2. Историко-художественный музей-заповедник
Именно в XVII веке монастырь становится крупнейшим феодалом, владевшим столькими крестьянскими дворами, что число их намного
превышало владения царской семьи и патриарха. В это время
восстанавливаются оборонительные сооружения монастыря, отстраиваются подмонастырские села и слободы. В конце XVII столетия
Троице-Сергиев монастырь вновь оказался в центре вооруженной борьбы. В 1682 году, спасаясь от взбунтовавшихся стрельцов,
в течение двух месяцев скрывались в его стенах малолетние царевичи Петр и Иван с царевной Софьей. Сюда, в монастырь, вызвали
они верные им войска и жестоко подавили бунт. Руково...
3. Основание монастыря. XIV век
Благодаря поддержке московских князей и обладая выдающимися личными качествами («крепкий душою», «могутный за два человека»,
«мало же словесы глаголавша, вящая же делы учаша», — говорят о нем современники), Сергий Радонежский скоро приобрел исключительный
авторитет: он становится духовным советником великого князя Дмитрия Ивановича, крестит его сыновей, участвует в государственных
делах, константинопольский патриарх шлет ему свои грамоты
и подарки. Летописи рассказывают, как московские князья не один раз призывали игумена прославленного монастыря для решения
сложных междоусобных разногласий и он только силой своего морального авторитета неизменно подчинял строптивых князей «голосу
Москвы». Так, например, в 1365 году он закрывает все церкви Нижнего Новгорода, ...
4. Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Может быть, поэтому стены храма не имели живописи и впервые были расписаны почти два века спустя после возведения здания
«повелением» патриарха Никона (1665). В 1778 году монастырские
власти докладывали митрополиту, что «стенное писание все потемнело, а во многих местах и совсем отпало», и получили разрешение
на возобновление живописи по традиционной формуле: «по старому, ничего не переменяя». Однако при следующем «возобновлении»
(1866) стенописи в масляной технике от мастеров уже потребовали «обсекать худую щекатурку и вновь правильно общекатуривать».
Работа выполнялась смотрителем...
6. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (2)
Однажды в Обитель явились посланцы из Константинополя, которые принесли Преподобному благословение Патриарха Филофея: крест-мощевик, параман, схиму, а также послание, в котором было написано: «...ныне
же аз совет благ даю вам: послушайте смирения нашего, приимите общежитие, а мы вас благословляем и за вас молим, Бог ...
7. Троице-Сергиева Лавра. Молитва ко Пресвятей Троице
Спаси, Царю Небесный, имже вручил еси паству словеснаго стада Твоего, Великаго Господина и Отца нашего Святейшаго Патриарха Пимена, Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы, преподобныя
архимандриты и игумены и весь чин священнический, диаконский и иноческий и весь причет церковный. Снабдевай, Всемилостивый
Творче, святую Обитель сию до кончины веков, яко виноград Свой [ему же мною, рабом Твоим, изволил еси насаждену быти.] Подаждь,
Всещедре Господи, властем единомыслие, благосоветие, воем крепость непобедимую, всем же обще...
8. Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Недаром Павел Алеппский писал, что в этой стране «почитают трех правителей — царя, патриарха и келаря Святой Троицы». Со временем прежние кельи келаря и гостиница стали тесны, и в
1643 году на их месте, непосредственно на крепостной стене, «созидаемы убо келарские службы каменным гостиным палатам ветхости
ра...
9. Загорск, Сергиев Посад. История, современность, события, люди. Историко-культурный и краеведческий городской портал
«Этот монастырь не имеет себе равных не только в стране Московской, но и во всем мире»,— восклицал уже в XVII веке архидиакон
Павел Алеппский, паломник, посетивший Лавру вместе с Антиохийским Патриархом
Макарием. Подобные свидетельства оставляют и ныне в Книге записей многие почетные гости. Люди из разных уголков земного шара
восхищаются удивительной гармонией, открывающейся в каждом памятнике, созданном русскими умельцами — учениками Преподобного
Сергия, дарами-вкладами, принесенными благодарными путешественниками, однажды посетившими Лавру и никогда не забывающими
того, что пережили здесь. Знаки благодарения Святой Троице и ее верному служителю — Пр...
12. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (1)
Икона из келлии Преподобного Сергия. Крест-мощевик Патриарха
Филофея. Фрагмент иконы «Битва на Куликовом поле». Вручение Преподобным Сергием братии своему ученику Преподобному Никону.
Г БЛ, ф. 304/111, № 21 (М. 8663), л. 109. Владимирская икона Божией Матери с историческими клеймами о победе над ханом Ахматом
в 1480 году. Из Троицкого собора. 8 ноября, в день памяти святого Архистратига Михаила, также покровителя русских войск,
была устроена торжественная встреча победителей в Кремле. 1380—1392 — В связи с установлением Димитрие...
14. Монастырь-крепость и посад в первой половине XVII века
Тот же Павел Алеппский свидетельствует, что царь Алексей Михайлович «всю душу положил» на построение Саввино-Сторожевского
монастыря близ Звенигорода (1 650—-1 655), «дабы сделать его подобным монастырю Троицкому», и называет обе эти обители «женихом»
и «невестой»; он приводит также слова патриарха Никона о
том, что среди почти трех тысяч монастырей России «есть три очень богатых монастыря, великие царские крепости: первый монастырь
Святой Троицы, он больше и богаче остальных, второй Кирилло-Белозерский и третий — Соловецкий». К середине XVII века Троицкий
монастырь приобрел уже облик целого города, очень далекий от монастырского аскетизма и прежней крепо...
17. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (5)
В особо торжественные для Троице-Сергиевой Лавры дни богослужение в Лавре совершает ее Священноархимандрит — Святейший Патриарх Пимен, в иные воскресные и праздничные дни — его наместник в сослужении
братии Обители. Большое число молящихся стекается к Божественной литургии, совершаемой в 6 и 10 часов утра, чтобы стать причастниками
Чаши Господней. В воспоминание Тайной Вечери (Мф. 26, 26—29) и Голгофских страданий Спасителя на священных алтарях чистый
квасной хлеб, принесенный в жертву Богу, прелагается в Тело Христово, а чистое виноградное вино — в Живо...
21. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (7)
Хранит история имена таких архимандритов, как священномученик Иоасаф III (1605—1610), вынесший на своих плечах всю тяжесть
осады и замученный поляками позже, 5 июля 1610 года, в Пафнутиевом Боровском монастыре; Преподобный Дионисий Зобниновский
(1610—1633), вместе с Патриархом Гермогеном своими посланиями
поднявший народные ополчения во время междоусобицы и нового польского нашествия в 1612 году. В одном из таких Посланий говорится:
«А хотя, буде и постраждеся, и вам в том Бог простит. В Нижний Новгород благословение Архимандритам, Игуменам, и протопопам
и всему святому собору, и воеводам, и дьякам, и дворянам, и детем боярским и всему миру. О...
24. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (5)
Святейшего Патриарха-Католикоса Востока, Митрополита Маланкарского, Василия Map Фому Матфея I; Святейшего Сиро-Яковитского
Патриарха Map Игнатия Закку I Иваса; Святейшего Ассирийского Католикоса-Патриарха Map Динху IV; Святейших Эфиопских Патриархов Теофилоса (в бытность его архиепископом Харарским) и Абуна Текле
Хайманота; Их Милость Архиепископов Кентерберийских докторов Михаила Рамсея и Фредерика Дональда Коггана, а также посланцев
Римско-Католической Церкви и протестантского мира. Иерархи, клирики, другие многочисленные церковные деятели нашей Церк...
27. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (1)
Преподобный Афанасий стал при этом не только переводчиком Устава, но сделал дополнительную обработку нескольких рукописных
греческих Типиков, включая новую редакцию, выполненную Патриархом
Филофеем, а также внес необходимые исправления применительно к практике Русской Православной Церкви того времени [2, с. 274—
279]. Устав в редакции Преподобного Афанасия из Троице-Сергиевой Обители быстро получил широкое распространение в Москве,
Новгороде и постепенно ст...
28. Сушильная башня
) назначены для народа и животных. Патриарх (антиохийский
— В. Б.) по обыкновению вышел из кареты и пошел, из почтения, пешком по мосту огромного рва; помолившись у первых ворот перед
киотом, он вступил во вторые ворота». Существующий портик с изломанным карнизом, оформляющий въезд в Успенские ворота, устроен
в 1829 году. З...
