Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

паломник

 

1. Троице-Сергиева Лавра. Общественное служение. (4)

Из разных стран возжигают здесь свечу именитые и простые паломники. И огнь, который возгорается здесь, надолго сохраняется в душах тех, кто ищет мира и стремится к нему. «Святость человеческой жизни,— заявил он,— для христианина неприкосновенна, она не должна быть оскорблена богохульными попытками найти ей какую-то компенсацию в ма...

2. Город и монастырь в XIX - начале XX века

1902 К середине XIX века Сергиевский Посад стал крупнейшим городом Московской губернии — к 1859 году в нем значилось 15 700 жителей и его ежегодно посещало до 230 тысяч паломников. Открытие благоустроенного шоссе (1845) и железной дороги (1862) между Москвой и Сергиевским Посадом способствовало еще большему увеличению числа посетителей монастыря. Было начато даже строительство трамвайной линии по шоссе от Москвы до лавры, но работы эти прекратились в 1914 году в связи с начавшейся мировой войной. Все в городе подчинялось бойкой торговле: магазины, лавки, питейные заведения, склады и лабазы теснились на Красногорской площади, лепились...

3. Луковая башня

Еще ранее, к 500-летию кончины Сергия (1892), с южной стороны монастыря, напротив Луковой башни, был поставлен каменный, трехэтажный странноприимный дом для паломников, посещающих обитель. ...

4. Трапезная с церковью Сергия (1686—1692 гг.)

Она имеет высокий подклетный этаж, в многочисленных помещениях которого размещались хозяйственные службы: кухни, амбары, кладовые, хлебопекарни и даже столовые для паломников. Открытая галерея (гульбище) окружает здание; с гульбища входы ведут в церковь и обширную Трапезную палату, где проводились торжественные приемы и церемонии. С востока к палате примыкает высокая бесстолпная церковь Сергия с тремя полукружиями апсид, а с юга — малая трапезная пала...

5. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (3)

Существуют они и поныне, связуя две обители — на Святой Горе Афон и в России, куда притекают паломники, видя истоки благодати, которую стяжали предшественники наши через подвиги на этих святых местах. В книгах Троице-сергиевой лавры мы находим ключ к пониманию многого в жизни, речах, действиях столь скупых на слова русских людей прошлого. Яснее становится, каков был путь, следуя по которому, люди того времени достигали в жизни и творчестве ...

6. Загорск, Сергиев Посад. История, современность, события, люди. Историко-культурный и краеведческий городской портал

«Этот монастырь не имеет себе равных не только в стране Московской, но и во всем мире»,— восклицал уже в XVII веке архидиакон Павел Алеппский, паломник, посетивший Лавру вместе с Антиохийским Патриархом Макарием. Подобные свидетельства оставляют и ныне в Книге записей многие почетные гости. Люди из разных уголков земного шара восхищаются удивительной гармонией, открывающейся в каждом п...

7. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (4)

Узкие, едва заметные в чаще леса тропинки, соединявшие монастырь с первыми поселениями вокруг него, со временем превратились в широкие дороги, проторенные жителями окрестных деревень и слобод и многочисленными паломниками. Жизнь и судьба их во многом определялись тесной связью с Обителью, являвшейся своеобразной школой. Со временем иконопись, ювелирное дело и особенно резьба по дереву становятся вторым занятием крестьян. «Здесь не только соха и коса, топор и пила, но и станок токаря, и кисть живописца, и трость книжника-скорописца были в действии»,— писал в прошлом веке хранитель монастырской библиотеки. Привитые монастырем художественные вкусы наложили отпечаток на всю последующую и...

8. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (4)

Утверждая мир в себе через подвиг смирения, священноиноки служат приходящим к ним на исповедь многочисленным паломникам своим добрым советом, умиротворяя их смятенные души. Разные жизненные обстоятельства приводят в Лавру верующих людей. Нередко притекают сюда за советом и благословением православные из других стран. Члены православных делегаций, прибывая в Обитель, просят принять их исповедь и разрешить недоуменные вопросы. На многие вопросы приходится отвечать инокам ввиду все расширяющихся контактов с инославным миром. Ответст...

