник Сергия по игуменству Никон с помощью московских князей быстро отстраивает монастырь вновь, во всем повторяя его
прежнюю планировку: на месте сгоревшей церкви, в которой
был похоронен Сергий, строится новая, тоже деревянная, но больших размеров (освящена в 1412 г.), а вокруг нее так же, «четверообразно»
располагаются кельи и другие постройки. Троицкий собор 1422 года. Первоначальный вид. Реконструкция В. И. Балдина К этому
времени широкий размах получает коло...
26. Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Возведя Смоленскую церковь рядом с монастырской колокольней, зодчие XVIII века вновь повторили прием постановки небольшого
сооружения вблизи огромного здания, но уже строили его не на контрастном противопоставлении архитектурных форм, как это было
при сочетании резной Надкладез-ной часовни и Успенского собора с его гладкими стенами, а на их согласовании и на идентичности
цвета обеих построек. В плане Смоленская церковь представляет
собой круг диаметром 13 м с четырьмя глубокими нишами по наружным стенам. Парные пилястры поддерживают четыре крепованных,
криволинейных очертаний фронтона, ориентированных по странам света; плоскости стен прорезаны двумя ярусами больших окон с
лепными наличниками разного рисунка. Медная кровля яйцевидной формы с ребрами и круглыми люкарнами, увенча...
32. Музей-заповедник: Графика
Четко обрисовав фигуры первого плана, Скородумов большое внимание уделил природе, выступив тонким пейзажистом. Весь второй
план как бы тает в легкой воздушной дымке, скрывающей очертания
горы и растворяющей силуэты деревьев. Мягкое очарование природы контрастирует со сценой первого плана, исполненной театрального
пафоса. Русская гравюра XVIII — начала XIX века достигла большого совершенства не только в искусстве портрета, но и в жанре
пейзажа. Кром...
34. Луковая башня
Этот огород и дал единственной башне на середине южной крепостной стены название Луковой. В плане она точно повторяет размеры Звонковой башни, расположенной на противоположной стороне монастыря,
но по высоте значительно превышает ее. В XVIII веке верхний этаж Митрополичьих покоев соединили с южной крепостной стеной,
которая стала использоваться в качестве прогулочной галереи для именитых гостей. В связи с этим перестроили и верхний ярус
Луковой башни, придав ему характер открытой нарядной беседки с большими проемами окон, фиг...
35. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (7)
Историки отмечают связь так называемых монастырских объездов Иоанна Грозного с его внешнеполитическими планами и «военной обороной государственных границ» (ГБЛ, Полосин И. И., ф. 428, ед. 1, л. 21).
По замечанию английского посла в России того времени Д. Горсея, из 155 крепостных строений Иоанн Грозный построил 40 церквей
и 60 монастырей. Одним из значительных таких строений является Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры. Приведенные здесь
листы Троицких Синодиков XVI и XVII веков в ряду аналогичных Синодиков в фондах других монастырей позволили современным исследователя...
40. Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Вид с северо-запада Духовская церковь. 1476. Разрез, план.
Реконструкция В. И. Балдина Как и другие монастырские здания, Духовская церковь неоднократно видоизменялась. Так, над ее
четвериком еще в начале XVIII века был устроен каменный свод, проемы звонницы заложены кирпичом, кокошники срублены и все
это скрыто под высокой четырехскатной кровлей; купол получил луковичную форму, окна растесаны, а со всех сторон (кроме восточной)
к ее стенам примкнули каменные пристройки-паперти. Фасады церкви красились то «наподобие мрамор...
45. Пятницкая и Введенская церкви (1547 г.)
Курбский называл искусным «в книжном разуме», давая деньги на сооружение Введенской церкви, поставил «в образец» своим зодчим
этот построенный псковичами более семидесяти лет назад монастырский храм, ибо совершенно одинаковы не только планы обеих церквей, но и их размеры и пропорции, характер декора и даже
рисунок отдельных элементов. Точно повторены, например, тонкие профилированные лопатки Духовской церкви, сложный рисунок
ее цоколя, а также оригинальные украшения алтарных апсид и своеобразные «пики» на западн...