29. Троице-Сергиева Лавра. Общественное служение. (2)
не поддерживает руки злодеев» (Иов 8, 20) [260, с. 15]. Святейший Патриарх
Болгарский Кирилл в своем выступлении говорил об ответственности всех членов общества за сохранение мира на Земле. «Война
— богоненавистное дело, и мы должны воевать против Делегат из Индии К. Калелкар, последователь учения Махатмы Ганди, сказал,
что религиозные деятел...
30. История Загорска. История Сергиева-Посада
Это было связано с глубокими социальными переменами, назревающими в недрах русского общества: широким размахом городских
и крестьянских восстаний, явившихся ответом на новое усиление крепостничества, возрастающим критическим отношением к церкви,
церковным расколом, связанным с реформами патриарха Никона,
а также конфликтом духовной и светской власти. Но перед лицом угрозы снизу царская власть и церковь были едины. И Троице-Сергиев
монастырь верно служит делу защиты царизма. После подавления крестьянского восстания под руководством Ивана Болотникова духовенство
в храмах три дня славило «богоданную» победу царя над «ворами» и...
31. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (9)
НАСТОЯТЕЛИ-ИГУМЕНЫ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ 1344—1392 (1) Преподобный Сергий, Игумен Радонежский 1391, Преподобный Никон, 1398—1426
(2) Игумен Радонежский 1392—1398 (3) Преподобный Савва Звенигородский ? ? 1429—1432 (4) Преподобный Савва II 1432—1443 (5)
Игумен Зиновий 1443—1445 (6) Игумен Геннадий (Саматов) 1445—1446 (7) Игумен Досифей 1447—1455 (8) Преподобный Мартиниан Белоетерский
1455—1466 (9) Святой Вассиан (Рыло) 1467—1474 (10) Игумен Спиридон (†1475) 1474—1478 (II) Игумен Аврамий 1479—1482 (12) Игумен
Паисий (Ярославов) 1482—1483 (13) Игумен Иоаким 1483—1487 (14) Игумен Макарий 1487—1489 (15) Игумен Афанасий (Сук) 1490—1495
(16) Игумен Симон (Чиж) 1495—1505 (17) Святой Серапион I 1506—1507 (18) Игумен Досифей II 1508—1515 (19) Игумен Памва ( (Мошнин)
1515—1520 (20) Игумен Иаков (Кашин) 1521 — 1524 (21) Игумен Порфирий I 1525—1527 (22) Преподобный Арсений (Сахарусов) 1528—1529
(23) Игумен Александр 1529—1539 (24) Святой Иоасаф I (Скрипицьш) 1539—1541 (25) Игумен Порфирий II 1541 — 1543 (26) Игумен
Алексий 1543 (27) Игумен Порфирий III 1543—1545 (28) Игумен Никандр 1545—1549 (29) Игумен Иона (Щелепин) 1549—1551 (30) Игумен
Серапион II (Курцев) 1551 — 1552 (31) Игумен Артемий (Пустынник) 1552—1554 (32) Игумен Гурий (Лужецкий) 1554—1555 (33) Игумен
Иларион, Кирилловен, 1555—1560 (34) Игумен Иоасаф II (Черньгй) 1561 —1562 (35) Архимандрит Елевферий 1562—1566 (36) Архимандрит
Меркурий, Дмитровец 1566—1568 (37) Архимандрит Кирилл 1568—1569 (38) Архимандрит Памва 1569—1573 (39) Архимандрит Феодосии
(Вятка) 1573—1575 (40) Архимандрит Памва (вторично) 1575—1577 (41) Архимандрит Варлаам I 1577—1584 (42) Архимандрит Иона
II 1584—1588 (43) Архимандрит Митрофан, Дмитровец 1588—1594 (44) Архимандрит Киприан, Балахонец 1594—1605 (45) Архимандрит
Кирилл II (Завидов) 1605—1610 (46) Архимандрит Иоасаф 1610—1633 (47) Преподобный Дионисий (Зобниновский) 1633—1640 (48) Архимандрит
Нектарий (Вязмитин) 1640—1656 (49) Архимандрит Адриан 1656—1667 (50) Архимандрит Иоасаф II 1667—1674 (51) Архимандрит Феодосии
