Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

палаты

 

1. Монастырь-крепость и посад во второй половине XVII века

Именно в это время монастырские власти возводят монументальные здания новой трапезной палаты с церковью Сергия и каменный дворец для царя — так называемые царские Чертоги. Обе эти огромные постройки, завершенные в течение двух последних десятилетий XVII века, поражают исключительным великолепием и богатством убранства своих цветисто раскрашенных фасадов. Поставленные друг против друга, они эффектно оформили центр монастыря, ...

2. Трапезная с церковью Сергия (1686—1692 гг.)

(Подобные колонки впервые появились в обрамлениях окон Грановитой палаты Московского Кремля при перестройке ее фасадов в 1682 г., и, может быть, те же мастера повторили их здесь, в Троицком монастыре, но дополнив развитым фронтоном.) Яркая раскраска «в шахмат» синими, красными и зелеными цветами покрывает фасады Трапезной сплошным узорчатым ковром. Несколько измененное чередование цветов на криволинейных поверхностях апсид церкви (вместо синего включен белый цвет) еще более усиливает иллюзию рельефного «бриллиантового» рус...

3. Монастырь-крепость и посад в первой половине XVII века

В одну линию с ризницей располагались келарская, казначейские, соборные, крепостные и больничные палаты с шатровой церковью Зосимы и Савватия (1635). Между церковью и поварней находились кузница и амбар, где была оружейная мастерская и хранились запасы оружия. Все эти сооружения стояли параллельно западной крепостной стене, отделяясь от нее лишь узким проходом; сама ограда постепенно стала также приспосабливаться для разного рода хозяйственных целей. Так, во время составления описи зд...

4. Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)

Апсида, как и у Духовской церкви, украшена тягами, соединенными гирляндой дужек с белокаменными вставками — крабами. Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия. 1635-1638 годы В середине XVIII века западную линию келий и Больничные палаты перестроили «по ранжиру», то есть в одну прямую линию с одинаковым ритмом окон, в XIX веке над двухэтажными кельями был надстроен третий этаж. Ц...

5. Историко-художественный музей-заповедник

Исполненная мастерами Оружейной палаты Московского Кремля, она стала превосходным образцом искусства чеканки. На ней некогда был укреплен хранящийся в настоящее время в собрании музея чеканный золотой оклад, украшенный по краям двадцатью черневыми гробницами, а вверху — двумя византийскими камеями XV века. Эти произведения искусства отличаются выразительностью, вир...

6. Царские Чертоги (конец XVII в.)

Лепнина потолка другой палаты (спальни), состоящая из аллегорических сюжетов, эмблем и надписей, призвана выражать «радость России видеть на престоле Елизавету». Примечательны две огромные нарядные печи в этих палатах: одна из них сложена из цветных изразцов с растительным орнаментом и име...

7. Монастырь-крепость и посад в XVI веке

С окончанием строительства Успенского собора завершилось формирование архитектурного облика монастыря-крепости в XVI веке, определилась его территория, большинство зданий стали каменными; при этом низкие крепостные стены (5—5,5 м), располагаясь с юга и запада по склонам холма, не закрывали внутреннего пространства монастыря, оставляя хорошо видимыми его храмы и палаты. Села и слободы, теперь уже сплошным кольцом окружавшие монастырь-крепость, по-прежнему находились в некотором отдалении. Свободная от застройки территория вокруг стен хорошо просматривалась и могла легко простреливаться из амбразур ограды и башен; вместе с тем она предохраняла крепость от пожаров, так часто возник...

8. Предтеченский корпус (XVII в.)

Каждая келья состоит из трех помещений: сеней и жилой комнаты с окнами в сторону главной площади монастыря, а также большой палаты для «послушания» (работы), обращенной окнами к крепостной стене (так называемая «келья тройня»); торцевые секции келий несколько отличны по планировке — у них есть еще одна жилая комната. Во время Описи 1641 года в Предтеченском корпусе жили соборные старцы, иконописцы и книгописцы. Переходы между Келарской башней и северной пристройкой. XVII в. Согласно монастырскому уставу, кельи не должны были сообщаться между соб...

9. Успенский собор (1559—1585 гг.)

