1. Памятники монастырского некрополя XV—XVIII веков
В XV веке здесь были погребены знаменитые писатели древности Епифаний Премудрый — автор жития Сергия Радонежского и Стефана
Пермского, Пахомий Логофет, родом серб, и иеродиакон Зосима, оставивший описание
своих путешествий на Восток в книге под названием «Ксенос». За право быть похороненными на территории монастыря делались
богатые вклады деньгами, вотчинами, ценным имуществом и т. п. Состоятельных людей хоронили у главных соборов и церквей, монастырских
ремесленников и крестьян — в юго-восточном углу монастыря, на менее почетном месте. Таким образом, и здесь сказывалось социальное
неравенство феода...
2. Обелиск (1792 г.)
и посланием на поле сражения двух иноков Пересвета и Ослабя, и писанием
ободрительным при самом в бой вступлении». В тексте, помещенном на восточной стороне, говорится о роли Троицкого монастыря
в Смутное время, когда интервенты, прикрываясь именем Лжедмитрия, «довели было Россию до края бедствий», а «обитель сия.
. . всех сынов Отечества действия, предприятия, ревнования, совершения духом своим оживляла. . . и долговременную выдержала
осаду; и тем...
3. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (1)
Со времени появления на Руси книгопечатания «Око церковное» заняло почетное место среди книг вслед за Священным Писанием и Богослужебными книгами, хотя история его издания была очень
сложной. В предисловии к «Оку церковному» наряду с указанием на обязанность всех хранить предание отцов о правиле монашествующих
говорится так: «...Ни сам же настояи, сиречь игумен, неимать области в четыре святыя посты, в Великий глаголю, и святых Апостол
Петра и Павла, и Пресвятыя Богородицы, пред честным Ея Успением, и иже пред Рождеством Христовым, вне монастыря никакоже
ис...
5. Троицкий собор (1422—1423)
Епифаний Премудрый, составивший в начале XV века жизнеописание
(житие) Сергия Радонежского, рассказывал о том, что в глухом лесу, на холме Маковец, у слияния речки Кончуры с лесным ручьем
Вондюгой, основатель монастыря Сергий со своим братом построили келью и маленькую церковку в честь Троицы. Каждый вновь приходивший
рубил себе келью и вел свое хозяйство. В 1355 году в монастыре был введен новый порядок — «общиножитие», предусматривавший
совместное ведение хозяйства, одинаковое участ...
7. Монастырь-крепость и посад в первой половине XVII века
Сохранившиеся документы, а также подробное описание осады,
составленное келарем монастыря Авраамием Палицыным, дают возможность достаточно точно представить события тех дней. Ни непрерывный
обстрел из 63 орудий и многочисленные штурмы, ни подкопы и засылка лазутчиков с целью посеять панику или склонить к измене
— ничто не смогло поколебать мужества и стойкости защитников крепости. Мощный огонь артиллерии не давал возможности врагу
приблизить лестницы и «стенобитные хитрости», а на ...
9. Историко-художественный музей-заповедник
Уже в течение первых полутора лет деятельности комиссии ими были зарегистрированы все имеющиеся произведения искусства, сделано
их первоначальное научное описание, обеспечена их всесторонняя
охрана и реставрация, созданы музейные экспозиции, которые впервые представили для всеобщего обозрения веками собранные здесь
ценности. За время своего существования комиссия смогла опубликовать большое количество изданий, посвященных бывшим монастырским
коллекциям. Среди них научные описи...
10. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (1)
Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Жизнеописание
Преподобного Сергия и путеводитель по Лавре. 2-е изд., испр. и доп. М., Синод, тип., 1909. VT, 423 с, ил.; 20 л. табл. Оглавление:
1. Жизнеописание Преподобного Сергия.— О значении Преподобного Сергия Радонежского в истории нашего монашества.— 2. Путеводитель
по Лавре: Источники и пособия.— Общие сведения о монастыре.— Стена монастырская с башнями в ней.— Церкви, палатки при церквах
и колокольня.— Кельи и прочие здания.— Ризница.— Библи...
14. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (2)
Иларий, иеромонах. Арсений, иеромонах. Описание славянских
рукописей библиотеки Троице-Сергиевой Лавры. [823 книги за 1222—1761 гг.] Ч. 1—3. М., Изд. Общества истории и древностей
российских при Московском университете, 1878. Ч. 1. XIV, 352 с. Список книгохранителей XVI —XIX вв., с. VI —X...
16. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (1)
В Духовной Семинарии изучаются: Библейская история, Священное Писание Ветхого Завета*, Священное Писание Нового Завета*, Катехизис, Догматическое богословие*, Нравственное богословие*, Сравнительное
богословие*, Основное богословие*, Церковный Устав, Литургика*, Гомилетика*, Практическое руководство для пастырей, Общая
церковная история, История Русской Церкви*, Сектоведение, История СССР*, Конституц...
17. Загорск, Сергиев Посад. История, современность, события, люди. Историко-культурный и краеведческий городской портал
Троицкий монастырь вел собственное летописание, здесь собирались
рукописи и книги, были свои школы иконописи и «книжного письма»; в монастыре жили и работали многие известные писатели и
ученые Древней Руси, здесь начинал свой творческий путь Андрей Рублев, резал свои миниатюры его современник, мастер-ювелир
Амвросий. В ризницу монастыря в качестве вкладов поступали первоклассные образцы национального искусства — иконы, шитье,
ювелирные изделия и т. д. Известный сирийский путешественник Паве...
18. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (6)
И воскресшаго в третий день по Писанием. И восшедшаго на
небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа
Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки.
Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино Крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых,
и жизни будущаго века. Аминь. Икона «Со...
20. Троице-Сергиева Лавра. Общественное служение. (3)
16, 22), в то же время не узаконивает материальное неравенство людей, но с гневом обличает богатых и славных земли, благоденствующих
на слезах и воплях трудящихся» [261, с. 39]. Священное Писание
осуждает накопление богатства и указывает на главное средство борьбы с нищетой — устранение несправедливых социальных отношений.
Иисус обличает фарисеев и законников, поедающих дома вдовиц (Лк. 20, 47), осуждает на мучения богача, не призревшего нищего
Лазаря (Лк. 16, 23—28). В самом стремлении к стяжанию собственности святой Иоанн Златоуст видит истоки великого зла — вражды
и ссор людей. «Подлинно,— говорит он,— где мое и твое, там в...