II 1674—1694 (52) Архимандрит Викентий 1694—1697 (53) Архимандрит Иов 1697—1700 (54) Архимандрит Евфимий 1701 — 1704 (55)
Архимандрит Иларион (Властевинский) 1704—1707 (56) Архимандрит- Сильвестр (Холмский) 1708—1710 (57) Архимандрит Иоасаф III
1711 — 1718 (58) Архимандрит Георгий (Дашков) 1718—1721 (59) Архимандрит Тихон (Писарев) 1722—1726 (60) Архимандрит Гавриил
(Бужинский) 1726—1737 (61) Архимандрит Варлаам II (Высоцкий) 1737—1738 (62) Архимандрит Арсений (Воронов) 1739—1742 (63)
Архимандрит Амвросий (Дубневич) 1742—1744 (64) Архимандрит Кирилл III (Флоринский) 1744—1752 (65) Архиепископ Арсений II
(Могилянский) 1752—1758 (66) Архимандрит Афанасий (Вольховский) 1758—1761 (67) Архимандрит Гедеон (Криновский) 1761 —1766
(68) Архимандрит Лаврентий (Хоцятовский) 1766—1812 (69) Архимандрит Платон (Левшин), с 1770 Архиепископ Тверской, с 1775
Архиепископ, с 1787 Митрополит Московский 1812—1819 (70) Архиепископ Августин (Виноградский) 1819—1821 (71) Митрополит Серафим
(Глаголевский) 1821 —1867 (72) Митрополит Филарет (Дроздов) 1868—1879 (73) Святитель Иннокентий (Попов-Вениаминов) 1879—1882
(74) Митрополит Макарий (Булгаков) 1882—1891 (75) Митрополит Иоанникий (Руднев) 1891 — 1893 (76) Митрополит Леонтий (Лебединский)
1893—1898 (77) Митрополит Сергий (Ляпидевский) 1898—1912 (78) Митрополит Владимир (Богоявленский) 1912—1917 (79) Митрополит
Макарий (Невский) 1917—1919 (80) Патриарх Тихон (Белавин) 1946—1970 (81) Патриарх Алексий (Симанский) 1970 (82) Митрополит,
с 1971 Патриарх Пимен (Извеков) НАМЕСТНИКИ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ 1739—1742 Иеромонах Антоний Нарожницкий 1743—1745 Иеромонах
Феодосии Янковский 1745—1748 Архимандрит Иоасаф Горленко 1749—1753 Иеромонах Феофан Чарнуцкий 1753—1758 Иеромонах Кирилл
Ляшевецкий 1758—1761 Иеромонах Гавриил Петров-Шапошников 1761 — 1763 Иеромонах Иннокентий Нечаев 1763 Иеромонах Платон Левшин
1763—1770 Иеромонах Иоанн Черепанов 1770—1775 Иеромонах Павел (Петр) Зернов 1775—1782 Иеромонах Павел (Петр) Пономарев 1782—1783
Иеромонах Аполлос (Андрей) Байбаков 1783—1787 Иеромонах Мелхиседек (Михаил) Заболоцкий 1787—1792 Игумен Досифей Ильин 1793
Иеромонах Никанор Николаев 1793 Игумен Ефрем 1793—1795 Иеромонах Евлампий 1795—1800 Иеромонах Назарий (Никита) Романовский
1800 Архимандрит Августин Виноградский 1800—1803 Архимандрит Мелхиседек Минервин 1803—1810 Архимандрит Симеон (Савва) Крылов-Платонов
1810—1814 Архимандрит Самуил Запольский-Платонов 1814—1818 Архимандрит Никанор Клементьевский 1818—1831 Архимандрит Афанасий
Федоров 1831 — 1877 Архимандрит Антоний Медведев 1877—1891 Архимандрит Леонид Кавелин 1891 — 1904 Архимандрит Павел Глебов
1908—1915 Архимандрит Товия Цимбал 1915—1922 Архимандрит Кронид Любимов 1946 Архимандрит Гурий Егоров 1946—1954 Архимандрит
Иоанн Разумов 1954—1957 Архимандрит Пимен Извеков, ныне Святейший Патриарх
1957—1965 Архимандрит Пимен Хмелевский 1965—1970 Архимандрит Платон Лобанков 1970—1972 Архимандрит Августин Судоплатов 1972—1982
Архимандрит Иероним Зиновьев 1982—1984 Архимандрит Евсевий Саввин 1984 Архимандрит Алексий Кутепов
...