Два бронзовых паникадила искусного литья и чеканки, висящие перед иконостасом, выполнены в XVII веке мастерами московской Оружейной палаты. Монументальная бронзовая решетка на солее установлена в 1880 году; тогда же чугунный пол XVIII века был заменен каменными плитами. Рождестао Христово, фрагмент росписи сводов Успенского ...

10. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (3)

1734—10 декабря при архимандрите Варлааме освящена церковь над гробом преподобного Михея Радонежского в честь Явления Пресвятой Богородицы со святыми Апостолами Преподобному Сергию Радонежскому. 1735 — Две каменные палаты обращены в церковь Одигитрии. 1737—Императрицей Анной Иоанновной устроена серебряная сень к святым мощам Преподобного Сергия. 1738—Устроена Троицкая Духовная Семинария. 1739—Учреждена должность наместника монастыря. 1740— 1770 — Осуществлялось строитель...

11. Пивная башня

Балдина В Пивной башне размещались пивная и квасная палаты; в глубоких каменных погребах или ледниках, примыкающих к ней со стороны монастыря, хранились различные припасы, а перед башней, на берегу реки, располагался бочарный двор. При надстройке крепостных сооружений в середине XVII века Пивная башня была вдвое увеличена по высоте, а...

12. Михеевская церковь (1734 г.)

1734 год Вход в церковь Сергия с гульбища во многом напоминает тип «фонарного» крыльца у Трапезной палаты, но значительно меньших размеров; к нему ведет широкая лестница с торжественными всходами гранитных ступеней. Такой же широкой и торжественной была прежде лестница у другого входа в Трапезную до ее перестройки в XVIII веке в связи с соо...

13. Троицкий собор (1422—1423)

), вычурная ротонда Смоленской церкви на своеобразном стилобате из четырех криволинейных лестниц-папертей (1745) и нарядные Больничные палаты с шатровой церковью Зосимы и Савватия (1635—1638). Центр этой главной монастырской площади отмечен памятным четырехгранным обелиском из песчаника (1792), на гранях которого, говоря словами Н. М. Карамзина, «изображены четыре эпохи славы его (монастыря.— В. Б.) и незабвенные услуги, оказанные им России». Троицкий собор, как главная святыня монастыря, больше и чаще других зданий подвергался различным дополнениям и переделкам. Летописи отмечают, что царь Василий III, возвращ...

14. Смоленская церковь (1745—1753 гг.)

) В угоду новым вкусам эпохи, с одобрения императрицы Елизаветы, начались перестройки «для лучшего в монастыре пришпекта и пространства». Больничные палаты и Смоленская церковь В это время на месте каменной поварни XV века, возведенной В. Д. Ермолиным, на средства монастыря и графа А. Г. Разумовского построена небольшая церковь Смоленской богоматери — бесстолпная, круглая в плане, с высокими белокаменными крыльцами с четырех сторон. Оригинальный иконостас Смоленской церкви не сохранился. В настоящее время в ней установлен резной, со скульптурными фигурами иконостас из московской церкви Параскевы Пятницы, удачно ...

15. Монастырь и слободы в XV веке

Вполне вероятно, что строителям Грановитой палаты (1487—1491), итальянцам Марко Фрязину и Пьетро Антонио Солари, ермолинская трапезная в Сергиевом монастыре была указана в качестве образца, подобно тому как Аристотелю Фиораванти до начала постройки Успенского собора в Московском Кремле было предлож...

16. Казначейский корпус келий (XVII в.)

Так, в длинном Казначейском корпусе келий -— напротив западного фасада Успенского собора — оказались как бы замурованными несколько отдельных построек: палаты казначейские, палата крепостная (в которой хранились скрепленные печатью документы на вотчинные владения монастыря), палаты соборные, где сидели архимандрит, келарь и казначей «для расправы всяких монастырских дел», а также больничные палаты со своей церковью. Это произошло в середине XVIII века, когда стала производиться капитальная перестройка монастыря в духе нового времени. Разнообразные объемы палат объединили под один фасад с симметричным ...

17. Музей-заповедник: Живопись XVII века

Большим почитателем таланта Симона Ушакова был глава Оружейной палаты Богдан Матвеевич Хитрово, о чем свидетельствуют вложенные им в Троицкий монастырь иконы. В 1670-х годах по заказу Богдана Хитрово Симон Ушаков написал две иконы с изображением игумена Троицкого монастыря Никона Радонежского, одна из которых маленькая, погрудная, другая — большая, в рост. В обоих произведениях чувствуется еще значительная зависимость от старых, канонических образцов: изображения фронтальны, строго симметричны, трактовка одежд — плоскостная. Наиболее у...

