Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

памятник

 

1. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (2)

Троице-Сергиева Лавра. Художественные памятники. [Под общей ред. Н. Н. Воронина и В. В. Косточкина]. М., Искусство, 1968. 187 с, 128 л. ил. (Памятники древнего искусства). Содержание: Воронин Н. Н. Введение, с. 5—14; Балдин В. И. Архитектура, с. 15—71; Белоброва О. А. Живопись XIV в., с. 73 — 76; Лебедев Ю. А. Андрей Рублев и живопись XV в., с...

2. Музей-заповедник: Золотое и серебряное дело

Форма кадила живо напоминает ранние московские памятники зодчества, и в частности белокаменный Троицкий собор монастыря. Мастер-серебряник в этом небольшом произведении прикладного искусства сумел передать суровую красоту древней архитектуры. Подобно резным рельефам, украшавшим стены храмов, стороны кадила декорируются накладными чеканными фигурами. По зак...

3. Троице-Сергиева Лавра. Церковноархеологический кабинет. (1)

Сотрудники ЦАК систематически проводят научные исследования, используя материалы своего собрания, осуществляют реставрацию памятников. К экспонатам обращаются преподаватели и студенты в процессе обучения. Один из создателей ЦАК, его хранитель профессор протоиерей Алексий Остапов († 1975) свидетельствовал: «Если общеизвестно, что искусство сближает народы, то наша икона, выражая Православную церковность, служит делу христианского единства. Многие из западных братьев-христиан с глубоким интересом и духовным чутьем все более постигают православную икону как явление исключительное и глубокое. Береж...

4. Музей-заповедник: Андрей Рублев

Это один из первых образцов развитого высокого иконостаса на Руси и один из редких памятников, сохранивших свою первозданность. «Деяния Троицы».Конец XVIв. Фрагменты створки к иконе Андрея Рублева«Троица» Лишь царские врата иконостаса в XVII веке были перенесены в небольшую церковь Больничных палат монаст...

5. Основание монастыря. XIV век

); 55 — Красногорская часовня (1770); 56—Конный двор (1790); 57 — монастырская гостиница («Старая», 1823); 58 — монастырская гостиница («Новая», 1863); 59 — Институт игрушки (1935); 60— кинотеатр (1960); 61 — Красные торговые ряды (1902); 62 — странноприимный дом (1892); 63 — памятник В. И. Ленину (1926) Троице-Сергиева лавра. Проект реставрации. Чертеж В. И. Балдина. 1963 Панорама монастыря в XIV веке. Реконструкция В. И. Балдина «Общинножитие», установленное основателем обители, потребовало специальных зданий — общей трапезной, поварни, пек...

6. Посадские церкви

В расположенном рядом сквере можно видеть памятник В. М. Загорскому работы скульптора А. Ефременко. С холма от Вознесенской церкви и особенно с другой стороны дороги — от ресторана «Золотое кольцо» (архитекторы И, Д. Метт и Т. Т. Шорникова, 1969) и здания Музея игрушки (1893) — раскрывается один из лучших видов на всю панораму монастырского ансамбля. Несколько западнее, в центре древнейшего села Клементьева, стоит Успенская (Никольская) церковь. После очередного по...

7. Историко-художественный музей-заповедник

Среди них древние семейные реликвии княжеских и боярских родов, привезенные на гробах умерших, подаренные с целью сохранения наиболее ценных памятников для потомков либо в память о каком-то важном событии в жизни членов той или иной семьи. Выдающиеся мастера создавали их специально для монастыря и по его заказу. Выполняли их и монастырские иконописцы, упоминающиеся в документах уже с XV века. В советское время собрание икон пополнилось произведениями, купленными музеем или найденными в ходе экспедиций его сотрудников. В одной из них была найдена икона „Великомученица Варвара" (1470-е гг.), бли...

8. Надвратная церковь (1693-1699 гг.)

