1. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (2)
Троице-Сергиева Лавра. Художественные памятники. [Под общей
ред. Н. Н. Воронина и В. В. Косточкина]. М., Искусство, 1968. 187 с, 128 л. ил. (Памятники древнего искусства). Содержание:
Воронин Н. Н. Введение, с. 5—14; Балдин В. И. Архитектура, с. 15—71; Белоброва О. А. Живопись XIV в., с. 73 — 76; Лебедев
Ю. А. Андрей Рублев и живопись XV в., с...
3. Троице-Сергиева Лавра. Церковноархеологический кабинет. (1)
Сотрудники ЦАК систематически проводят научные исследования, используя материалы своего собрания, осуществляют реставрацию
памятников. К экспонатам обращаются преподаватели и студенты
в процессе обучения. Один из создателей ЦАК, его хранитель профессор протоиерей Алексий Остапов († 1975) свидетельствовал:
«Если общеизвестно, что искусство сближает народы, то наша икона, выражая Православную церковность, служит делу христианского
единства. Многие из западных братьев-христиан с глубоким интересом и духовным чутьем все более постигают православную икону
как явление исключительное и глубокое. Береж...
5. Основание монастыря. XIV век
); 55 — Красногорская часовня (1770); 56—Конный двор (1790); 57 — монастырская гостиница («Старая», 1823); 58 — монастырская
гостиница («Новая», 1863); 59 — Институт игрушки (1935); 60— кинотеатр (1960); 61 — Красные торговые ряды (1902); 62 — странноприимный
дом (1892); 63 — памятник В. И. Ленину (1926) Троице-Сергиева
лавра. Проект реставрации. Чертеж В. И. Балдина. 1963 Панорама монастыря в XIV веке. Реконструкция В. И. Балдина «Общинножитие»,
установленное основателем обители, потребовало специальных зданий — общей трапезной, поварни, пек...
7. Историко-художественный музей-заповедник
Среди них древние семейные реликвии княжеских и боярских родов, привезенные на гробах умерших, подаренные с целью сохранения
наиболее ценных памятников для потомков либо в память о каком-то
важном событии в жизни членов той или иной семьи. Выдающиеся мастера создавали их специально для монастыря и по его заказу.
Выполняли их и монастырские иконописцы, упоминающиеся в документах уже с XV века. В советское время собрание икон пополнилось
произведениями, купленными музеем или найденными в ходе экспедиций его сотрудников. В одной из них была найдена икона „Великомученица
Варвара" (1470-е гг.), бли...
8. Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Пятиглавие церкви было восстановлено только в 1974 году, что вернуло памятнику
его прежнее значение основного компонента главного входа в монастырь. Значительно превышая высоту беленых крепостных стен,
церковь Иоанна Предтечи видна издалека, отмечая насыщенным цветом своих фасадов и ярким блеском золотых куполов главный вход
в монастырь. Выполненная в пышных барочных формах, она, подобно Надкладезной часовне, подхватывает архитектурную тему Трапезной
и Чертогов, усиливая стилистическое единство центральной части монастырского анс...
11. Уточья башня
Удачное соотношение между нижним объемом и венчанием башни, изящные пропорции, прекрасно нарисованные детали, необычайно
легкий и ажурный силуэт надстройки и, наконец, оригинальное цветовое решение — белый нижний ярус и красно-кирпичная надстройка
с белокаменными вставками — все это придает Уточьей башне исключительно народный вид и ставит ее в ряд выдающихся архитектурных
памятников конца XVII века. За своеобразную красоту и яркий
цвет надстройки Уточья башня долгое время называлась Красной (красивой), а описания монастыря XVIII века отмечают, что «она
особливого примечания достойна» и «между наи...
17. Музей-заповедник: Живопись XVI века
Это не «милостивый» Спас Андрея Рублева, а образ грозного небесного царя, сила и мощь которого должны были как бы напомнить
и о величии власти царя земного. Интересным памятником эпохи
является икона «Новозаветная Троица»,или, как она часто называется,«Отечество».Одним из замечательных достоинств древнерусских
иконописцев всегда было их умение воплотить в конкретных художественных образах сложные, отвлеченные идеи. Положение во гроб.