18. Музей-заповедник: Золотое и серебряное дело

Основным центром золотого и серебряного дела, откуда выходили лучшие произведения, являлись мастерские Оружейной палаты Московского Кремля. Златокузнецы и серебряники, работавшие в них, продолжали совершенствовать мастерство своих предшественников. Тончайшую гравировку и чернь можно видеть на золотых крестах, один из которых, обнизанный крупным круглым жемчугом, вложен дочерью царя Михаила Федоровича — Ириной, а другой — с изображениями много...

19. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (2)

1635—1638 — Построены больничные палаты с церковью в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. ...

20. Историко-художественный музей-заповедник

В XVIII веке по заказу монастырских властей в мастерской Оружейной палаты Московского Кремля для иконы создается чеканный серебряный оклад, покрытый толстым слоем золота. Неизвестными русскими мастерами в начале XVII века был создан еще один выдающийся памятник прикладного искусства — внушительных размеров (почти полутораметровый по высоте) сложного рисунка серебряный подсвечник, также подаренный монастырю Борисом Год...

21. Каличья башня

Каличья башня Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия. 1635-1638 годы. Каличья башня. 1758-1778 годы. Смоленская церковь. 1745-1748 годы Каличья башня служит звеном, смыкающим расходящиеся здесь два прясла крепостной стены. В XVI веке на этом месте были Конюшенные ворота, называвшиеся ...

22. Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)

Среди многочисленных помещений этого этажа своими размерами и убранством выделялись Патриаршая и Царская палаты. Царская палата Митрополичьих покоев Патриаршая палата, располагавшаяся в восточной части здания, вскоре была превращена в домовую церковь и украшена «лучшим свода и стен расписанием. . . с лепной резьбой» (1795). Раскрашенные скульптурные изображения Отечества с четырьмя евангелистами в окружении ангелов и херувимов выглядят здесь как-то необычно для русской церкви. ...

23. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (2)

Трофимов И. В. Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия XVII в. и их реставрация. – Сообщения Загорского гос. ист.-художественного музея-заповедника, 1960, вып. 3, с. 107—129; ил. 169. Иванов А. Свято-Духовская церковь Троице-Сергиевой Лавры.— Журнал Московской Па...

24. Музей-заповедник: Живопись

Экспонируемый в музее деревянный позолоченный двуглавый орел — герб Русского государства — сделан мастером Оружейной палаты Василием Коробовским в 1684 году. Петр I и его брат Иван Алексеевич подарили герб Троице-Сергиеву монастырю. Это своеобразное произведение русского декоративного искусства находилось раньше в алтаре Успенского собора. Выразительный силуэт орла мастер искусно дополнил декоративными вазами и завитками, создающими красивую пирамидальную композицию, увенчанную царской короной. ...

25. Основание монастыря. XIV век

); 11 — усыпальница Годуновых (1605, 1780); 12—обелиск (1792); 13 — колокольня (1740—1770); 14 — Смоленская церковь (1745—1748); 15 — царские Чертоги (конец XVII в.); 16 — Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия (1635—1638); 17 — Казначейский корпус келий (XVII в., 1859); 18 — Крепостная палата (XVI в., XVII в.); 19 — Лестничная башня (1746—1749); 20 — ризница (1781); 21 —• Варваринский (Донской) корпус келий (XVI1 в,, 1906); 22 — Предтеченский корпус келий (1640); 23 — надвратная церковь Иоанна Предтечи (1693— 1699); 24 ~ книжная лавка (офис, 1895); 25 — Экономовский корпус келий (XVII в., XIX в.); 26 —Часозвоня (нижний ...

26. Музей-заповедник: Серебряные изделия

Указом Петра I лучшие мастера «разных художеств» были переведены из Оружейной палаты в Петербург, где было организовано два цеха мастеров-ювелиров: русский и иностранный. Однако старинные центры продолжали свою деятельность, и в их изделиях наряду с новыми веяниями были сильны традиции более раннего времени. В коллекции музея особенно много произведений московских мастеров. Таковы, например, оклад иконы Тихвинской богоматери и оклад Евангелия работы мастера Серебр...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................