Пятиглавие церкви было восстановлено только в 1974 году, что вернуло памятнику его прежнее значение основного компонента главного входа в монастырь. Значительно превышая высоту беленых крепостных стен, церковь Иоанна Предтечи видна издалека, отмечая насыщенным цветом своих фасадов и ярким блеском золотых куполов главный вход в монастырь. Выполненная в пышных барочных формах, она, подобно Надкладезной часовне, подхватывает архитектурную тему Трапезной и Чертогов, усиливая стилистическое единство центральной части монастырского анс...

9. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (1)

Значительное место в собрании занимают памятники мировой литературы и славянской письменности, бережно сохраняются древние книжные традиции. При научном зале работает зал периодических изданий, куда регулярно поступают подписные издания, газеты и журналы. ...

10. Пятницкая башня

В 1823 году ров был засыпан, бастионы уничтожены. Уникальным памятником крепостной архитектуры Древней Руси являются оборонительные сооружения Троицкого монастыря. Построенные в середине XVI века и через сто лет надстроенные вдвое по высоте, крепостные стены с одиннадцатью башнями (от двенадцатой сохр...

11. Уточья башня

Удачное соотношение между нижним объемом и венчанием башни, изящные пропорции, прекрасно нарисованные детали, необычайно легкий и ажурный силуэт надстройки и, наконец, оригинальное цветовое решение — белый нижний ярус и красно-кирпичная надстройка с белокаменными вставками — все это придает Уточьей башне исключительно народный вид и ставит ее в ряд выдающихся архитектурных памятников конца XVII века. За своеобразную красоту и яркий цвет надстройки Уточья башня долгое время называлась Красной (красивой), а описания монастыря XVIII века отмечают, что «она особливого примечания достойна» и «между наи...

12. Успенский собор (1559—1585 гг.)

1559-1585 годы Для этой эпохи характерно строительство монументальных пятиглавых соборов, которые повторяли планировку и строгое украшение фасадов Успенского собора Московского Кремля. Архитектурные памятники являлись символом величия растущего Русского государства и его военных побед. Успенский собор Троице-Сергиева монастыря был сооружен как памятник покорения Иваном Грозным Казани и Астрахани. Собор монументален и строг. С востока он имеет пять слабо выступающих невысоких апсид. Белая гладь стен расчленена по вертикали сильно выступающими пилястрами, на которые опираются полукружья закомар, узкие высокие окна расположены двумя рядами, между ними — широкий аркатурно-колон...

13. Музей-заповедник: Русская набойка

Фигуры барсов с поднятыми лапами известны по архитектурным памятникам владимиро-суздальской земли. Вышивки Смоленщины солнечны и лучисты по колориту. Мягкость вышивке придает соседство красного и желтого цветов. Техника строчки называется здесь шитьем по в...

14. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (1)

С изображением Святого из Троицкой рукописи XVI в. (Памятники древней письменности. Вып. 58). На слав. яз. Прил.: Молитва к Преподобному Сергию [составленная священноиноком Троице-Сергиева монастыря старцем Сергием Старым в 1498 г.1. 42. Тихонравов Н. С. Древние Жития Сергия Радонежского. Собраны и изданы по рукописям Н. Тихонравовым. М., тип. Лисснера и Собко, 1892. 144, 210 с; 3...

15. Историко-художественный музей-заповедник

Неизвестными русскими мастерами в начале XVII века был создан еще один выдающийся памятник прикладного искусства — внушительных размеров (почти полутораметровый по высоте) сложного рисунка серебряный подсвечник, также подаренный монастырю Борисом Годуновым. Выполненный в традиционном русском стиле, он служил для освещения того места в иконостасе Троицкого собора, где находилась рублевская „Троица". Издревле большой популярностью в храмах пользовался церковный обычай украшать иконы первого ряда иконо...

16. Музей-заповедник: Живопись второй половины XIV века

Ростовская школа. Великолепным памятником византийского письма является икона«Богоматерь Перивлепта».На золотом фоне красивым силуэтом вырисовывается фигура богоматери с младенцем. Все изображение проникнуто духом торжественной церемониальное™. Древние документы свидетельствуют, что икона — «царьградского письма». Примечательно и то, что она сохранила свое греческое название. Перивлепта в переводе с гр...