Плащаница. Шитье. 1561. Мастерская Старицких Икона «Новозаветная Троица» свидетельствует о поисках наиболее конкретной и
понятной формы для выражения идеи единства Троицы, где каждый из ее символ...
20. Историко-художественный музей-заповедник
Появлению этого документа предшествовала работа многих ученых и специалистов, привлеченных Народным комиссариатом просвещения
к деятельности в Комиссии по охране памятников искусства
и старины Троице-Сергиевой лавры. Она была создана в октябре 1918 года и на несколько лет взяла на себя заботу о национализированных
монастырских сокровищах. В состав комиссии в разное время входили известные деятели отечественной культуры Ю.А.Олсуфьев,
П.А.Флоренский, П.Н.Каптерев, реставраторы и музейные работники Т.А.Александрова-Дольник, Н.Д.Протасов, А.Н.Свирин,...
21. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (5)
Здесь проявилась та сила русского духа, высота которого не случайно сравнивается с лучшими монументальными памятниками античного мира. На это указывают русские иконы, которые «представляют,
быть может, единственный случай испытывать общее зрительное впечатление, близкое к общему зрительному впечатлению от исчезнувших
произведений древнегреческой станковой живописи» [255, с. 458—460]. В своих воспоминаниях известный архидиакон Павел из Алеппо,
сопровождавший в середине XVII века Патриарха Антиохийского Макария в его путешествии в Россию, передает, что все ими ув...
24. Загорск, Сергиев Посад. История, современность, события, люди. Историко-культурный и краеведческий городской портал
Люди из разных уголков земного шара восхищаются удивительной гармонией, открывающейся в каждом памятнике, созданном русскими умельцами — учениками Преподобного Сергия, дарами-вкладами, принесенными
благодарными путешественниками, однажды посетившими Лавру и никогда не забывающими того, что пережили здесь. Знаки благодарения
Святой Троице и...
28. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (4)
Нравственное богатство народа наглядно исчисляется памятниками деяний на общее благо, памятями деятелей, внесших наибольшее
количество добра в свое общество. С этими памятниками и памятями
срастается нравственное чувство народа; они—питательная почва; в них его корни; оторвите его от них — оно завянет, как скошенная
трава. Они питают не народное самомнение, а мысль об ответственности потомков перед великими предками, ибо нравственное чувство
есть чувство долга. Творя память Преподобного Сергия, мы проверя...
30. Монастырь и слободы в XV веке
Поставленный «в похвалу» выдающихся заслуг Сергия Радонежского перед Отечеством, Троицкий собор стал, таким образом, одним
из первых мемориальных памятников Московской Руси, и его
сооружение явилось актом большого государственного значения. Летописи отметили, что на торжество закладки храма прибыли видные
церковные деятели и князья, с помощью которых Никон «собирает отвсюду зодчиа и камнесечцы мудры» и очень скоро «церковь прекрасну
вздвиже». Украшение церкви иконами и стенописью поручается прославленным художникам — Андрею Рублеву и Даниилу Черному, которы...
40. Музей-заповедник: Живопись XVII века
Она дает ясные представления об искусстве иконописи, тесным образом связанном с жизнью русского народа, с его историей, где
каждая эпоха оставила свой след, создала свои идеальные образы. Памятники
древней живописи — неисчерпаемый источник обогащения духовного мира советских людей, воспитания чувства прекрасного, горячей
любви к родной земле.
...
43. Музей-заповедник: Древнерусская живопись XIV—XVII веков
Икона ростовской школы. XIV век Многие памятники древнерусского
искусства — своеобразные исторические документы, сообщающие нам имена мастеров, владельцев-вкладчиков, дату выполнения произведения,
причину его вклада в монастырь. Вкладчиками в Троицкий монастырь были цари, великие и удельные князья, бояре...
44. Колокольня (1741-1769 гг.)
Колокольня Троице-Сергиевой лавры — один из высокопоэтичных памятников
национального зодчества, в котором вековое представление русского человека о красоте нашло такое же яркое и полное отражение,
как и в народных песнях и сказаниях, только не словом, а средствами архитектуры. Поэтому нельзя не согласиться с А. И. Михайловым,
когда он соотносит с лаврской колокольней народную песню «Во поле березонька стояла»: «Произведение Ухтомского, легко и стройно
возносясь над далеко раскинувшимся ландшафтом, невольно ас...