9. Художественно-педагогический музей игрушки

Развитию и процветанию здесь этого промысла во многом способствовало то обстоятельство, что Троицкую лавру посещало большое число паломников, которые охотно покупали эти игрушки. Сергиевские мастера выработали рациональные приемы обработки дерева, что и определило своеобразие местных игрушек. Старик и старуха. Резное дерево с росписью. Сергиевский Посад Вторая половина XIX в. Большим разнообразием сюжетов отличаются Сергиевские игрушки из папье-маше, которые получили распространение в начале прошлого века. Они изготовлялись с помощью деревянных форм — «болвашек». С различных деревянных фиг...

10. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (1)

Иные иноки молятся о живых и усопших, прочитывая Синодики, в которые вписывают имена родных и близких прибывшие в Лавру паломники, иные творят поминовение на просфорах. Вслед за 9-м часом совершается Вечерня, чинопоследование которой соответствует общему Уставу Православной Церкви. «Почему мы пения на дни святых и освященные праздники начинаем с вечера? — спрашивает Блаженный Симеон Солунский и отвечает:—Потому с вечера мы начинаем петь хваления святым, что они, ...

11. Город и монастырь после 1917 года

1926 Многие жители Посада, занимавшиеся ранее обслуживанием паломников, остались без средств к существованию и потому стали покидать город. Советская власть принимала все возможные меры к быстрейшему пуску остановленных производств и трудоустройству безработных, организовывала кооперации кустарей, курсы по ликвидации неграмотности, Советские административные учреждения разместились в лаврской гостинице и Торговых рядах на Красногорской площади. Здесь в ноябре 1926 года был открыт памятник В. И. Ле...

12. Монастырь-крепость и посад во второй половине XVII века

Широкая торговля и многочисленные паломники способствовали также развитию здесь различных видов художественных промыслов. Среди них особую популярность получило в дальнейшем изготовление резных и крашеных деревянных изделий и детских игрушек. ...

13. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (5)

Обитель несет христианское свидетельство и совершает свое служение современному человечеству непрекращающейся молитвой о мире и о единении христиан, своей Литургической жизнью. Помимо богомольцев и паломников, Лавру посещают иностранные гости. В течение всего года в Обитель приезжают люди из разных уголков земного шара. Невозможно учесть всех в этом человеческом потоке, каждый день широко вливающемся в Святые вр...

14. Посадские церкви

До тех пор, пока Московская дорога не была отведена от села Клементьева, эта церковь была первой, которую посещали паломники из Москвы перед тем, как они направлялись в монастырь; на площади вокруг церкви постоянно шумели базары, на которые съезжались купцы из многих городов и даже других стран. И не случайно местные жители ...

15. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (5)

Здесь, в храме святого Иоанна Предтечи, что над Святыми вратами, после Полунощницы совершается исповедь паломников. Икона святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. XVI в. ЦАК МДА. Тропарь, глас 4: Прордче и Предтече Пришествия Христова, достойно восхвалйти тя недоумёем мы, любовию чтущий тя: неплодство бо рождшия, и отчее безгласие разрешйся славным и честным твоим рождеством, и воплощение Сына Божия мйрови проповедуется. ...

16. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (10)

«Заверяем, что православная Полнота Кипрской Церкви всегда питает глубокое уважение и почтение к Православной Русской Церкви, присутствие которой она видит и ощущает ежедневно и в священных русских сосудах, и в благочестивых пожертвованиях русских паломников, посещавших некогда Кипр, и в изучении истории всей Православной Церкви».—Хорепископ Константийский Хризостом — от Кипрской Православной Церкви. «Принося вам чувства братской любви Священного Синода, желаю, чтобы Освященный Поместный Собор братской Русской Церкви, созванный под мудрым руководством Патриаршего Местоблюстителя и водимый Святым Духом, не только избрал доброго, великого и достойнейшего Патриарха, но и осуществил все то, что желает и ожидает Русс...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................