17. Музей-заповедник: Живопись XVI века

Это не «милостивый» Спас Андрея Рублева, а образ грозного небесного царя, сила и мощь которого должны были как бы напомнить и о величии власти царя земного. Интересным памятником эпохи является икона «Новозаветная Троица»,или, как она часто называется,«Отечество».Одним из замечательных достоинств древнерусских иконописцев всегда было их умение воплотить в конкретных художественных образах сложные, отвлеченные идеи. Положение во гроб. Плащаница. Шитье. 1561. Мастерская Старицких Икона «Новозаветная Троица» свидетельствует о поисках наиболее конкретной и понятной формы для выражения идеи единства Троицы, где каждый из ее символ...

18. Музей-заповедник: Мелкая пластика

Заслуживают внимания московские памятники XIV—начала XV века. Им свойственна большая пластичность и эмоциональная настроенность образов. На ранних произведениях часто встречаются изображения Богоматери и Спаса. Одним из центров, где выполнялись интересные и характерные для Москвы произведения, был Симонов монастырь. С ним связа...

19. Историко-художественный музей-заповедник

В целом — это новый тип церковного сооружения, вошедший в историю русского зодчества как памятник строительного искусства Московской Руси, который на долгие годы стал образцом для возведения подобных зданий. На высоком цоколе покоится небольшой кубический трехап-сидный храм, стены которого членятся на две неравные по величине части тре...

20. Историко-художественный музей-заповедник

Появлению этого документа предшествовала работа многих ученых и специалистов, привлеченных Народным комиссариатом просвещения к деятельности в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. Она была создана в октябре 1918 года и на несколько лет взяла на себя заботу о национализированных монастырских сокровищах. В состав комиссии в разное время входили известные деятели отечественной культуры Ю.А.Олсуфьев, П.А.Флоренский, П.Н.Каптерев, реставраторы и музейные работники Т.А.Александрова-Дольник, Н.Д.Протасов, А.Н.Свирин,...

21. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (5)

Здесь проявилась та сила русского духа, высота которого не случайно сравнивается с лучшими монументальными памятниками античного мира. На это указывают русские иконы, которые «представляют, быть может, единственный случай испытывать общее зрительное впечатление, близкое к общему зрительному впечатлению от исчезнувших произведений древнегреческой станковой живописи» [255, с. 458—460]. В своих воспоминаниях известный архидиакон Павел из Алеппо, сопровождавший в середине XVII века Патриарха Антиохийского Макария в его путешествии в Россию, передает, что все ими ув...

22. Город и монастырь в XIX - начале XX века

и многие иностранцы спешат удивиться памятнику благочестия, древности и величия русских», настаивал «принять решительные меры, чтобы все означенные лавочки были уничтожены», тем более что и по утвержденному проекту «площадь должна быть не застроенною». Была проведена опись домов по Московской улице...

23. История Загорска. История Сергиева-Посада

Учитывая огромную художественную ценность сохранившихся памятников старины, Загорск в январе 1969 года постановлением Совета Министров РСФСР был объявлен туристским центром и включен в число городов, составляющих так называемое «Золотое кольцо». Строительство монастыря в XIVв. Миниатюра XVIв. из «Жития Сергия Радонежско...

24. Загорск, Сергиев Посад. История, современность, события, люди. Историко-культурный и краеведческий городской портал

Люди из разных уголков земного шара восхищаются удивительной гармонией, открывающейся в каждом памятнике, созданном русскими умельцами — учениками Преподобного Сергия, дарами-вкладами, принесенными благодарными путешественниками, однажды посетившими Лавру и никогда не забывающими того, что пережили здесь. Знаки благодарения Святой Троице и...

25. Обелиск (1792 г.)

Семнадцать врытых в землю и соединенных цепью орудий, оставшихся от «осадного времени», когда-то ограждавших памятник, не сохранились. Расположенный рядом чугунный бассейн-фонтан под пестро раскрашенным балдахином устроен в 1872 году на средства купца Рюмина, который захотел повторить здесь нечто виденное им в Европе. ...

26. Музей-заповедник: Резная кость

Народное искусство оказывало и оказывает огромное воздействие на развитие русской художественной культуры. Лучшие памятники крестьянского искусства свидетельствуют о большой одаренности народа. Современные художники-прикладники стремятся овладевать высоким мастерством русского народного искусства и развивать его лучшие традиции в на шем современном декоративно-при...