34. Троице-Сергиева Лавра. Общественное служение. (1)
В его служении как Священноархимандрита Троице-Сергиевой Лавры слились воедино духовный опыт Преподобного Сергия Радонежского,
под водительством которого он возрастал сам, восприняв его имя от купели Крещения (1878), и духовный опыт друга и собеседника
Преподобного Сергия — Всероссийского Святителя Алексия, имя которого воспринято было им в Гефсиман-ском скиту Троице-Сергиевой
Лавры при постриге в монашество в 1902 году. В 1945 году Святейший Патриарх
Алексий возглавил Русскую Православную Церковь. Весь его глубокий духовный жизненный опыт, высокая культура стали общецерковным
и, более того, общечеловеческим достоянием. Во время его Патриаршего правления Троице-Сергиева Обитель принимала особенно
широкое и активное участие в общественно-патриотической деятельности всей Русской П...
35. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (2)
Ее возглавили два крупных греческих богослова — братья иеромонахи Иоанникий и Софроний Лихуды, прибывшие в Москву с рекомендательной
грамотой от Восточных Патриархов. Обладавшие энциклопедическими
знаниями, доктора Коттонианской Академии в Падуе, проповедники и мыслители, они прилагали свои силы к организации первого
на Руси высшего Духовного учебного заведения. Сразу же после их приезда занятия начались в древней Московской Богоявленской
обители. В том же, 1685 году было предпринято строительство новог...
36. Пятницкая и Введенская церкви (1547 г.)
Ровесники крепостных стен монастыря, обе церкви сильно пострадали в период героической обороны 1608—1610 годов. В 1621 году
патриарх Филарет своим указом отмечал, что враги эти церкви
«разорили и престол ободрали» и если одну из них (Пятницкую) к этому времени «уже поделали и освятили», то другая «по ся
мест стоит нестроена, пенья в ней нет, верх разломан и стороны развалились». Велено было «изготовя камень и кирпичь и известь»,
отстроить также и Введенскую церковь. Вскоре после ремонта обеих церквей здесь был орга...
37. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (7)
Предстоятель воспоминает Ее святое имя с возношением фимиама, принося жертву духовную во «исполнение Царствия Небеснаго»,
воспоминая также и все лики, от века Богу угодивших — Праотцев, Отцев, Патриархов,
Пророков, Апостолов, Проповедников, Евангелистов, Мучеников, Исповедников, Воздержни-ков. Во время пения молитвы «Достойно
есть, яко воистинну, блажити Тя, Богородицу...», вновь братия творят, во главе с предстоятелем, поминовение всех от века
усопших в вере и надежде Воскресения и просят Господа упокоить их в недрах Вечного Блаженства. «Да не обленимся убо,— увещева...
38. Музей-заповедник: Андрей Рублев
Англичанин Вильям Парри видел и описал торжественную процессию с участием самого царя, царицы и царевича, а также патриарха, епископов и многих именитых бояр, которая сопровождала оклад
на икону от Москвы до Сергиева монастыря. Сам оклад везли в «большом ящике под охраной пожилого сановника, у которого под
начальством было до 500 человек». В конце процессии 35...
39. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (1)
То же.— Журнал Московской Патриархии, 1972, № 7, с. 63 —
68. 52. Яблонский В., священник. Пахомий Серб и его агиографические писания. Биографический и библиографически-литературный
очерк. СПб., Синод. тип., 1908. XVI, 313, СХП с. Прил.: Житие и подвиги Преподобного отца нашего игумена Никона, ученика
блаженного Сергия Чудотворца, с. LXIV — LXXXI. На слав. яз. 53. Зубов В. П. Епифаний Премудрый и Пахомий Серб (к вопросу
о редакциях «Жития Сергия Радонежского»).— Труды Отдела древн...
41. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (6)
молящиеся о людех» [11, с 38]. Святой Патриарх Герман (1733)
объясняет этот Богослужебный момент Литургии так: «Когда поется Херувимская песнь, с того времени все предстоящие побуждаются
к прилежнейшему вниманию, даже до конца священнодействия (Божественной литургии), отложив долу всякое житейское попечение,—
яко Царя великого имуще восприять в себе чр...