27. Надкладезная часовня (конец XVII в.)

После вычурного убранства фасадов зодчие как бы давали возможность отдохнуть глазу внутри часовни, (Окраска и роспись в интерьере появились только в XIX в.). Памятник дошел до наших дней без существенных изменений — были утрачены лишь белокаменные шары над углами нижнего яруса (восстановлены в 1981 г.) да сняты четыре фронтона с криволинейной кровли второго восьмерика. Часовня примыкала к паперти Успенского собора, н...

28. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (4)

Нравственное богатство народа наглядно исчисляется памятниками деяний на общее благо, памятями деятелей, внесших наибольшее количество добра в свое общество. С этими памятниками и памятями срастается нравственное чувство народа; они—питательная почва; в них его корни; оторвите его от них — оно завянет, как скошенная трава. Они питают не народное самомнение, а мысль об ответственности потомков перед великими предками, ибо нравственное чувство есть чувство долга. Творя память Преподобного Сергия, мы проверя...

29. Музей-заповедник: Стекло и фарфор

Привлекают внимание новгородские сувениры с рельефными изображениями архитектурных памятников. Кузяевский фарфоровый завод Московской области вырабатывает специальный ассортимент посуды для Средней Азии. Специфические по формам изделия украшаются своеобразными национальными орнаментами. Отдельные элементы восточного узора, нанесенные механической печатью, выявляются на интенсивно окрашенном фоне или цветным силуэт...

30. Монастырь и слободы в XV веке

Поставленный «в похвалу» выдающихся заслуг Сергия Радонежского перед Отечеством, Троицкий собор стал, таким образом, одним из первых мемориальных памятников Московской Руси, и его сооружение явилось актом большого государственного значения. Летописи отметили, что на торжество закладки храма прибыли видные церковные деятели и князья, с помощью которых Никон «собирает отвсюду зодчиа и камнесечцы мудры» и очень скоро «церковь прекрасну вздвиже». Украшение церкви иконами и стенописью поручается прославленным художникам — Андрею Рублеву и Даниилу Черному, которы...

31. Духовская церковь (1476-1477 гг.)

Пленительная красота и сила художественного воздействия этих древнейших памятников Троице-Сергиева монастыря таковы, что и теперь, спустя века после сооружения многих других зданий, в том числе монументального Успенского собора и пятиярусной колокольни, они продолжают сохранять за собой значение гл...

32. История Загорска. История Сергиева-Посада

Своеобразная красота города и связанные с ним яркие страницы истории, ансамбль архитектурных памятников и экспозиции музеев постоянно привлекают сюда много туристов и зарубежных гостей, число которых превышает уже миллион человек в год. Постановлением Совета Министров РСФСР в 1969 г. Загорск объявлен туристским центром. Он открыва...

33. Троице-Сергиева Лавра. Что говорят о Лавре гости

Лемор, президент Международного Совета по охране памятников и достопримечательных мест «Мы посетили монастырь — величайший русский памятник искусства. Он оставил у нас глубочайшее впечатление». 13 апреля 1984 Китайская делегация «...В Загорске мы еще раз увидели, как культура прошлых столетий тес...

34. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (4)

1918—1 ноября издано постановление, согласно которому Троице-Сергиева Лавра была национализирована, а для ее охраны назначена специальная Комиссия по охране памятников искусства и старины. 1920—20 апреля издан «Декрет об обращении в музей историко-художествен-ных ценностей Троице-Сергиевой Лавры».. 1945—4 февраля на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в Москве избран Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, который с 1946 по J970 год являл...

35. Памятники монастырского некрополя XV—XVIII веков

Памятники монастырского некрополя XV—XVIII веков С древнейших времен на Руси существовал обычай — за стенами монастырей погребать не только лиц духовного звания, но и светскую знать, а также монастырских слуг, ремесленников и даже крестьян. Со времен основания Троице-Сергиева монастыря на его территории образовалось огромное древнее кладбище. В XIV веке на террит...

36. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (6)

Преподобный Никон прославился как великий строитель Троицкой Обители — Дома Живоначальной Троицы и как создатель в похвалу своему Авве, Игумену Земли Русской Преподобному Сергию Радонежскому, выдающихся памятников русской истории: белокаменного собора и всего, что он вобрал в себя от русских иноков-умельцев того времени. Преставился Преподобный Никон 17 ноября 1426 года. Ученики в 1548 году воздвигли над его гробом храм у юж...

37. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (6)

Трудами ученых-реставраторов, мастеров, рабочих и братии воссоздана древняя красота многих памятников зодчества. С 1957 года при Московских Духовных школах в иконописном классе проводятся занятия по изучению техники рисунка, живописи и реставрации. До 1981 года эти занятия проходили под руководством М. Н. Соколовой (монахини Иулиании). Она же руководила многими реставрационными работами. Бережно хранится богатство национальной культуры—...

38. Троицкий собор (1422—1423)

Особым своеобразием отличалось первоначальное завершение памятника. Массивный башнеобразный барабан с десятью огромными окнами и главой установлен на высоком прямоугольном постаменте; с четырех сторон к постаменту примыкали объемы ступенчатых арок, оформленных в виде кокошников и повторявших по своему рисунку очертания фасадных закомар (не сохранились); по углам четверика, как бы замыкая перспективу при взгляде снизу, расп...

39. Город и монастырь после 1917 года

Специально созданная Коллегия по охране памятников искусства и старины приняла от монастыря его художественные ценности и составила их научные описи. Началась подготовка к реставрации древних зданий монастыря, на что уже в 1919 году было отпущено 440 408 рублей«. В апреле 1920 года В. И. Ленин подписал декрет «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой лавры». В нем подчеркивалась необходимость создан...

40. Музей-заповедник: Живопись XVII века

Она дает ясные представления об искусстве иконописи, тесным образом связанном с жизнью русского народа, с его историей, где каждая эпоха оставила свой след, создала свои идеальные образы. Памятники древней живописи — неисчерпаемый источник обогащения духовного мира советских людей, воспитания чувства прекрасного, горячей любви к родной земле. ...

41. Царские Чертоги (конец XVII в.)

Однако чертежи и гравюры XVIII века, а также материалы наших исследований в натуре дали возможность представить первоначальную архитектуру этого уникального памятника и во многом возвратить ему былой облик. Царские Чертоги во многом похожи на здание Трапезной — они имеют точно такие же размеры (длина 86 м), по их фасаду располагались такие же два широких лестничных всхода на второй этаж (не сохранились); а стены также раскрашивались «в шахмат». Две ленты спаренных окон опоясывают все здание, подчеркивают его протяженность. Оконные проемы подсобного, нижнего этажа оформлены относительно скром...

42. Музей-заповедник: Лицевое шитье

Наряду с золотным шитьем в XV веке в Москве получило большое распространение шитье разноцветными шелками. Выдающимся памятником знаменательной эпохи, наступившей после Куликовской битвы, является надгробный покров с изображением Сергия Радонежского, выполненный в 20-х годах XV века. По силе своей выразительности, глубине образной характеристики он стоит в одном ряду с л...

43. Музей-заповедник: Древнерусская живопись XIV—XVII веков

Икона ростовской школы. XIV век Многие памятники древнерусского искусства — своеобразные исторические документы, сообщающие нам имена мастеров, владельцев-вкладчиков, дату выполнения произведения, причину его вклада в монастырь. Вкладчиками в Троицкий монастырь были цари, великие и удельные князья, бояре...

44. Колокольня (1741-1769 гг.)

Колокольня Троице-Сергиевой лавры — один из высокопоэтичных памятников национального зодчества, в котором вековое представление русского человека о красоте нашло такое же яркое и полное отражение, как и в народных песнях и сказаниях, только не словом, а средствами архитектуры. Поэтому нельзя не согласиться с А. И. Михайловым, когда он соотносит с лаврской колокольней народную песню «Во поле березонька стояла»: «Произведение Ухтомского, легко и стройно возносясь над далеко раскинувшимся ландшафтом, невольно ас...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................